План-конпект урока по литературном чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Галимова Екатерина Алексеевна

План урока по литературному чтению по етме Зарубежная литератур "Храбрый Персей" мифы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspek_literaturnoe_chtenie.docx218.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК «Школа России», 3 класс

(В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 часть, стр. 190 - 199)

Целевой компонент урока:

Тема урока: Мифы древней Греции. «Храбрый Персей».

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста мифа, через ознакомление с мифом «Храбрый Персей»,для умения давать характеристику героев, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять жанровые особенности мифа.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с мифами Древней Греции; расширить кругозор обучающихся; познакомить их с древнегреческим мифом.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с мифом; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: инициативность   в построении совместной учебной деятельности; стимулировать желание обогащать свой кругозор.

Планируемые результаты:

Личностные: формирует устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирует положительное отношение к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирует умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планирует и организовывает работу в группе.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознает познавательную задачу; читает, извлекая нужную информацию; осознает смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивает выполненные действия и вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строит монологическое высказывание на заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ведет диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивает свою позицию.

Предметные: анализирует текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделяет жанровые особенности; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и составляет вопросы по содержанию прочитанного, находит части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносит поступки героев с нравственными нормами; участвует в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

     1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, дети! Садитесь. Продолжим работу. И сейчас у нас урок литературного чтения.

     2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

     3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

У.: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

О.: поднимают руки.

У.: - Кто готов помогать друг другу?

О.: поднимают руки.

У.: - Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?

О.: поднимают руки.

У.: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

У.: - Ребята, откройте учебники на стр. 189. С каким разделом мы с вами сегодня начинаем знакомиться?

О.: - Мы начинаем знакомиться с разделом «Зарубежная литература».

У.: - Верно. Каких зарубежных авторов вы помните?

О.: - Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен.

У.: - Хорошо, ребята, а какие зарубежные произведения вы знаете?

О.: - Кот в сапогах, Красная шапочка, Принцесса на горошине.

У.: - Молодцы!

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: -  Сегодня мы с вами перейдем к изучению нового раздела, ранее мы с вами изучали произведения таких жанров как сказка, повесть, рассказ, а для того, чтобы определить жанр произведения, который мы с вами сегодня будем изучать, читать и анализировать, я предлагаю вам разгадать ребус.

                                     https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5aba6eeb835d7/871351_2.jpeghello_html_4053dbce.jpg

https://ck.ot7.ru/uploads/3/4/0/Miska_3407.jpg        

О.: - Это миф.

У.: - Молодцы! Как вы думаете, что означает слово «миф»?

О.: - Я думаю, это сказка, что-то древнее, как легенда.

У.: - Вы были близки. Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

У.: - Кто автор этого произведения?

О.: - Автор не написан, значит это произведение создано народом.

У.: - Правильно!

У.: - Сейчас мы с вами разделимся по группам, каждой группе будет дан паззл. Ваша задача – собрать картинку. Когда соберете паззл – поднимите руку.

О.: собирают паззл.

У.: - Ребята, мы с вами собрали паззл. Пока мы не знаем, кто изображен на картинке. Для того, чтобы нам это определить, нам нужно разгадать ребус.

О.: - Храбрый Персей.

У.: - Вы проделали такую большую работу, теперь ответьте на вопрос. Какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: - Тема нашего урока: «Мифы Древней Греции. Храбрый Персей».

У.: - Правильно, сегодня мы познакомимся с одним из многих мифов Древней Греции про «Храброго Персея» автором которой является народ. Но прежде чем мы будем читать это произведение попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться…

О.: - Познакомимсяс мифом «Храбрый Персей»; узнаем, что такое миф; будем учиться анализировать миф; вспомним, что знаем о Греции.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Краткие биографические сведения об авторе.

У.: - Ребята, что вы знаете о Греции?

О.: - Греция – это европейская страна. Её столица – город Афины. В Греции были проведены первые в мире Олимпийские игры. Греция в древности была известна своей архитектурой, учеными и литераторами и т.д.

У.: - Молодцы,а сегодня нам предстоит познакомиться с литературным наследием этой страны. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями.

2) Словарная работа.

У.: - Ребята, у вас на столах лежат слова, к которым необходимо подобрать верные определения. Для того чтобы получился правильный ответ нужно собрать кусочки определения в одно целое.  Все работают в парах.

У.: - Вельмо́жа – это знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.

Скита́ться – это переходить, переезжать из одного места в другое, проводить жизнь в странствиях.

По́греб – подземное помещение для хранения продуктов.

По́двиг – самоотверженный героический поступок.

V. Физкультминутка

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

2. - правую руку вперед, левую вверх.

3. - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Первичное чтение. Анализ первичного восприятия.

Речевая разминка.

У.: - Чтение начнем с речевой разминки. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

О.: повторяют.

Чтение мифа.

У.: - Сейчас Вы по очереди прочитаете текст на стр. 190 до стр. 196.

О.: читают произведение.

У.: - Вам понравилось это произведение?

О.: - Да, понравилось.

У.: - Почему?

О.: - Потому что Персей спас свою Родину и защитил свой народ от злой колдуньи Медузы Горгоны.

У.: - Какие эпизоды вам особенно запомнились?

О.: - Когда Персей отрубил голову Медузе Горгоне, это показало его смелость и храбрость.

VII. Вторичное чтение. Анализ содержания басни.

Чтение про себя.

У.: Откройте учебник на стр.196 и прочитайте про себя до стр.199.

О.: читают про себя.

У.: - Кто является главным героем и каким он был?

О.: - Главным героем является Персей, он был смелым, храбрым, отважным человеком.

У.: - Найдите подтверждение в тексте.

О.: - «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…».

У.: - С кем пришлось бороться Храброму Персею?

О.: - Персей боролся с Медузой Горгоной.

У.: - Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.

О.: - Медуза Горгона – это крылатая женщина. Она была очень красивая. «Её крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо…». Медуза Горгона спокойная, но ее спокойствие – это злость и жестокость.Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. Они играли в веселые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную глыбу камней.»

У.: - Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что?

О.: - Персей захотел отмстить Медузе за ее злые дела.Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою Родину!»

У.: - Как действовал Персей?

О.: - Персей действовал быстро, решительно.

У.: - Как вы думаете, что мы еще можем сказать о Персее, если он один нашел способ борьбы с Медузой Горгоной?

О.: - Персей был находчивым.

У.: - Как вы считаете, можно поступок Персея назвать подвигом и почему?

О.: - Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей.

У.: - Значит, в мифах рассказывается о подвигах героев. Каких?

О.: - Герои в мифах вымышленные.

У.: - Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе?

О.: - Сестры Медузы проснулись и полетели за ним в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!».

У.: - Кто встретил Храброго Персея по дороге?

О.: - По дороге ему встретилась добрая волшебница по имени Афина Паллада. Она подарила Персею волшебные сандалии за его геройство, и наш герой отправился в свой родной город.

У.: - Верно! Что произошло в городе, когда Персей вернулся?

О.: - Когда Персей вернулся в город, все люди радостно встречали его. Он пришёл к Царю Полидекту доказать, что победил Медузу Горгону. Царь ему не поверил, поэтому Персей достал голову Медузы, и Царь и его вельможи превратились в камень.

У.: - Как вы считаете, заслуженное наказание получил Царь Полидект и его вельможи? Почему?

О.: - Да, они получили заслуженное наказание, так как думали только о себе, а не о своем народе.

У.: - Значит, в мифах добро вознаграждается, а зло наказывается.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: - Как вы думаете, зачем люди слагали мифы?

О.: - Люди слагали мифы, для того чтобы учить нас быть смелыми, храбрыми, честными, сильными.

У.: - Прочитайте пословицы и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому произведению.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.

О.: - Мне кажется, к этому мифу подходят все пословицы. Например, Персей, как в первой пословице, был смелым, в отличие от Царя Полидекта, и поэтому он смог победить злую Медузу Горгону. Во второй пословице говориться о том, что не бывает двух победителей и двух проигравших. Всегда в каждом сражении есть один победитель и один проигравший. Других исходов не бывает. И в третьей пословице, как и в мифе, говориться о том, что за благородное дело можно и жизнь отдать, а не прятаться за спины других. Персей был смелым и пошел защищать свой народ, несмотря на то, что был обречен на смерть. А Царь в это время прятался в подземелье и пировал со своими вельможами.

У.: - Молодцы! По вашему мнению, на какие литературные жанры похожи мифы?

О.: - Мифы похожи на сказки и легенды.

У.: - Почему вы так думаете?

О.: - Потому легенды, как и мифы, написаны очень давно. Легенда и миф похожи тем, что они придуманы народом в древние времена и в их основе лежит преувеличение способностей героев. Оба относятся к эпическому народному жанру. Можно сказать, что миф, как и сказка, – вымысел и несет в себе поучительный характер. Но миф, более реален, хоть и пытается одушевить все реальное и найти в нем магию. Сказка и миф учат нас поступать по совести, слушать свое сердце и быть добрыми.

У.: - Мы провели с вами большую исследовательскую работу! Героев мифов мы встречаем не только в литературе, но и в искусстве.

У.: - Именами мифических героев называют созвездия. «Выйди в ясную ночь и взгляни небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень. Рядом Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно они прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя Персея, который спас всех от Медузы Горгоны и от жестокого морского чудовища».

У.: - Почему рядом с созвездием Персея находится созвездие Андромеды?

О.: - Персей и Андромеда любили друг друга и долгие годы жили мирно и счастливо. Боги, наблюдающие за ними с небес, после смерти, влюбленных решили поместить их на небо в виде созвездий. Потому возле группы звезд Андромеды находится звездное скопление, носящее имя ее мужа.

У.: - Теперь возвращаемся к нашим «словам-помощникам», определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока.

О.: - Сегодня на уроке мы познакомились с мифом «Храбрый Персей», узнали, что такое миф, научились анализировать миф, вспомнили, что знаем о Греции.

У.: - Ребята, я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в течение урока, и назвать одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.

О.: рассказываю о трех моментах, которые им запомнились на уроке, и называют одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были такими активными, внимательными. Спасибо вам за урок!

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: - Дома прочитайте миф еще раз и ответить на вопросы после текста.

http://shkolnaiapora.ru/wp-content/uploads/2017/07/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D1%83.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....