Приемы формирования читательской грамотности
методическая разработка по чтению

Аглюлина Оксана Альфарисовна

Для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. В работе излагаются различные приемы по формированию читательской грамотности у учащихся  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_po_formirovaniyu_chitatelskoy_gramotnosti.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы  формирования читательской грамотности

 «Читать – это еще ничего не значит:

что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело.

Читать – значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл.

К. Д. Ушинский

            В век высоких технологий человеку нельзя обойтись без чтения. Наша страна всегда была и остается самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются.

        Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.  Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у детей читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы. Читательская грамотность сегодня -  один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе.

На разнообразных уровнях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  • осознанно читать и воспринимать на слух, уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из средств массовой информации и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • уметь работать с текстом.

       Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. В условиях стремительного развития мира (информационно- коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень важная задача ‒ развитие читательской грамотности учащихся. 

          Что же такое читательская грамотность? Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Первым шагом на пути к развитию читательской грамотности  должна стать начальная школа. Не зря во ФГОС отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или  пассивным.

          Сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

 А для этого педагогу нужно использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений.

 Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

          Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

        На разных этапах урока можно использовать следующие приёмы:

«Потерянные буквы» ( например: ..сква, д.в.чка, с.ба.а и др.)

 Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

 «Чтение с остановками». 

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 «Сыщик». 

      Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.  Благодаря «Сыщику» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

«Наступила весна». 

Ученикам предлагается прочитать фразу «Наступила весна»:

- спокойно; радостно; громко; тихо; грустно;

- с раздражением; со страхом; со злостью.

     Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки, короткие стихи.

Найдите и прочитайте 6 слов, начинающихся с буквы А:        

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

     АЗБУКАРКТИКАРТИСТКАРФАДМИРАЛГЕБРА

Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

 За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

 Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.

 «Найди ошибку»   

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

Слезами морю не поможешь.

Здоровому – грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Два сапога – тара.

 Не руби лук, на котором сидишь.

Ус хорошо, а два лучше.

       «Запутанное письмо»      

Например: задания от простого к более сложному.

1. Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.

БАЖА -...

САЛИ -...

ЗАРО -...

2. Пропуск буквы в левой половине равенства.

Прочитай слово.

Я. + В. РЬ =

Л. Ф +Т =

3. Пропуск букв в обеих половинах равенства.

 Прочитай слово.

Б. + Г. Ж =. АГА.  

М. РА. =. И +. Ж

. Е. ЛА = М. Т +.  

М. СК. =. А. +. А

. ОЛ.. К = П. Д + НИ.

. ЕЧА = СВ. +. ЧА

4. Вычитание из последнего слога.

 Прочитай слово.

 МО + РО + ЗА - А =....

 БЕ + СЕ + ДРА - Р =....

 КОМ + НА + ТВА - В =....  

Реконструкция слова в составе предложения.

Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.

Весна была АННЯЯР. Была ранняя...

Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.

Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.

Прочитай тексты.

Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.

Чтение чистоговорок

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

 «Письмо с дырками».      

 (И.З.Суриков «Детство»)

Вот моя ______,

Вот ____ дом ______.

Вот качусь я в ______

По горе ______.

Вот ______ санки, и я на ____ хлоп-

Кубарем ______ я  под гору, в ______.

Составление синквейна      

(от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – 
одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – 
два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – 
три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – 
фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме 
существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начинаю уже в 1 классе. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям

Цветок (А.П. Платонов «Цветок на Земле»

Незаметный, плохонький

Растет, дышит, трудится

Из смерти работает жизнь

Труженик

 «Тонкий и толстый вопрос»      

 (дети самостоятельно задают вопросы)

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила…

Дайте объяснение, почему..

Оля съела... …

Предположите, что будет, если…

       «Пол-арбуза».    

       Предлагаю  своим ученикам провести  эксперимент со словами. Берём  книжку и непрозрачную линейку. Прикрываем  линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Перемещаем  линейку выше и показываем  только нижнюю часть слов. Читаем. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать  вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.

       «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Озвучиваю  задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.  

«Уголки» 

Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

«Чтение с пометками»

        Детям дается совершенно незнакомый текст (желательно,  не художественный, а содержащий какую-то научную информацию). Такой прием  чаще используется на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Учащиеся должны перед началом работы хоть что-то знать по предложенной теме.

Предлагаем детям следующую систему разметки:

«V» - знаю (мне это было известно ещё до чтения текста).

«+» – узнал что-то новое! (абсолютно новая информация).

«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» – возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете.

        Попросить детей делать пометки по мере необходимости и не слишком часто использовать «галочку». Если вы не хотите, чтобы дети ставили галочки и плюсики прямо в книге, предложите им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

4. После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:

 

+

 

 

?

 

        Данный приём не только помогает учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. На стадии рефлексии дети, используя заполненные таблицы, легко отвечают на вопросы: «Что нового вы узнали из текста?», «С чем бы вы поспорили?».

         В результате применения описываемых приёмов и методов у учащихся начальной школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

        Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013 г.
  3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007 г.
  4. Диагностика учебной успешности в начальной школе/Под ред. П.Г. Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. – М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009 г.
  5. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012 г.
  6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
  7. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
  8. Интернет – ресурсы:

http://mcbs.ru/chtenie/

http://www.openclass.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://pedsovet.su/

http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html

- http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

Формирование читательской грамотности (методы и приемы)

laquo;Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять ...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Приемы формирования читательской грамотности

Приемы формирования читательской грамотности...

Приемы формирования читательской грамотности

Данная презентация будет полезна для учителей начальной школы и основной. Здесь описаны приемы, которые можно использовать на всех учебных занятиях для развития умений читательской грамотности....