Приемы формирования читательской грамотности
учебно-методический материал

Зырянова Марина Михайловна

Приемы формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования читательской грамотности

Вопросно-ответные упражнения

Восстановление деформированного текста

Упражнения на дополнения – закончить предложение, используя информацию из текста

Исправления – корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте

Сопоставление – сравнение 2-х или более объектов

Перекодировка информации

Деление текста на абзацы

Составление плана

Предвосхищение, прогнозирование

Восстановление последовательности

Конспектирование, краткий пересказ, пересказ

(М.И. Оморокова)

                                               

Система эффективных учебных заданий, направленных на понимание текста (PIRLS)

1.Предсказать, что дальше происходит в тексте.

2.Описать основные характеристики текста.

3. Сравнить прочитанное с тем, что читали ранее.

4.Сравнить прочитанное со своим жизненным опытом.

5. Выделить основные идеи в прочитанном тексте.

Приемы формирования читательской грамотности

(Технология развития критического мышления)

 «Концептуальная таблица»

«Чтение с остановками»

На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

«Синквейн»

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

«Корзина идей»

«Кластер»

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».                           Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3.      По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1)   Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2)   Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3)   Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

«Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

«Уголки»

Возможно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

«Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

«Логическая цепочка»

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

«Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

«Верные/ неверные утверждения»

Утверждения

До чтения текста

+/-

После чтения текста

+/-

«Кубик (ромашка) Блума» (технология активно-продуктивного чтения)

На гранях кубика написаны начала вопросов:

  • Почему?
  • Объясни
  • Назови
  • Предложи
  • Придумай
  • Поделись

Примеры заданий для развития у младших школьников навыков осознанного (понимающего) чтения

                                   Слова – «приятели» и слова – «неприятели»

Задача обучающихся: найти слова – синонимы или слова-антонимы. У любого слова есть пара!

Можно включать фразеологические обороты.

Активный, вежливый, глубокий, грубый, пассивный, дружественный, мелкий, враждебный, индивидуальный, ненавистный, любимый, мягкий, твёрдый, коллективный, легкомысленный, серьёзный, робкий, светлый, смелый, темный.

Ахиллесова пята, бить баклуши, во весь дух, слабое место, время от времени, сломя голову, валять дурака, водить за нос, как ветром сдуло, обводить вокруг пальца, только его и видели, падать духом, вешать нос, от случая к случаю.

                                                                     «Словесная мозаика»

Из слов необходимо составить предложения. Длина предложений, их количество и сложность конструкций постепенно увеличивается.

Никиты у змей есть бумажный

в змея идёт  Никита парк пускать

и набрал  летит высоту змей

                                                           «Восстановление текста»

Можно использовать тексты литературных произведений, модифицировать тексты известных детям сказок или любую интересную для них информацию из энциклопедий, справочников.

Там её ждал сын.

Дюймовочка спала в скорлупке от грецкого ореха.

Она схватила бедную девочку.

Через окно в комнату прыгнула старая жаба.

Жаба стремглав поскакала к болоту.

                                             «Пропавшие слова»

Задача обучающихся: вставить в текст пропущенные слова.

                                                                      «Догадайся и найди»

Задача детей: найти пословицу (поговорку), соответствующую смыслу басни.

Правда не стареет.

Правда своё возьмёт.

На воре и шапка горит.

Правда суда не боится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

Формирование читательской грамотности (методы и приемы)

laquo;Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять ...

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

Приемы формирования читательской грамотности

Для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных ф...

Приемы формирования читательской грамотности

Данная презентация будет полезна для учителей начальной школы и основной. Здесь описаны приемы, которые можно использовать на всех учебных занятиях для развития умений читательской грамотности....