Конспект занятия по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

ЗАВГОРОДНЯЯ ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Тема. М. М. Зощенко « Ёлка». Герои произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 4

Тема. М. М. Зощенко « Ёлка». Герои произведения.
Цели.

Обучающие:ознакомитьучащихся с новым произведением, отрабатывать навык выразительного чтения, расширить знания о М. М. Зощенко, использовать в своей речи средства художественной выразительности.

Развивающая:Способствовать развитию связной устной речи учащихся, развивать внимание,развивать умение формулировать ответы на поставленный вопрос.

Воспитательная: Воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1. Организация начала урока. (40 секунд)
   1.1. Приветствие
   1.2. Объявление темы и целей урока
2. Проверка домашнего задания( 7 минут)
   2.1. Беседа по изученному произведению «Корзина с еловыми шишками»
   2.2. Переход к новой теме
3. Изучение нового материала ( 3 минуты)
М. М. Зощенко «Ёлка»
   1.1. Подготовка детей к восприятию текста
       1.1.1. Беседа
       1.1.2. Словарная работа
   1.2. Первичное чтение и проверка восприятия( 16 минут)
       2.1.1. Чтение учителем и детьми
        2.2.2. Беседа
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Повторное чтение с углубленным анализом ( 8 минут)
   4.1. Чтение  части рассказа вслух
       3.2. Выборочное чтение
5. Итоги урока( 2 минуты)
6.Домашнее задание( 2 минута)

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Подготовьте свои рабочие места, уберите все лишнее с парт.

1.2. Объявление темы и целей урока

- Ребята, сегодня на уроке мы с вамипродолжим знакомится с разделом Страна Детства и познакомимся с рассказом М. М. Зощенко «Ёлка».

2. Проверка домашнего задания( Фронтально)        

1. Беседа по изученному произведению «Корзина с еловыми шишками»

- С каким произведением вы познакомили на прошлом уроке? ( Корзина с еловыми шишками)

- А кто автор этого произведения? ( К. Г. Паустовский)

- Охарактеризуйте главных героев. ( Эдвард Григ - великий норвежский композитор, который встретил дочь лесника в лесу и захотел ей сделать подарок.

Дагни Педерсен - девочка, которая во время сбора еловых шишек (тех, благодаря которым рассказ назван именно так) встретила композитора. Она не знала, кто перед ней, но согласилась потерпеть до того, как будет готов подарок для нее, чтобы она смогла его понять. Пришло время и она поняла и оценила, поблагодарить лично, правда, уже не смогла.

Другие герои рассказа:

Это родственники девочки, прежде всего тетя Магла и дядя Нильс, у которых она гостила, когда закончила школу, как раз после того, как ей исполнилось 18. Они просты и добры к девушке, она также их искренне любит.)

- О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Полный ответ.(Когда Григ писал свою композицию, посвященную Дагни, он представлял девочку, бегущую к нему навстречу. У девочки сияли глаза от счастья, поэтому Дагни так понравилось сочинение Грига, которое было посвящено ей. Григ, сочиняя композицию, думал о девичьем счастье и, в целом, о жизни, потому что жизнь прекрасна)

- По какой причине Данги уехала из дома? (Дагни уехала из дома, когда ей исполнилось 18 лет.К этому времени она уже закончила школу и потому ее папа решил, что молодой девушке следует съездить в большой город, погостить у своей тети)

- Зачитайте из текста, кем работали тетя и дядя Данги. ( стр 53 Магда работала театральной портнихой. Муж её Нильс служил в том же театре парикмахером.)

- На странице 53 есть слово Ботфортов, что с ним необходимо сделать.

- Правильно, это слово необходимо найти в словаре в конце учебника. Зачитайте, что оно обозначает. ( высокие кавалерийские сапоги с расширенным голенищем)

- Хорошо, следующее слово Симфоническую. ( большое музыкальное произведение для оркестра)

- Так чему же учит нас это произведение? (Трогательный рассказ учит нас верить в чудеса, в добро, в ту жизнь вокруг, которую стоит любить, в восхитительную музыку, которая творит в нашей душе добрые мысли и чувства)

- Что вам больше всего запомнилось?

- Вы очень старались и хорошо справились с домашним заданием.

2. Переход к новой теме

- Отгадайте загадку, запишите отгадку.

Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на новый год я главная. ( Ёлка)

- Сейчас мы прочитаем рассказ, который написал М. М. Зощенко, называется он «Ёлка».

3. Изучение нового материала

М. М. Зощенко «Ёлка»

1. Подготовка детей к восприятию текста

1.1. Беседа

- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с рассказом «Ёлка».

- Посмотрите на рисунок, как вы думаете, о чем будет это произведение?

- Расскажите, как вы дома украшаете елку. Прочитав этот рассказ, вы узнаете, как это делали раньше.

1.2. Словарная работа ( на доске написаны слова, а объяснение дается устно)

Длинновязый – очень высокий, худой и нескладный.

Золотушный – больной, внешне похожий на больного золотухой.

2. Первичное чтение и проверка восприятия

2.1. Чтение учителем и детьми

- Ребята, я начну читать этот рассказ, а вы внимательно следите, потому что      кто -нибудь будет продолжать. После чтения вы ответите на вопрос: Кто главные герои рассказа?( Леля и  Минька)

2.2. Беседа

- Кто главные герои рассказа? ( Леля и Минька)

- Почему же праздник был испорчен? ( родители Миньки и Лели пригласили на новогоднюю елку детей вместе с родителями, чтобы подарить каждому игрушку и сладости. Но Минька и Леля поступили некрасиво. Они ели или надкусывали сладости с елки, отбили у фарфоровой куклы руку. Дети поссорились между собой и нагрубили пришедшим гостям)

- Что вы думаете о поведении Лёли и Миньки? ( дети не задумывались о последствиях своих поступков, были не способны правильно оценить то, что они делали)

Физкультминутка

- А теперь, нам необходимо немного отдохнуть, чтобы начать читать интересный рассказ. Вставайте из-за своих парт и повторяйте за мной и  за тем, то показано на видео.

- Присаживайтесь, продолжаем работать.

3. Повторное чтение с углубленным анализом.

3.1. Чтение  части рассказа вслух, стр 64

- Прочитайте рассказ еще раз и объясните значение слов отца по отношению  к детям.

3.2. Выборочное чтение

- Сейчас я буду вам говорить, что вам необходимо найти в тексте, а вы будете зачитывать ответ.

- Найдите и зачитайте на 59 странице самое маленькое предложение. ( Это много!)

- На странице 60 найдите предложение, где есть перечисление. ( А на елке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.)

- На 61 странице, прочитайте все предложения, которые начинаются с местоимения(Я ей говорю. Я хотел поднять стул. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку. Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости.)

- Вы очень внимательные и хорошо справились с этим заданием.

4. Итог урока

- Итак, ребята, с произведением какого автора мы сегодня ознакомились? ( Михаил Зощенко)

- Как называется произведение? ( «Ёлка»)

- Кто главные герои произведения? ( Лёлька и Минька)

- Ребята, вы отлично сегодня работали на уроке.

5. Домашнее задание

- А сейчас, открывайте дневники и записывайте домашнее задание. Дома вам необходимо будет прочитать тексты еще раз и ответить на вопросы в конце рассказа. Записываем страницы, 59 – 64 выразительно читать рассказ.

- Наш урок подошёл к концу. Вы большие молодцы. Урок окончен.

КОНСПЕКТ

Урока по Литературному чтению

Ф. И. О. Федорук Александры Андреевны

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

3 курс, 32 группа

Консультация методиста: дата __________________подпись___________________

Консультация учителя: дата____________________подпись___________________

Допуск к уроку.

Учитель_______________________________________________________________

Методист______________________________________________________________

( подпись методиста)

Фамилия учителя______________________________

Дата проведения урока_________________________

Оценка за урок________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект игрового занятия по литературному чтению. Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Материал может быть использован на уроках литературного чтения, уроках внеклассного чтения, во время проведения викторин, предметных декад....

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению "Ох,уж эти сказки"

Внеклассное занятие по литературному чтению для учащихся 3 - 4 класса. Тема:   «Ох, уж эти сказки!» К юбилею великого русского поэта  А.С.ПушкинаЦель:  воспитание интереса...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...