Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Гусенова Лариса Анатольевна

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному чтению

на родном языке (русском)

Класс: 3

Учитель:

Учебный год:

Количество часов по учебному плану

17

в т.ч.

I полугодие

7

II полугодие

10

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

           Рабочая программа разработана на основе:

· Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

·  Примерной рабочей программы начального общего образования. Литературное чтение на родном языке (для 1-4 классов образовательных организаций). – М.: Министерство просвещения РФ. Федеральное государственное научное учреждение. Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2021.

· Программы воспитания МБОУ СОШ №15.

  Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

программа  по Литературному чтению на родном языке  авторов  М.И.Кузнецовой, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В. Соколовой _(Москва, «Просвещение»,  2021 год), допущенной  Министерством образования и науки РФ, учебника «Литературное чтение  на родном русском языке», авторов О.М.Александровой, М.И.Кузнецовой, В.Ю.Романовой, Л.Я.Рябининой,  О.В.Соколовой., издательство «Просвещение», 2021 год.

        Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования  ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся.

        Рабочая программа формирована с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №15. Содержательной основой всей воспитательной системы учащихся является программа «Социокультурные истоки», где представлены универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Для достижения воспитательных задач урока учителем  используются социокультурные технологии: технология присоединения; технология развития целостного восприятия и мышления; технология развития чувствования; технология развития мотивации; технология развития личности; технология развития группы; технология развития ресурса успеха. Использование активных форм работы является важным условием реализации воспитательной компоненты урока. Это способствует: освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей на уровне личностного развития; развитию эффективного общения; развитию управленческих способностей; формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов; приобретению социокультурного опыта.

        Формы реализации воспитательного потенциала урока: проведение тематических уроков, посвященных важным событиям в стране, округе, городе, школе; подготовка и защита индивидуальных и групповых учебных проектов; работа с текстами на основе базовых ценностей; «истоковские минутки».

      Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане: 1 час в две недели, отведённых на изучение учебного предмета «Родной русский язык»  в 3 классе – 17 ч.

Цели и задачи изучения предмета «Литературное чтение на родном языке»:

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

- воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;

- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;

- развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

 -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурноязыковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

 - формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;

- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.        

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

- сознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени

одного из действующих лиц;

- пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

 «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ»

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие  познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно- следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео , звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини -исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;

— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. 

«ЛИЧНОСТНЫЕ»

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих  историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Мир детства (22 ч)

Я и книги (6 ч)

Пишут не пером, а умом Произведения, отражающие первый опыт «писательства».

Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

 В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).

Я взрослею (6 ч)

Жизнь дана на добрые дела

Пословицы о доброте.

Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья (4 ч)

 В дружной семье и в холод тепло

Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к

 старшим). Например: О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического.

Например: В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

Раздел 2. Россия — Родина моя (12 ч)

 Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)

Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).

От праздника к празднику (4 ч)

 Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.

Например: Е. В. Григорьева. «Радость». А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

 О родной природе (3 ч)

Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.

Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман».

  4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

     Четверть

Раздел

Кол-во часов

Практическая часть

Использование по теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

Проекты

I

Мир детства. Я и книги

2

1. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ 

2.Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://education.yandex.ru/home/ 

3. Портал «ЯКласс»: https://www.yaklass.ru/

Я взрослею

2

II

Я взрослею

1

В дружной семье и холод тепло

2

III

Я фантазирую и мечтаю

2

Россия – Родина моя. Люди земли Русской 

3

От праздника к празднику

1

IV

От праздника к празднику

2

О родной природе

2

1

Итого:

                  17

1

5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

п/п

 Раздел. Тема урока.

Дата

Планируемое домашнее задание

По плану

По факту

Мир детства (9ч)

Я и книги (2ч)

1

В.И.Воробьёв «Мой дневник». И. Краева «Письмописательное искусство».

Стр.10-16 читать.

2

В.П.Крапивин «День рождения». Т.В.Толстая «Детство Лермонтова».

Стр.21,23 ответить на вопросы.

Я взрослею (3ч)

3

Л.Л.Яхнин «Последняя рубаха». Ю.А.Буковский «О добре-злой и добрый».

Стр.25-30 читать, вопросы.

4

П.В. Засрдимский «Гришина милостыня».

Стр.36 вопросы.

5

Н.Г.Волкова «Дреби –Дон». В.Н.Кпупин «Сушёная малина». Пословицы.

Стр.49 пословицы.

В дружной семье и в холод тепло (2ч)

6

В.М.Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках».

Стр.50-55читать по ролям.

7

А.Л.Решетов «Зёрнышки спелых яблок».О.Ф.Кургузов «Душа нараспашку».

Стр.56-62 на выбор.

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

8

В.П.Крапивин «Зелёная грива». В.П.Крапивин «Что такое стихия».

Стр.63-66 пересказ.

9

Л.К.Чуковская «Памяти детства. Мой отец- Корней Чуковский». Г.А. Скрибицкий «Чему научила сказка»

Стр. 77 вопросы.

Россия –Родина моя (8ч)

Люди земли Русской (3ч)

10

Н. М.Коняев «Правнуки богатырей». Л. М. Дёмин «Рассказывает бывалый человек».

Стр.80-84 план.

11

В.А. Бахревский «Семён Дежнёв». О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор».

Составить вопросы.

12

М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве». А.Н.Майков. «Ломоносов».

Стр.94-95 выразительно читать.

От праздника к празднику (3 ч)

13

В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель».

 Е.В. Григорьева «Радость».

Стр.97-101 читать.

14

А.А. Коринфский «Христославы».

А.Н.Майков «Христос Воскрес!»

Сообщение о празднике «Пасха».

15

А.И. Куприн «Пасхальные колокола».

С. Чёрный «Пасхальный визит».

К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных».

Стр.111 наизусть.

О родной природе (2ч)

16

И.С Никитин «Лес». К.Г.Паустовский «Клад». Загадки. М.М. Пришвин «Река».

 В.П.Астафьев «ночь тёмная-тёмная».

Стр.113-117 на выбор.

17

В.Г. Распутин «Горные речки». И. П.Токмакова «Туман». В.П.Астафьев «Зорькина песня».

Проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....