Конспект урока литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Казгунова Татьяна Владимировна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Стальное колечко" К.Г.Паустовский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок литературного чтения в 3 классе

Тема: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Учебный предмет Литературное чтение

Образовательная система «Начальная школа XXI века»  

 Учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть авторы- составители: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 2020 г.

Урок является вторым в  разделе «Произведения К.Г.Паустовского».

ТемаК.Паустовский «Стальное колечко».

Цель: создать условия для формирования активной читательской позиции, творческого мышления и воображения через анализ произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко».

Задачи: 

Образовательная: расширить сведения о  биографии К. Паустовского, учить оценивать и характеризовать героев произведения.

Развивающая:

развивать навыки осознанного, выразительного чтения, устной и письменной речи.

Воспитательная: формировать умение работать в паре, в группах; воспитывать чуткое отношение к людям, любовь к Родине.

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной и письменной формах;

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей, в сети Интернет.

   Тип урока: систематизация знаний – урок общеметодологической направленности. 

Ход урока

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем у вас урока литературного чтения.

Меня зовут Татьяна Владимировна!

- А я Ирина Владимировна! Присаживайтесь.

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

-Перед работой проведём дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- Прочитайте скороговорку глазами…

-Хором вполголоса…

-Хором громко, медленно…

-Хором громко, быстро…

-Как вы думаете, для чего мы работали со скороговоркой?(чтобы развить речевой аппарат, чтобы речь была правильной, выразительной, чёткой)

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Прочитайте эти замечательные слова известного детского писателя Константина Георгиевича Паустовского.(один читает)

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Пусть эти слова станут девизом в вашей жизни.

4.Выставка книг К.Г.Паустовского. Открытие темы урока.

- Приглашаю вас на видео экскурсию в Центральную детскую библиотеку имени Алексея Николаевича Толстого, которая расположена на улице М.Горького, д.30/1. Здесь широкий выбор различной литературы. Целая полка посвящена творчеству К.Г.Паустовского. Вы видите знакомые рассказы: «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб», «Барсучий нос» и другие.

- И на нашей полке появилась модель книги К.Паустовского, которую мы заполним в течение урока.

(выставляем заготовку к модели книги)

- Попробуете  расшифровать её название.

5. «Открытие» темы урока.

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока.

- Поскольку с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» вы познакомились на прошлом уроке, а сегодня – второй урок работы с ним, какие задачи на сегодня поставим? …..(карточки на доску: расширить знания о писателе, проанализировать произведение, составить план, дать характеристику главной героине, выяснить литературный жанр и сделать модель книги.)

6. Словарная работа.

- Проведём словарную работу.

- Определите взаимосвязь между малознакомым словом и его значением.

- Обратите внимание, здесь нелинейный текст:

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров

Нрав – характер

Шинель - форменное пальто военных

Сапёр – военнослужащий, обезвреживающий мины

Стреха - нижний край соломенной крыши

7. Анализ литературного произведения в группах.

- Анализировать произведение будем, работая в парах и группах. (1 пара , 4 группы)

Индивидуальное задание – работа в паре  (2 человека)  на образовательном портале Учи.ру

- Даю задание 2 ученикам на образовательном портале Учи.ру в разделе Литературный кружок – подготовить рассказ о биографии К.Г.Паустовского.

1-й ученик находит ответ на вопрос «Кем работал в молодости писатель Константин Паустовский?»

2-й ученик отвечает на вопрос «Что помогло Паустовскому стать хорошим писателем?»

(портрет писателя)

  1. Часть – 1 группа

- Подготовить выразительное чтение по ролям отрывка, в котором говорится, чем отблагодарил боец Варюшу. (стр. 77-78).

1) Найти отрывок.

2) Распределить роли: автора, бойца, Варюши.

3) Озаглавь первую часть. (на карточке)

  1. Часть – 2 группа

- Подготовить краткий пересказ по сюжетным картинкам

1) Картинки распредели в хронологическом порядке.

2)Подпиши каждую картинку предложением из текста.

3)По картинкам составь краткий пересказ.

4) Озаглавь вторую часть.

  1. Часть – 3 группа

1)-  Перечитать 3 часть.

2) - Разгадать  «Кроссворд». 

          1. Кто помог Варюше? Сидор

2.Вставь недостающее слово «Такой стал……» Неслух

3.Какой предмет оставила Варюша на месте пропажи колечка? Ветка

4.Как ласково автор называет главную героиню? Варюша

5.Синоним слова «колечко» Перстенек

            3) Озаглавить третью часть.

  1. Часть – 4 группа
  1. Найти описание весны во всей части и подготовиться читать выразительно.
  2. Озаглавить часть.

- В группах следует соблюдать правила:

Команда-это значит вместе,

Команда- все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

*Выберите лидера группы.

* Распределите задания для каждого.

* Учитесь находить контакт с каждым членом группы.

* Каждая версия спокойно обсуждается в группе.

* Представители группы защищают согласованное решение.

10. Проверка работы групп.

 1) Биография К.Г.Паустовского.

- Ребята, изучив биографию писателя, нашли ответы на поставленные вопросы.

- Ответ на Первый вопрос нашла … - «Кем работал в молодости писатель Константин Паустовский?»

- Пересказом ответит на второй вопрос …- «Что помогло Паустовскому стать хорошим писателем?»

- Портрет писателя поместим в нашу книгу.

1  часть

2)- Работает весь класс. Ответьте на вопросы по содержанию:

- Где жили Варюша с дедом Кузьмой?

- В каком селе произошла встреча Варюши с бойцами?

-Прочитай отрывок, в котором описывается, как паровоз пролетел мимо станции.

- Первая группа готовила чтение по ролям отрывка, где рассказывается о том, как появилось у Вари колечко. Приглашаем героев.

- Свою часть озаглавили …… ( в книгу)

2 часть

3)- Ребята составили картинный план и подготовили краткий пересказ.

- В каком порядке вы расположили картинки?

- Прочитай подписи к каждой.

- Кратко перескажи.

- Как озаглавили вторую часть?

3 часть

4)- Зачем Варюша с Сидором отправилась в лес?

- Как чувствовал себя дед Кузьма?

- Почему Варя ругала себя?

Представление кроссворда ( в книгу)

4 часть

5)- Работает весь класс.

- Как Варя поняла, что наступила весна?

- Прочитай отрывок, как Варюша нашла колечко.

 – Проверим выразительное чтение отрывка о приходе весны (под музыку Петра Ильича Чайковского, два ребенка).

 - Закройте глаза и представить наступление весны под музыку из цикла «Времена года» замечательного русского композитора П.И.Чайковского.

- На какой палец девочка сразу надела колечко ? Почему?

- Когда Варюша колечко надела на безымянный палец?

- Что должно было случиться?

- Прочитайте, как Варя почувствовала большущую радость?

- Прочитайте абзац, почему девочка так и не надела колечко на указательный палец?

- Озвучьте последний пункт плана…..

Физминутка

- Проведём игру «Колечко» по группам и одновременно отдохнём.

- Колечко-колечко, выйди на крылечко (говорит водящий). ( Выходят участники с колечком)

 - Предлагаем вам составить характеристику главной героини.

11. Характеристика Варюши

- Какой вы себе представили Варю? Почему? Докажи.

 Сообразительная

  • Заботливая
  • Жалостливая
  • Любящая
  • Добрая

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

12. Работа над жанром произведения.

- Какой литературный жанр этого произведения?

- Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

РАССКАЗ  

                           СКАЗКА

Жанровые признаки:

Указано в каком селе живут герои,

    Беседа с бойцом похожа на

в какое село Варюша идет за махоркой.

    сказку.

Все конкретные детали:

    Описание поезда похоже на

снегопад, станция, поезд.

    описание чудовища, которое

может подхватить и унести девочку.

- К. Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

13. Модель книги  

- Проверим, все ли поставленные задачи решены:

расширить знания о писателе,

проанализировать произведение,

составить план,

дать характеристику главной героине,

 выяснить литературный жанр,

сделать модель книги.

- Пролистаем,  получившуюся книгу. Озвучим план.

- Все задачи решены в полном объёме.

14.Рефлекситя

-Что  хотел сказать автор своим произведением?

-Найдите самое последнее предложение. Прочитаем его хором.

- Паустовский говорит о красоте малой родины, о чудесах, которые случаются, о добром сердце Вари.

- А вот понравился ли вам урок, об этом напишите сообщение родителям на телефоне- рисунке.

- Кто поделится своим мнением об уроке?

- А так же сделайте самооценку на телефоне-рисунке.

- На клавиатуре выберите ту оценку, которую, как вы считаете, сегодня заработали.

- Поднимите свои  модели телефона, чтобы все увидели вашу оценку. Мы с ней полностью согласны.

15.Домашнее задание по кюар-коду.

- Домашнее задание у вас будет творческое. Вы обнаружите его, настроив камеру телефона на данный кюар – код.(Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского).

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....