формирование читательской грамотности
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Новикова Ольга Сергеевна

Приёмы и методы, которые  помогают формировать читательскую грамотность.Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx646.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В соответствии с требованиями к планируемым результатам особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Что же такое читательская грамотность?

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Так определяет «читательскую грамотность» международная программа по оценке образовательных достижений учащихся известная как PISA (Programme for International Student Assessment).

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — это тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира, а также умение применять полученные знания на практике. По результатам РISA 2018г., в котором участвовало 79 стран, Россия заняла 31 место.

Рассмотрим основные читательские умения, которые входят в понятие «читательская грамотность» (в соответствии с тестом PISA).

Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста). Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится.

Умение второе: интегрировать и интерпретировать (сообщения текста). Это толкование и связывание отдельных элементов текста в единое целое. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение.

Умение третье: осмыслить и оценить (сообщение текста). Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом.

Также Россия принимает участие в международном исследовании PIRLS международное сравнительное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс), три цикла подряд (2006, 2011, 2016) российские выпускники начальной школы в группе лидеров.

Есть и отечественные измерительные материалы для оценки читательской грамотности младших школьников.

Два направления: 1) Оценка читательской грамотности как предметного результата – проверочные работы по литературному чтению.

2) Оценка читательской грамотности и работы с информацией как метапредметных результатов – комплексные проверочные работы на текстовой основе.

Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению.

Проблемы:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Формирование читательских умений младших школьников- актуальная задача, стоящая перед учителями начальной школы. При этом необходимо обратить внимание, что формированию данных умений следует уделять особое внимание при изучении всех учебных предметов, предусмотренных учебным планом.

Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Формирование читательской грамотности начинаю в период обучения грамоте и работаю над формированием навыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении возникают проблемы с пониманием прочитанного.

           В этот период эффективны следующие приёмы:

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Косточка

Обеда после их дать хотела и слив мать купила. Тарелке на лежали они. Нюхал их всё и слив ел не никогда Ваня. Нравились ему они очень и. Съесть хотелось очень. Слив мимо ходил всё он. Съел и сливу одну схватил, удержался не он, горнице в было не никого когда.

(Л.Н. Толстой; «Литературное чтение»)

2. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

НАПРИМЕР:

Долго ли, коротко ли шел

принц по тропинке, и вот,

наконец, он  __________

маленькую

перекосившуюся __________

на курьих ножках

3.Восполнение пропусков букв в словах.

Например:

Де_очка быст_о пошла по крут__ дорожке

4.Чтение перевёрнутого текста

Например:

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

5. Чтение строчек с закрытой нижней половиной.

Например:

https://documents.infourok.ru/11fe427d-3722-47c1-ba63-807698f124bc/0/image001.jpg

6. Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

«Про обезьянку» (искры, обезьянка, папа)

Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит:

- Хочешь, я тебе обезьянку дам?

Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть "обезьянка". Не таковский я.

- Ладно, - говорю, - знаем.

- Нет, - говорит, - в самом деле. Живую обезьянку. Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится.

Б.Житков

           

           Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его.

Для понимания смысла прочитанного использую такие упражнения:

         1.Словарная работа. В ходе чтения текста и в беседе о содержании прочитанного дети выделяют неизвестные им слова и записывают их в свои словарики. Работа с текстом сопровождается систематическими заданиями типа: «Дополни…», «Скажи по – другому», «Подбери слова с …».

         2. Озаглавливание текста.

Например:

Озаглавьте текст. Разделите его на три части.

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

 

По Л. Толстому

 

3. Деление текста на части, составление плана.

Прочитайте рассказ «Мурка». Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Перескажите его. Запишите.

 

Мурка.

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки.

Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

 

4. Подбор иллюстраций к тексту. Дети читают текст по частям, делают иллюстрацию к одной из частей и подписывают её.

5. Определение по иллюстрациям содержания текста

6. Выборочное чтение.

Например:

1.Найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.

2. Что старик сказал рыбке перед тем, как отпустить?

3. Как отнеслась старуха к рассказу старика?

4. Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика?

5. Прочитайте, как менялись желания старухи.

6. К герою- помощнику можно отнести море. Прочитайте отрывки о том, как оно менялось.

 

7. Восстановление текста.

Задания: из слов каждой строчки составить предложение, чтобы получился текст, записать, полученный текст озаглавить.

Таня, шли, Алёнка, и, лес, через.

Полянке, на, ореховый, им, встретился, куст.

Рвать, орехи, стали, девочки.

Дополнительное задание: найти в тексте однокоренные слова, выделить их корень.

 

8. Распространение предложения

Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Например,

1 Друзья познаются…

2 Любишь кататься - люби и…

3 Ахиллесова…

 

9. Придумывание продолжения рассказа

*Задание – придумать продолжение уже известной народной, или авторской сказки (Что могло бы произойти с героями дальше)

Мы пробовали придумать продолжение к следующим сказкам:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.» (А. С. Пушкин)

«Иван Царевич и Серый Волк» (русская народная сказка)

«Конек-Горбунок» (П. П. Ершов)

«Гадкий утёнок» (Г.Х.Андерсен)

«Листопадничек.»(И.С. Соколов-Микитов)

 

10. Составление кроссвордов по тексту

 

11. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

Начиная с I класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. Например, в I классе тематический подбор пословиц можно провести на итоговом уроке, посвященном зиме. Заметим, что учащиеся не только приводят пословицы о зиме, но и раскрывают их смысл.

Дидактические игры на уроках обучения грамоты 1 класс

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д. 

Наращивание предложения
Осень. 
Наступила осень. 
Наступила поздняя осень. 
Наступила холодная поздняя осень. 
• Составление рассказа по опорным словам 

Составляем синквейн

1.Лягушка путешественница

2.Умная, любопытная

3.Придумала, полетела, упала

4.Лягушка хотела попасть на юг.

5.Выдумщица!

Составление обложки книги

Чтобы создать свою обложку книги надо вспомнить, что должно быть на обложке?

1. Сведения об авторе. (Имя, фамилия автора)

2. Заголовок (Название книги)

3. Подзаголовок (жанр книги)

4. Сведения об издателе(название типографии, издательского дома,)

5. Иллюстрация

Алгоритм беглого просмотра при выборе книг:

·  Открой титульный лист и прочитай заглавие книги и фамилию автора (может быть, она тебе знакома , и ты знаешь, на какую тему он пишет книги)

·  Найди и прочитай аннотацию на книгу

·  Просмотри внимательно оглавление(содержание).

·  Бегло прочитай предисловие.

·  Перелистывая страницы, выборочно почитай текст.

·  Рассмотри иллюстрации в книге.

·  Ответь на вопрос ;"Хочешь ли ты прочитать эту книгу?"

Паспорт литературного героя

               

                                             

Формированию читательской грамотности помогают приемы технологии критического мышления:

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмену информацией. Это этап целеполагания, на котором каждый учащийся ставит свои цели, не зависимо от целей учителя и других учеников.

С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:

"Верные и неверные утверждения".

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

Вам предлагается ряд утверждений, если высказывание верно- пишите «да», если высказывание неверно- пишите «нет»

 

1.Глагол – это признак предмета;

2.Глагол – это самостоятельная часть речи;

3.Глагол – это предмет;

4.Глагол – обозначает действие предмета;

5.Глагол отвечает на вопросы: кто? что?

6.Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

7.У глагола 3 спряжения.

 

Прием «Составление кластера» Очень активно использую кластеры для систематизации и обобщения материала на всех уроках. Часто использую такой вид работы в группах. Кластер – графический способ систематизации учебного материала. В середине листа записывается (зарисовывается) основное слово (тема), а по сторонам от него фиксируются слова (рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, понятия, выражения. А затем вместе в ходе беседы наполняют эти ключевые понятия, выражения, необходимой информацией.

Кластер на уроке окружающего мира по теме «Полезные ископаемые»

https://documents.infourok.ru/11fe427d-3722-47c1-ba63-807698f124bc/0/image002.png

·         Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».  На стадии вызова заполняется первая и третья колонки. Вторая пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.    Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаю                    Хочу узнать                     Узнал

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат

нет растений

люди

верблюды

 

Прием «Корзина идей» - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме.

 

Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

 

1.      Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

2.      Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

3.      Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

4.      Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

 

На смысловой стадии учащиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные ими на стадии вызова, происходит продвижение от знания «старого» к знанию «нового».

На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа) и используются такие технологические приемы как:

 

Прием «Чтение с остановками»- Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Примерные вопросы:

   По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

«Дерево предсказаний» - этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении.  «Ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения; «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Например, Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

На третьей стадии – рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Технологические приемы, используемые на этом этапе:

·         Заполнение кластеров, таблиц;

Например: Урок окружающего мира по теме: Природные зоны. Степи.

https://documents.infourok.ru/11fe427d-3722-47c1-ba63-807698f124bc/0/image003.png

 

Верные и неверные утверждения. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

 

Прием «Перепутанные логические цепочки» После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Например: Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо».

Восстановите их последовательность. Запишите план.

1. Женщина отогнала собаку.

2. «Как вам не стыдно!»

3. Котенок «жалобно мяукал.»

4. Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».

5. «Собака яростно лаяла».

Перескажите текст по плану.

 Приём -дискуссия “Совместный поиск”. Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием.  Это обмен мнениями.

Что запомнилось больше всего?  Как думаете, почему?  Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?  Какие чувства испытали?

 

 

Чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Держать хвост пистолетом».

 

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Акула», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК.

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Где происходят события?

3. Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в открытом море? Подтвердите ответ словами из текста.

4. Как автор относится к мальчикам? Какими словами он пишет о них?

5. Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение.

6. Как поступил артиллерист?

7.Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы

8.Почему артиллерист закрыл лицо руками?

9.Чем заканчивается рассказ?

 

 

Прием «Письмо учителю». Я предлагаю написать письмо учителю, (можно маме, сказочному герою, и т.д.) по памятке.

Памятка:

1. Я прочитал(а) рассказ (стихотворение)

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5.Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня…

 

 

Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы.

Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

https://documents.infourok.ru/11fe427d-3722-47c1-ba63-807698f124bc/0/image004.png

Кубик Блума – педагогическая техника американского педагога Блума. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

 

Приём «Написание творческих работ». Например, детям предлагается написать продолжение рассказа, самому написать сказку или стихотворение.

 

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы

 

·         В рамках внеурочной деятельности работаем с пособием О.Н. Крыловой «Чтение Работа с текстом». На занятиях учимся анализировать художественные и научные тексты. Определяем тип текста, делим текст на части и составляем план, подбираем синонимы и антонимы к словам, определяем сравнения и олицетворение, вставляем пропущенные орфограммы, заполняем таблицы, работаем с иллюстрациями и фразеологизмами.

 

 Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:

·         учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

·         увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

·         совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

·         вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

·         обостряется любознательность, наблюдательность;

·         развивает активное слушание;

·         повышается самооценка.

 

Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.

 

Использование этих и других образовательных  технологий и авторских методик должно стать средством, а не целью в работе учителя начальных классов.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Методы и способы формирования читательской грамотности

В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....