«Творчество Редьярда Киплинга»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цель: формирование представления о творчестве Р. Киплинга.

Задачи:

Дидактические: познакомить краткой биографией и творчеством Р.Киплинга; формировать представление об особенностях сказок Р. Киплинга;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение.

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kipling.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Творчество Редьярда Киплинга»

Класс: 3

Цель: формирование представления о творчестве Р. Киплинга.

Задачи:

Дидактические: познакомить краткой биографией и творчеством Р.Киплинга; формировать представление об особенностях сказок Р. Киплинга;

Развивающие: развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение.

Воспитательные: прививать интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Творчество Редьярда Киплинга»

Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

-Давайте, вспомним. С каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках литературного чтения?(Сказка)

-Что такое сказка?

(Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных. Фантастических лиц).

-Кем создаются сказки?

(Народом. Передаются из уст в уста. Еще их сочиняют писатели).

-Правильно. Молодцы. Опираясь н ваш ответ на какие 2 группы можно разделить сказки?

(Сказки бывают авторские и народные).

-Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок, которые мы с вами читали.

1.        Зачин;

2.        Положительные и отрицательные герои;

3.        Троекратный повтор;

4.        Герой проходит ряд испытаний;

5.        Наличие волшебного помощника или предмета;

6.        Добро побеждает зло.

-Как называем сказки с такими особенностями?

(Волшебными)

-Чему учат сказки?

(Добру, взаимовыручке, любви, трудолюбию)

Постановка проблемной ситуации. 

 -На уроках литературного чтения мы с вами говорили о том, что сказки учат, а значит можно сказать о них ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ.

-Как вы думаете. А могут ли сказки быть непоучительными? Если могут, то какими?

(Ученики затрудняются ответить однозначно. Мнения разделились).

2. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня мы совершим путешествие по сказкам Редьярда Джозефа Киплинга.

Прочитайте тему нашего урока: «Творчество Редьярда Киплинга»

-Знаете ли вы об этом авторе? (нет)

Совместно с детьми формулирует цель урока (узнать о творчестве Ре-дьярда Киплинга).

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Выполняют задание.

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

речь учителя;

речь учителя;

Интерактивная доска, презентация

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Кон-троль

Знают о литературном жанре «сказка»

Знают об особенностях сказок

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для формирования знания по теме: «Творчество Редьярда Киплинга»

  1. узнать о краткой биографии и творчестве Р.Киплинга;
  2. узнать об особенностях сказок Р. Киплинга;

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-Какой пункт плана мы должны выполнить сначала?

-Посмотрим видеоролик, который  расскажет нам о биографии Р. Киплинга.

https://24smi.org/celebrity/5482-rediard-kipling.html

-В каком году родился Р.Д.Киплинг?

30декабря 1865 году.

- Где родился Р.Д.Киплинг?

В Индии.

-Почему Редьярд оказался в Англии в пансионе? Ему исполнилось 6 лет, и он должен был учиться.

-На каком языке писал свои сказки Р.Д.Киплинг? На английском.

-Но мы читаем их на русском языке. Кто же нам помогает? Переводчик.

-А кто такой переводчик?

(Дети высказывают свои предположения).

-Где можно найти более точное определение?

(В толковом словаре).

-Кто поможет найти? Рассказывай все, что сейчас будешь делать.

(Открою толковый словарь Ожегова на странице где содержание, найду номер страницы на которой находятся слова, начинающиеся на букву П. Это первая буква в слове переводчик. Мне нужна страница 488. Теперь я буду смотреть на верхний уголок страницы и искать похожее сочетание первых букв перево-.Я нашел это сочетание на странице 501. Ищу слово.

Переводчик — специалист по переводу с одного языка на другой.

-Кто перевел сказки Киплинга?

-Как найти эту информацию? Рассмотрите книги. Кто нашел информацию сейчас? А кто ее нашел еще дома? Молодцы!

-Фамилия переводчика может быть указана на титульном листе, на обороте титульного листа, в содержании (оглавлении), если это сборник произведений разных авторов.

-Посмотрите, кто был переводчиком книг. (К.И.Чуковский С.Я.Маршак).

Промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Физминутка

Для реализации 2 задачи предлагает прочитать произведение и провести словарную работу:

Познакомимся со сказкой «Откуда у кита такая глотка». У каждого из вас лежит лист со сказкой.

Словарная работа (Слайд)

млекопитающие — класс позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.

Холщевые штаны — брюки из толстой льняной нити.

Пятидесятый градус северной широты и сороковой градус западной долготы — географические координаты, способ ориентироваться.

Винчестер — название станции

Фичборо — название станции

Чтение по цепочке

-Понравилась вам сказка?

-Докажите, что эта сказка.

Жил-был кит — зачин

Моей сказке конец — концовка

Повторы про подтяжки — троекратный повтор

Волшебные слова: Поставил я решетку, киту заткнул я глотку.

-Эта сказка поучительная?

(Не совсем. Она нам сообщает новые сведения о ките).

-А как же можно сказать по-другому? Сообщает, дает новые знания.

(Познавательная).

-Что узнали о китах?

-Чем они питаются?

-Правда ли у кита в горле решетка? На каком уроке это можем узнать?

 (Фото кита).

(На уроке окружающего мира).

-Сказки Редьярда Киплинга интересны не только детям, но и взрослым, а иначе зачем они их перевели на многие языки мира? Зачем ставят спектакли, снимают кинофильмы и мультфильмы?

-Просмотр мультфильма «Как было написано первое письмо».

-Что случилось с первобытным человеком на охоте?

-Как Таффи решила помочь отцу?

-Почему посланник пострадал, хотя хотел помочь девочке?

-Какое величайшее открытие сделала Таффи?

(«Это величайшее открытие, и придет время, когда люди назовут его умением писать...»)

-Можно ли сказать, что это и есть главная мысль сказки?

-Это сказка? Докажите.

-Как вы думаете, умение писать величайшее открытие?

Игра. (Слайд. Наскальное письмо).

-Попробуем представить себя древними людьми. Я для вас приготовила сообщение в виде рисунка. Попробуйте прочитать его.

(Ответы детей).

-Послушайте, как ученые расшифровали это послание.

Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том, как вождь одного племени отправился в путь на пяти каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел — символ храбрости говорит о том, что в путь отправились смелые и храбрые люди. Другие животные — это изображение добрых духов-хранителей.

-Почему мы все по-разному прочитали эту надпись?

(мы не знали точного значения каждого изображения. Не было подсказки-ключа).

-Какой вывод можно сделать?

(умение писать — величайшее открытие).

Осуществляет промежуточный контроль (возвращение к плану, оценивание деятельности учеников).

Знакомятся с биографией.

Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарем

Рассматривают книги.

Участвуют в промежуточной рефлексии, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Знакомятся с новыми словами

Читают сказку

Отвечают на вопросы

Смотрят мультфильм

Играют в игру

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Интерактивная доска, презентация, речь учителя;

Речь учителя;

Речь учителя;

Токовый словарь;

Выставка книг

Интерактивная доска, презентация, речь учителя

Презентация

Учебник, речь учителя;

интерактивная доска, видеоролик

Презентация

Сигнальные карточки. Речь учителя.

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль;

 

Контроль;

Контроль;

Контроль;

Контроль

Контроль

Контроль;

Контроль

  • Знают о творчестве Киплинга,

  • делают выводы на основе прочитанного,
  • задают вопросы по теме и отвечают на них.

умеют находить главную мысль в произведении;

 

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

-С какими сказками познакомились на уроке? Нашли ответ на вопрос, поставленный в начале урока?

-Какие из них поучительные, какие познавательные?

-Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли ли мы её? (Да)

Викторина.

1.Животное, похожее одновременно на ежа и черепаху. (Броненосец).

2.Владыка всех пустынь. (Джинн)

3.Незадачливый «охотник» за Ежом и Черепахой. (Ягуар).

4.Птичка, сочинившая песню во славу Рикки-Тикки-Тави. (Дарзи).

5.Хитрая маленькая птичка. (Колюшка).

6.Один из родственников любопытного слоненка. (Жираф).

7.Злобная змея — кобра. (Нагайна).

8.Прозвище Черепахи. (Неспешная).

9.Ленивое и грубое животное. (Верблюд).

10.Автор первого письма. (Таффи).

Выставление отметок

Домашнее задание: Прочитайте другие сказки из сборника «Сказки просто так».

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Интерактивная доска, сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 4 класс. Презентация"Джозеф Редьярд Киплинг"

Автор: Шмелёва Ангелина Руководитель: Рожкова Александра Анатольевна Благодаря презентации можно узнать биографию и литературное творчество Джозефа Редьярда Киплинга....

Презентация к уроку внеклассного чтения "Редьярд Киплинг"

Презентация к уроку внеклассного чтения   "Редьярд Киплинг" с викториной по повести "Рикки-Тики-Тави"...

Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."

Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии  проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100"....

Редьярд Киплинг

Биография писателя...

Презентация на тему "Мир Редьярда Киплинга"

Презентация с элементами видео на тему "Мир Редьярда Киплинга". Может быть использована на уроках английского языка и литературы для знакомства с зарубежным автором Джозефом Редьядом Киплингом и его п...