Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе "Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Комракова Юлия Евгеньевна

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе "Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»"

Цель урока: познакомить с биографией Г. Х. Андерсена, его творчеством, способствовать полноценному восприятию сказки Г. Х. Андерсена «Оле Лукойе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_po_lit_chteniyu_1.docx_ole_lukoye_2_2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока: Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»

Цель урока: познакомить с биографией Г. Х. Андерсена, его творчеством, способствовать полноценному восприятию сказки Г. Х. Андерсена «Оле Лукойе»

Планируемые результаты.

Задачи:
-расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
-учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
-развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
-формировать читательские умения и литературоведческие понятия; 
-развивать речь учащихся, познавательную активность; 
Планируемые результаты:
Предметные:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-пользоваться приёмами анализа текста;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-осуществление контроля процесса и результатов деятельности;
Познавательные УУД:
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
-выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-осознавать цель своего высказывания;
-строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
Личностные:
эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
способность к самооценке.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ТПО, учебник, карточки для самооценивая.

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.

Название этапа урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции (УУД)

Организационый момент

Доброе пожелание

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Садитесь, и я смотрю на вашу осанку. Посмотрите, всё ли необходимое для урока у вас есть на парте?

Учащиеся настраиваются на урок, поправляют свое положение.

Личностные:  бережное отношение к собственному здоровью.  Доброжелательность, положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Ребята, у вас было домашнее задание. Вы прочитали сказку «Оле Лукойе»? (да)

А кто автор этой сказки? (Г. Х. Андерсен)

А интересно вам узнать об этом человеке? (да)

Давайте познакомимся с его биографией.

Метапредетные:

Познавательные; 

умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать известное от неизвестного

Работа с презентацией

Рассказывает об авторе, опираясь на презентацию.

Слайд 1.

Слайд 2.

В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе,

Здесь 2 апреля в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник

Ганс Христиан Андерсен.

В семнадцать лет писатель был зачислен во второй класс

латинской гимназии. А в 22 года стал студентом университета.

(на слайде изображены Оденсе. родная улица Г.Х.Андерсена и домик в Оденсе, где родился сказочник.)

Слайд 3.

Ганс был единственным ребенком в семье.  Родители его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он о многом. Чего он только не переделал за юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

Слайд 4.

У писателя долгое время не получалось из-за неграмотности добиться творческих успехов. Но Андерсен не унывал и решил писать пьесы. И написал пьесу,

за которую получил свой первый литературный гонорар.

На его произведения обратили внимание. Андерсена даже

наградили королевской стипендией.

Слайд 5.

В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям

сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были

дети, они тут же требовали новую сказку. И сказка не заставляла

себя ждать. Ее героями становились пролетевший за окном

воробей, синий дракон, нарисованный на китайской вазе,

старая перчатка.

Слайд 6.

В 1830-е годы появляется первый сборник Г.Х.Андерсена – «Сказки, рассказанные детям».

В сборник вошли «Огниво», «Свинопас», «Дюймовочка», «Русалочка» и другие сказки.

 Тогда Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание – быть сказочником.

Слайд 7.

Народ любил Андерсена. Уже первые сказки принесли ему славу «Величайшего Поэта». Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. Одна из таких сказок - "Оле Лукойе"

Слайд 8.

Оле - это древнее мужское скандинавское имя, когда-то популярное в Дании, в Норвегии, в Швеции. Имя Оле -  уменьшительное от имени Олаф и означает "потомок предков". Лукойе это прозвище. Оно означает "закрой глаза".

Слушают учителя, смотрят презентацию.

Метапредметные:

Коммуникативные;
-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-осознавать цель своего высказывания;
-строить диалог, задавать вопросы

Личностные: эмоциональное восприятие, эмпатия

Физминутка

Стихотворная физминутка

Выполняет вместе с детьми.

Буратино потянулся.
  Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик, видимо, нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

Проговаривают и повторяют движения за учителем.

Постановка учебной задачи

Проблемный вопрос

Ребята, главный вопрос сегодняшнего урока:

Похож ли главный герой произведения Оле-Лукойе на Г. Х. Андерсена? Чем?

В процессе урока мы должны будем обратить внимание на личность автора и героя сказки и в завершении урока ответить на главный вопрос урока.

Вторичное восприятие

Чтение произведения на оценку по цепочке.

Учитель следит за качеством чтения и ставит отметки.

Дети следят по учебнику, читают друг за другом по цепочке на отметку.

Предметные:
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Анализ произведения

Медленное чтение.

Контекстологический анализ

Ребята, а давайте подумаем, каким является Оле-Лукойе не только внешне, но и внутри? Почему он дарит сны именно детям?

Анализ произведения по вопросам учебника.

  1. Прочитай, как выглядел Оле, Лукойе. Каким изобразил его художник?
  2. Расскажи, какие зонтики он носил с собой?
  3. Что бы ты сделал, если бы в твоём кармане оказалась волшебная палочка?
  4. Расскажи, кто и почему стонал в комнате Яльмара.
  5. Прочитай, что показалось тебе самым интересным в рассказе о чудесном мире.
  6. А. Представь, что тебе приснился такой же сон, как Яльмару в понедельник. Как ты думаешь, какие стоны могли бы раздаваться из твоих тетрадей?

     Б. Во вторник во сне Яльмар попал в картину. В какую картинку, помещённую в учебнике, ты хотел бы попасть с Оле-Лукойе? Расскажи, что бы ты мог там увидеть.

    В. Какой сон ты заказал бы Оле-Лукойе для себя? Расскажи об этом сне.

Оле-Лукойе-добрый и справедливый волшебник, который приходит по ночам к детям и когда те засыпают, рассказывает им разные интересные сказки. У Оле-Лукойе в руках всегда маленькая спринцовка из которой он брызгает на разные вещи и те сразу оживают.

Читают по одному человеку вопросы, отвечают на них, проявляют фантазию.

1. Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета — он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся Оле.

2. Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

3. Цитирование детских ответов.

«Если бы у меня была волшебная палочка я бы ею махнул и у меня появилось ещё больше конструкторов Лего»

«А я бы попросила сделать за меня домашнее задание.»

«А я бы махнула палочкой и у меня появилась целая куча конфет, которую ешь, а она сама пополняется новыми разными конфетами и шоколадками»

4. Стонала тетрадь Яльмара, потому что на каждой её странице в начале каждой строки стояли чудесные большие и маленькие буквы, — это была пропись, а рядом шли другие, буквы, они, казалось, спотыкались о линейки, на которых должны были бы стоять.

5. «И в один миг все комнатные цветы выросли, превратились в большие деревья, которые протянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку; вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветви деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом (если бы только вы захотели его попробовать) слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Ещё на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое! Вдруг поднялись ужасные стоны в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара.»

6. А. «Ах, поставь меня обратно на строку»

«Буква А просит дорисовать ей крючок»

    Б.  «Я бы хотела попасть в первую картину, где всё волшебно, чудесно и красочно.»

     В. «Я бы заказал себе сон, где нет домашней работы, а только ходишь, когда захочется и только на мои любимые предметы.»

«Я бы попросила сон, где моя собачка разговаривает.»

Предметные:

-пользоваться приёмами анализа текста;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Коммуникативные; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Метапредметные:

Познавательные;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
-выявлять основную мысль произведения, которая заключается  
в том, что во снах нам часто являются самые настоящие чудеса, и надо просто научиться в них входить, чтобы волшебный мир снов был нашим другом. А чтобы детям снились только хорошие сны, они должны себя хорошо вести хорошо учиться. Формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Обобщение

Фронтальный опрос

Итак, какой же главный вопрос нашего урока?

Как же мы ответим на данный вопрос?

Какие качества их объединяют?

Просмотр видеоролика про гномов.

Работа в ТПО с. 7 № 2.

Отвечают на вопрос учителя.

Похож ли Оле-Лукойе на автора сказки?

(похож)

Доброта, любовь к детям, честности и волшебству.

Смотрят видеоролик про гномов.

Личностные:
эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
способность к самооценке.

Рефлексия

Бланк самооценки

Всё ли вам понравилось в сегодняшнем уроке?

Сейчас я вас попрошу оценить свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки с вариантами ответов. Ознакомьтесь с ними и выберите один из ответов:

Я мог(-ла) бы работать лучше

Я понял(-ла) чего мне не хватает для успешной работы

Я работал(-а) в полную силу

Я очень старался(-ась), но у меня не всё получилось

Я плохо работал(-а)

Подчеркните соответствующее утверждение. Можете его продолжить

Да

Оценивают свою работу на уроке, читают варианты ответов, отмечают соответствующий.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Домашнее задание

В ТПО на странице 7 задания 2, 3.

Объясняет, что нужно выполнить дома.

Записывают в дневник

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Технологическая карта изучения темы

 

«Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»»

Выполнила студентка 412 группы

Комракова Юлия.

Преподаватель: Тарасова И. А.

   
Отметка и подпись преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского ...

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...