Конспект урока литературного чтения по теме "Лермонтов - Утес"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока: М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»

Цель: формирование умения осознанно читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая интонацией настроение

Класс: 3

Задачи:

  1. Познакомить с текстом стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  2. Учить находить художественные средства выразительности в тексте лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  3. Учить анализировать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»

Цель: формирование умения осознанно читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая интонацией настроение

Класс: 3

Задачи:

  1. Познакомить с текстом стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  2. Учить находить художественные средства выразительности в тексте лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  3. Учить анализировать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, поэтому и урок пройдет интересно и увлекательно!

Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились со стихотворениями М.Ю. Лермонтова) Какие факты из биографии М. Ю. Лермонтова вы узнали из статьи? (Мы узнали, что поэт М.Ю. Лермонтов, когда был маленьким, часто говорил в рифму; некоторые гости советовали маме и бабушке Лермонтова «записывать за Мишелем его изречения», но их никто так и не записывал, а все только и продолжали удивляться; маленького М.Ю, Лермонтова называли Мишелем; Он жил с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы; папа жил отдельно от Михаила и его мамы; когда мама умерла, воспитанием Мишеля занялась его бабушка; После учебы в Москве Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу; Россия открыла нового молодого поэта, когда оплакивала гибель Пушкина; Лермонтова за стихи «Смерть поэта» сослали на Кавказ, на войну; Лермонтов прожил немного лет – всего 27). С какими произведениями М. Ю. Лермонтова вы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились со стихотворениями «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко...»)

Давайте проверим домашнее задание. Прочитайте наизусть одно из изученных стихотворений. Ребята, оцените своих одноклассников по критериям, представленными на доске. (Стихотворения читают 3-4 ученика)

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить интересное задание в раздаточном материале. Прочитайте строки из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая их настроение. Как их можно прочитать? (грустно, радостно, быстро, медленно). Прочитайте.

М.Ю. Лермонтов − «Осень»

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят

М.Ю. Лермонтов − «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана

 

Формулировка темы и цели урока

Ребята, посмотрите, у нас возникло затруднение: мнения разошлись. Как вы думаете, почему? Умеете ли вы читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая интонацией настроение? (Нет) Какую же цель мы поставим на урок? (научиться читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая интонацией настроение)

Правильно, посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Верно, сегодня мы будем работать над темой М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень».

2. Проектировочный этап

Ребята, на каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и восстановить правильную последовательность пунктов плана. Не забывайте про правила работы в парах: не перебиваем друг друга, выслушиваем и принимаем точку зрения товарища, приходим к единому мнению. На выполнение задания вам дается 1 минута.

Давайте проверим, правильно ли вы восстановили пункты плана. Посмотрите на доску и сравните вашу работу с образцом (учитель переворачивает листы с правильно построенным планом).

  1. Познакомиться с текстом стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  2. Найти художественные средства выразительности в лирических стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»;
  3. Выполнить анализ лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас нет ни одной ошибки, и минус, если вы допустили ошибку.

3. Процессуальный этап

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург. В своих произведениях Лермонтов отражал одиночество, любовь к Родине, к природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными. Но образы природы всегда говорят нам о судьбе человека, о его стремлениях, страданиях.

Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот, а также Лермонтовым написано ряд картин, посвящённых этому удивительному уголку России. Поэт ощущал себя сыном Кавказа.

Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.

Попытайтесь при чтении стихотворений представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.

(Прослушивание записи чтения в исполнении мастера художественного слова)

Ребята, какое настроение у вас вызывает прочитанное стихотворение? В какой момент чтения у вас появилось чувство грусти, тоски, одиночества?

Утес — это высокая скала

Лазурь – небесная лазурь, небо цвета лазури, т.е. синее или голубое

Давайте послушаем второе стихотворение.

(Прослушивание записи чтения в исполнении мастера художественного слова)

Ребята, какое настроение у вас вызывает прочитанное стихотворение? Чем это стихотворение отличается от предыдущего? А чем они похожи?

Картины чего рисует Лермонтов в стихотворение «Осень»? (Картины тихо увядающей природы). Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

Бор –  хвойный лес;

Поникши– от слова «никнуть» то есть опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным;

Пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация);

Поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него;

Тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? Верно, мы познакомились с текстом стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень».

В листе самооценки поставьте плюс, если вы считаете, что мы выполнили первый пункт плана, и минус, если вы считаете, что первый пункт плана мы не выполнили.

Ребята, какой пункт плана нам нужно выполнить? Верно, в тексте стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень» нам нужно найти художественные средства выразительности. Работать мы с вами будет в парах с раздаточным материалом и цветными карандашами. Первый ряд работает над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс», второй ряд – над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Осень». Ваша задача внимательно прочитать стихотворения, эпитеты подчеркнуть зеленым карандашом, а олицетворения – красным. Устно объясните, зачем автор использует те или иные художественные средства выразительности. На выполнение работы вам дается 5 минут.

Поделитесь результатами своей работы.

Лермонтов М. Ю. - Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она
умчалась рано,
По лазури
весело играя;
Но остался
влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит,
задумался глубоко,
И тихонько
плачет он в пустыне

Для того чтобы глубже раскрыть идею стихотворения «Утёс», чтобы оно звучало более мелодично, чтобы создать многогранные и символичные образы утёса и тучки Лермонтов использует эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” – и олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Лермонтов М. Ю. - Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору
поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь
отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц
тускл и поле
Сквозь туман лишь
серебрит.

Для того чтобы глубже раскрыть идею стихотворения «Осень», чтобы оно звучало более мелодично, чтобы создать многогранные и символичные образы, ярче описать природу, большое количество эпитетов, которые усиливают мрачную картину: «зелень мрачную», «месяц тускл», «поникши ели», «зверь отважный». Также олицетворения: «туман серебрит», «ели зелень хранят». 

Оцените работу пары. Если вы согласны, поднимите большой палец вверх. Если ваше мнение отличается, опустите большой палец вниз.

Ребята, какой пункт мы с вами выполнили? Верно, мы нашли в тексте с стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень» художественные средства выразительности.

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений при выполнении задания. Поставьте минус, если у вас возникли затруднения.

Ребята, какой пункт плана нам нужно выполнить? Верно, нам нужно сделать анализ лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень». Работать мы с вами будем в группах с раздаточным материалом и с учебником литературного чтения.

Первая группа будет работать над анализом стихотворения «Утёс», вторая группа – над стихотворением «Осень».

Ваша задача устно ответить на вопросы в раздаточном материале. Если нужно, в рабочих листах делайте пометки. Помните про правила работы в группе: не перебиваем друг друга, выслушиваем и принимаем точку зрения товарища, приходим к единому мнению. На выполнение задания вам дается 10 минут.

Очень важно, чтобы все участники группы активно участвовали в работе, так как это будет оцениваться. Если возникают вопросы и затруднения, я вам помогу.

Отлично, закончили. Ребята, поделитесь результатами своей работы.

(В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утес» идёт речь об утёсе, который стал одиноким после того, как тучка улетела. Поэт называет тучу тучкой, используя уменьшительно-ласкательный суффикс –к-, чтобы показать, что она легкая, игривая, переменчивая. Утёс автор показывает неподвижным, грустным великаном. Лермонтов создает меланхоличное, грустное, даже безнадежное настроение.)

(В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень» речь идет о наступлении осени. Строки «Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят» помогают нам представить осеннюю картину. С приходом осени все стало печальным, даже пахарь уже не любит отдыхать в поле от трудов, от работы. Автор создает крайне грустное, печальное, пасмурное настроение — всё вокруг: от растений до зверей и людей замирает, увядает, уходит в спячку, прячется от наступающих холодов и печали)

Ребята, какой вывод можно сделать? Похоже ли настроение стихотворения «Утес» на настроение стихотворения «Осень»? Чем? (Настроение стихотворения «Утес» похоже на настроение стихотворения «Осень» тем, что оно грустное, печальное)

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? Верно, мы проанализировали стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень».

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас не возникло затруднений, и минус, если вам было сложно выполнять работу.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (Мы работали над темой «М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»)

Верно, а какую цель мы ставили перед собой? (научиться читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», передавая интонацией настроение) Правильно. Как вы думаете, сможем ли мы теперь осознанно прочитать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» и «Осень», передавая интонацией настроение? Давайте попробуем их прочитать так, чтобы передать настроение.

В листе самооценки поставьте плюс, если считаете, что мы достигли цели, и минус, если вы считаете, что цели мы не достигли.

Ребята, какие затруднения у вас возникали? Ребята, как вы думаете, какие умения вы будете тренировать дома? (мы будем тренировать умение выразительно читать стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» и «Осень», учить наизусть стихотворения) Верно, но я хочу предложить вам еще одно интересное задание: рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на странице 146. Определите, к какому стихотворению оно относится. Устно ответьте на вопрос: совпадает ли настроение картины с тем, что вы мысленно представляли себе, читая стихотворение М.Ю. Лермонтова? Подберите в интернете еще несколько картин к данному стихотворению или нарисуйте самостоятельно.

На этом наш урок подошел к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

«Осень»

Обсудите в группах и УСТНО ответьте на следующие вопросы.

Важно, чтобы каждый участник группы был задействован в работе!

Если нужно, делайте краткие записи!

Вопросы для обсуждения и устных ответов

Краткие записи

  1. О чём идёт речь в стихотворении?

  1. Какие строки помогают нам представить осеннюю картину?  

  1. Что изменилось с приходом осени?

  1. Какое настроение создает поэт в стихотворении? Обрати внимание на слова «листья пожелтели», «зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит», месяц тускл (тусклый – неяркий, слабый)

  1. Поделитесь своим отношением к прочитанному стихотворению.



Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

«Утёс»

Обсудите в группах и УСТНО ответьте на следующие вопросы.

Важно, чтобы каждый участник группы был задействован в работе!

Если нужно, делайте краткие записи!

Вопросы для обсуждения и устных ответов

Краткие записи

  1. О чём идёт речь в стихотворении?

  1. Что особенного в самом слове «тучка»? Какими словами описывает её поэт?

Обратите внимание: не туча, а тучка!

Подсказка: прочитайте определение слов «туча» и «тучка», вспомните роль суффикса -к-.

Туча - большое, обычно темное облако, несущее дождь, град, снег (туча хмурая, темная)

Тучка - небольшая туча. (тучка белая, причудливая)

  1. Какими словами Лермонтов описывает утёс?

  1. Какое настроение создает поэт в стихотворении? Обратите внимание на слова в последних строках: «Одиноко», «тихонько плачет»

  1. Поделитесь своим отношением к прочитанному стихотворению.



Предварительный просмотр:

Соедините стрелками название стихотворения и его настроение.

На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Название стихотворения

Настроение лирического стихотворения

«На севере диком стоит одиноко…»

Вся зарисовка наполнена невероятным покоем. Лирический герой очарован тем, что видит вокруг, ощущая единство с безмятежной красотой природы, способной укрыть его от одолевающих душу тревог и проблем.

«Утёс»

Настроение стихотворения печальное, лирический герой – одинокая сосна, мечтающая в своих снах о пальме – другом одиноком существе.

Настроение стихотворения меланхоличное, грустное, даже безнадежное.

«Горные вершины»

Настроение стихотворения веселое, бодрое. Лирический герой – критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию.

Настроение стихотворения крайне грустное, печальное, пасмурное — всё вокруг: от растений до зверей и людей замирает, увядает, уходит в спячку, прячется от наступающих холодов и печали.

«Осень»

Настроение стихотворения спокойное, умиротворенное. Мы видим неподвижные листья, ночные деревья, растущие среди прохлады. Всюду ощущаются безмолвие и неподвижность, словно вся природа на мгновение застыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».".  УМК "Перс...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...