Зол слова
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока литературного чтения

Тема: М. Зощенко – «Золотые слова»

Цель: формирование умения соотносить название рассказа «Золотые слова» с его главной мыслью

Задачи:

Дидактические: познакомить с содержанием рассказа М. Зощенко «Золотые слова»; учить объяснять смысл названия рассказа; учить определять главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова»

Развивающие: развивать самостоятельность и личную ответственность ребёнка за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, приводить свои аргументы.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в паре, группе, фронтально над темой «М. Зощенко – «Золотые слова»; воспитывать стремление пользоваться заповедью М. Зощенко в своей жизни; воспитывать любовь и уважение к близким людям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx146.55 КБ
Файл kartochka_1.docx12.77 КБ
Файл kartochka_2.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: М. Зощенко – «Золотые слова»

Цель: формирование умения соотносить название рассказа «Золотые слова» с его главной мыслью

Задачи:

Дидактические: познакомить с содержанием рассказа М. Зощенко «Золотые слова»; учить объяснять смысл названия рассказа; учить определять главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова»

Развивающие: развивать самостоятельность и личную ответственность ребёнка за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, приводить свои аргументы.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в паре, группе, фронтально над темой «М. Зощенко – «Золотые слова»; воспитывать стремление пользоваться заповедью М. Зощенко в своей жизни; воспитывать любовь и уважение к близким людям

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Улыбнитесь соседу справа и соседу слева.

На прошлых уроках вы прочитали рассказ русского писателя, Андрея Платоновича Платонова, «Ещё мама». Скажите, о ком этот рассказ? Что вам в нём понравилось? (Этот рассказ о мальчике Артёме. Ему исполнилось семь лет, и он в первый раз пошёл в школу. Мне понравилось в рассказе описание беспокойства мальчика о своей маме. Понравилось, что он пытался быть самостоятельным и не подвести маму. Понравилась добрая и ласковая учительница, которая стала Артёму второй мамой.) В чем заключается главная мысль рассказа «Ещё мама»? (Первая учительница - это вторая мама, которая любит учеников, как родных детей)

Постановка проблемной ситуации

Посмотрите на доску, прочитайте представленные слова. Составьте словосочетания. Ребята, что значит «золотые серьги, монеты, деньги, фигурки, кольца, часы»? (Сделанные из золота). А что же тогда такое «золотые слова»? Могут ли быть слова золотыми?

Откройте учебник литературного чтения на 144 странице, прочитайте тему сегодняшнего урока. (М. Зощенко – «Золотые слова»).

Сейчас я предлагаю вам в парах выполнить задание на карточке №1. Предположите, о чем может идти речь в рассказе с названием «Золотые слова». Соотнесите название и главную мысль рассказа.

Формулировка темы и цели урока

Первая пара, поделитесь результатами своей работы. Ребята, оцените работу пары. Если вы согласны с мнением пары, поднимите зеленую карточку. Поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Ребята, мы столкнулись с затруднением: наши мнения разошлись. Как вы думаете, почему? Умеем ли мы соотносить название рассказа «Золотые слова» с его главной мыслью? (Нет) Какую же цель мы поставим на урок? (Научиться соотносить название рассказа «Золотые слова» с его главной мыслью)

2. Проектировочный этап

На каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Поэтому сейчас я предлагаю вам с помощью опорных слов, представленных на доске, составить план наших действий.

1. Прочитать рассказ М. Зощенко «Золотые слова»;

  1. Учиться объяснять смысл названия рассказа;
  2. Учиться определять главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова»

Ребята, знаете ли вы, к кому обращаются многие писатели в своих произведениях?

На самом деле писатели обращаются к нам – внимательным и любознательным читателям. Поэтому сегодня на уроке за каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок – перо писателя. В конце урока мы сможем посмотреть, как вы справились с заданиями. Самый активный читатель получит дополнительный значок.

3. Процессуальный этап

Ребята, посмотрите на план. Какой пункт мы должны выполнить первым? (Прочитать рассказ М. Зощенко «Золотые слова»).

Откройте учебник на 144 странице. Прочитайте имя и фамилию автора. Знаете ли вы что-нибудь о нём? Какие его произведения вы читали? (Высказывания детей.)

Вступительное слово учителя

Ребята, писатель Михаил Зощенко родился в семье художника в 1894 году. С детства он любил читать, интересовался историей, сочинял стихи и небольшие рассказы. Примером для мальчика служили произведения матери, которым он поначалу подражал.

Мальчик Миша рос в большой и дружной семье. Всего у него было семь братьев и сестер. Члены семьи были очень дружными, всегда готовыми прийти на помощь. Самой жизнерадостной была старшая сестра Елена. В своих произведениях Михаил часто описывал ее всевозможные фантазии и проделки.

Всю жизнь писатель стремился к литературе. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Михаил Зощенко создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с циклом «Леля и Минька». В состав цикла были включены такие рассказы, как «Золотые слова», «Великие путешественники», «Через тридцать лет» и другие.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Рассмотрите иллюстрацию на 145 странице учебника. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?

Ребята, а как можно узнать, верны ли наши предположения? Правильно, нужно прочитать текст. Но для начала давайте выясним значение неизвестных слов, которые встретятся нам в тексте.

На ваших партах лежат индивидуальные карточки со словами, значение которых необходимо уточнить для лучшего понимания рассказа. Прочитайте их по цепочке.

Карточка с незнакомыми словами

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Сардинка - небольшая морская рыбка

Обмереть от страха - оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга

Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Переполох – смятение, паника

Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа.

Ребята, так как рассказ довольно большой и объемный, читать текст мы с вами будем с остановками, по частям.

Приготовьтесь внимательно прослушать первую часть рассказа, ведь нам предстоит ответить на вопросы, связанные с текстом. Не забывайте следить за текстом.

Чтение первой части учителем. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Ребята, вы внимательно прослушали первую часть рассказа и готовы ответить на вопросы по тексту.

От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора)

Почему дети любили ужинать со взрослыми? (из-за вкусной еды и забавных рассказов из жизни) Подтвердите свои ответы словами из текста.

Почему папин начальник злился весь ужин на детей? (папин начальник весь ужин злился на детей, потому что они постоянно перебивали его и не давали рассказать историю)

Найдите в тексте слова, показывающие состояние папиного начальника

(«покраснел от гнева», «папин начальник покраснел», «ему стало неприятно» «затрясшись от гнева, сказал…», «он-то и был сердит» …)

Как вы считаете, правильно ли вели себя дети за столом? Почему?

А вы знаете, как нужно вести себя за столом во время еды? Расскажите. (Нельзя торопиться, нужно есть небольшими кусочками, тщательно пережевывать еду с закрытым ртом; нельзя разговаривать во время еды; нельзя во время еды крутиться и размахивать руками…)

Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Продолжение чтения произведения

Ребята, прочтение второй части рассказа я предлагаю вам послушать в исполнении мастера художественного слова. Будьте очень внимательными и следите за текстом, ведь вам предстоит ответить на вопросы по тексту.

Прослушивание чтения второй части рассказа в исполнении мастера художественного слова (4:27-9:10) (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Ребята, вы внимательно прослушали вторую часть рассказа и готовы ответить на вопросы по тексту.

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

(«Хорошо, я разрешу вам сидеть за одним столом со взрослыми, но только я категорически запрещаю что-либо говорить»)

Изменилось ли поведение Лёли и Миньки?

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? (Произведение является юмористическим, ведь автор очень смешно и с иронией рассказывает о своих детских происшествиях. Многие моменты рассказа вызывают искренний смех и добрую улыбку. Наличие таких эпизодов и является причиной, чтобы рассказ отнести к юмористическим произведениям. Но стоит отметить, что за смешными ситуациями, скрывается ценный совет, который помогает нам – читателям - готовиться к взрослой жизни)

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. (масло упало в чай папиного начальника)

Почему это произошло? (Масло упало в чай папиного начальника, потому что Минька грел его над горячим чаем. Масло растаяло и упало в чай)

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Сейчас я предлагаю вам прочитать текст до конца. Будьте очень внимательны и следите за текстом, ведь вам предстоит ответить на вопросы.

Чтение рассказа до конца хорошо читающими детьми

Почему папа назвал поведение детей глупым? (Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки)

Какие слова папа посоветовал записать золотыми буквами в своём сердце? Как вы их понимаете? («все надо делать с учётом изменившейся обстановки»; Это значит, что каждая жизненная ситуация имеет свои особенности и их нельзя упускать из внимания. Нужно ориентироваться на то, как сложилась ситуация и действовать соответственно, даже если придётся нарушить какие-то правила. В ином случае можно выглядеть просто глупо, что и произошло с Лелей и Минькой).

Ребята, мы с вами познакомились с содержанием рассказа М. Зощенко «Золотые слова» и ответили на вопросы по тексту. Скажите, какой пункт плана мы выполнили? (Прочитать рассказ М. Зощенко «Золотые слова»)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите первый значок – перо писателя.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Научиться объяснять смысл названия рассказа)

Для этого мы с вами поработаем в группах с карточками №2. Прочитайте внимательно задания, выберите одного человека, который представит вашу работу. На выполнение задания вам дается 5 минут. Помните о правилах работы в группе.

Первая группа, представьте результаты своей работы. Вторая группа, оцените работу первой группы с помощью сигнальных карточек. Поднимите зеленую карточку, если вы согласны. Поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается. Хотели бы вы дополнить ответ первой группы?

Ребята, мы с вами познакомились с содержанием рассказа М. Зощенко «Золотые слова» и ответили на вопросы по тексту. Скажите, какой пункт плана мы выполнили? (Научиться объяснять смысл названия рассказа)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите второй значок – перо писателя.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Учиться определять главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова»)

Для того, чтобы определить главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова», я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах.

Вы уже знаете, почему писатель назвал свой рассказ «Золотые слова» и почему слова папы оказались для автора ценными.

Давайте вспомним их: «Всё надо делать с учетом изменившейся обстановки».

Обсудите в паре, помогает ли понять основную мысль произведения название рассказа? В чем она заключается? Чему учит нас М. Зощенко? На обсуждение вопроса вам даётся 2 минуты.

Первая пара, представьте результаты своей работы. Ребята, оцените работу пары с помощью сигнальных карточек.

Действительно, название рассказа помогает понять основную мысль произведения. Золотыми словами оказался совет, который дал героям папа: человек в своих действиях должен прежде всего руководствоваться здравым смыслом, учитывая сложившуюся ситуацию - и это как раз основная мысль рассказа. Назвав свое произведение «Золотые слова», автор подчеркивает, что смысл рассказа именно в этом.

Ребята, скажите, какой пункт плана мы выполнили? (Учиться определять главную мысль рассказа М. Зощенко «Золотые слова»)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите третий значок – перо писателя.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Давайте вспомним, над какой целью мы сегодня работали? Чему хотели научиться? (Научиться соотносить название рассказа «Золотые слова» с его главной мыслью)

Как вы думаете, достигли ли мы цели?

Давайте вернемся к заданию, с которым у нас возникло затруднение в начале урока. Возьмите карточку №1. Работая в парах, соотнесите название рассказ и его главную мысль.

Первая пара, поделитесь результатами своей работы. Ребята, оцените работу пары. Если вы согласны с мнением пары, поднимите зеленую карточку. Поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Хорошо, молодцы!

Давайте посчитаем, сколько значков вы собрали. Поднимите руку, кто собрал 3 значка (2 значка, 1 значок). Ребята, как вы думаете, кто был самым активным на уроке? Имя ребенка получает дополнительный значок.

Книга — уникальная сокровищница знаний. В ней хранится опыт многих поколений. Вырабатывайте любовь к чтению, тогда и во взрослом возрасте вы всегда будете стремиться к обучению.

На этом наш урок подошёл к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Задание: Соотнесите название рассказа с его главной мыслью.

«Золотые слова»

Вежливость и обходительность помогает решать многие проблемы. Особенно это важно с близкими людьми, так как злость и невоспитанность ранит их больше всего.

Для запланированного серьезного поступка, тем более для кругосветного путешествия, нужны особые знания, навыки, жизненный опыт.

Человек в своих действиях должен прежде всего руководствоваться здравым смыслом, учитывая сложившуюся ситуацию.

Нужно быть пытливыми и любознательными. Рассказ учит внимательности и наблюдательности, любознательности и пытливости.

Совершенно в любом месте и в любой момент на человека может свалиться невиданная удача, и необходимо быть готовым к этому.



Предварительный просмотр:

Карточка 2

1. Обсудите в группе, в каком смысле употреблено выражение «золотые слова». Закрасьте соответствующий ответ цветным карандашом. Объясните свой выбор.

Выражение «золотые слова» употреблено в…

потому что…

2. Приведите примеры «золотых» слов.

Подсказка: «золотые» слова могут означать волшебные, дорогие, ценные, нужные. Например, вежливые слова.

3. Почему М. Зощенко назвал свой рассказ «Золотые слова»? В чём заключалась ценность слов папы? Помогли ли они ему в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....