Развитие устной речи
методическая разработка (1 класс)

Серёдкина Оксана Ярославна

Развитие устной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi_v_1_klasse.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие устной  речи учащихся начальной школы»

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, так как речь связана с мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Развитие устной и письменной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.

В современной педагогике превалирующим дидактическим принципом является принцип коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими, что делает данную работу более актуальной.

С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет точная четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Поэтому в начале урока чтения я провожу речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:

а) Артикуляционная гимнастика, которая полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;

б) Дыхательно-голосовые упражнения (дополнение к артикуляционной гимнастике);

в) Фонетическая зарядка (звукоподражание);

г) Пальчиковая гимнастика – является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, является мощным средством, стимулирующим развитие мышления ребенка;

д) Чистоговорки, скороговорки – являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги.

С этой целью использую дидактические игры: «Подбери слова», «Угадай-ка», «Сколько звуков» и др.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

Также, для расширения и обогащения активного словарного запаса мною на уроках используются элементы устного народного творчества, что помогает открыть учащимся «глаза в мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их душевные качества, формирует потребность к самосовершенствованию,  саморазвитию.

Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. В своей работе я использую загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания. Все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное и, наоборот, в необычном – обычное, в быте – поэзию. Свое преподавание я стараюсь строить так, что бы оно не только захватило ум, но и развивало бы чувства ребенка. Ведь создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшения к урокам, а необходимое условие для получения знаний.

4. Формирование связной речи.

С целью формирования связной речи у этих детей, использую следующие приемы:

а) Обучение разным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);

б) Составление рассказа по серии картинок;

в) Составление рассказа по сюжетной картинке;

г) Составление рассказа по предложенному плану;

д) Составление рассказа по заданному началу и концу.

С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть ……..!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится …….

Подарил мне папа  льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он ……...

Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе ……….

В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной ?

Дети: За малиной !

Учитель: За грибами ?

Дети: За грибами !

Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем ?

Дети: Что же
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету !

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:

"Волшебные кляксы".

Цель: развитие воображения и речи.   Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

"Сочиняем сказку".

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках в начальных классах.

Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием  рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:

1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, … (Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу.

2.Чистоговорки :

Са - са - са - у Марины есть коса..

Ок - ок - ок – нам понравился урок.

Да - да - да – в небе яркая звезда.

Ке - ке - ке – мы играем на катке.

3. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:

ка – ток Ан – тон

то - пот хло – пок

ту – ман ста - кан

мо - ток ше – пот

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

Мне хотелось бы рассказать о своём опыте работы по формированию положительной мотивации у детей начальных классов с помощью стихотворства.

Эта работа проходила сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква хороша и похожа на жука», (С,Я. Маршак «Азбука в картинках», «Про всё на свете», «Забавная азбука» и др.).

С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции дыхания ритма чтения я использовала материал из книги «Учимся играя» В.В. Волиной.

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов:

4. Дополни слоги до слов.

са -            чай -

ка -               май -

да -              ма -

(сани, каша, Даша, Маша) (чайник, майка)

? – чик                 ? - лень

 (мальчик, зайчик) (тюлень, олень)

5.Придумай рифму к слову:

Полка (пилка, булка, зайка, майка)

6. Игра «Доскажи словечко».

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

7. Отгадай ребус и составь стишок.

- ечка

- ечка

- ечка

- ечка

(Печка, свечка, речка, овечка)

В доме затоплена печка,

Мигает зажженная свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

8. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Зелёное, шершавое,

Вкусное и длинное.

(Огурец.)

Проводимая мною работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства.

На уроках русского языка дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска – каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.

Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию «языкового чутья», улавливание «на слух» неточностей, способствуют предупреждению ошибок. Например:

«Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку».

9. Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

Например:

«Хороша у Тани строчка,

А в конце большая … (бочка, точка, почка)»

«Прыгал птенчик по дорожке,

И клевал большие … (мошки, крошки)».

«Взлетает вверх, как легкий пар,

Зовут его воздушный … (шар)».

10.  Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

О ком так говорят?

Белая ворона звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый правая рука

Желторотый птенец язык без костей

Собаку съел семь пядей во лбу

Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

На уроках  дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе.

Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.

Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышение скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Убеждена в том, что если ученик следит глазами за неторопливым выразительным чтением учителя, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается.

Для развития речи младших школьников можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно проговорить её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, тоесть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость.

Так же ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ.

В обучении детей я использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

                                                                                                                                                Приложение

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

1 класс

Голова как решето.

Забывчивость.

Потерять голову.

Растеряться от волнения.

Вешать нос.

Огорчаться.

Зарубить на носу.

Запомнить крепко-накрепко, навсегда.

Клевать носом.

Задремать на мгновение.

Взять себя в руки.

Стать спокойнее, собраннее.

Сложа руки.

Ничего не делая, бездельничая.

Навострить уши.

С вниманием и интересом слушать.

Пропустить мимо ушей.

Не обращать внимания на то, что говорят.

Ушки на макушке.

Готов к неожиданному, внимателен.

Лететь стрелой.

Бежать очень быстро.

Льет как из ведра.

Сильный дождь, ливень.

Сел в галошу.

Оказался в смешном положении.

Проглотить язык.

Замолчать, перестать говорить, болтать.

Слышно, как муха пролетит.

О полной тишине.

2 класс

Голова идет кругом.

Множество дел, забот.

Голова как решето.

Забывчивость.

Как снег на голову.

Неожиданно, внезапно появляться.

Глазом не моргнуть.

Не задуматься, не колебаться.

Как зеницу ока.

Заботливо оберегать.

Мозолить глаза.

Надоедать.

На глазок.

Примерно, приблизительно.

С глазу на глаз.

Наедине, без свидетелей, без посторонних (беседовать).

Навязнуть в зубах.

Наскучить, надоесть.

Задирать нос.

Зазнаваться, важничать.

Вешать нос.

Огорчаться.

Держать ухо востро.

Быть очень осторожным.

Навострить уши.

С вниманием и интересом слушать.

Прожужжать все уши.

Надоесть разговорами об одном и том же.

Ушки на макушке.

Готов к неожиданному, внимателен.

Взять себя в руки.

Стать спокойнее, собраннее.

Все валится из рук.

Дело не ладится. Нет настроения, желания.

http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/images/12-01.jpg

Праздно проводить время, бездельничать.

Сложа руки.

Ничего не делая, бездельничая.

Бросаться со всех ног.

Очень быстро убегать, прибегать.

http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/images/12-02.jpg

Очень быстро (бежать, ехать, мчаться).

Сломя голову.

Стремительно (бежать, мчаться).

http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/images/12-03.jpg

Удрал, сбежал, скрылся.

Только и видели.

Очень быстро, сразу, мгновенно исчез, скрылся.

Рукой подать.

Совсем близко.

http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/images/12-04.jpg

С большим усердием, прилагая все силы (учиться, работать)

Засучив рукава.

Усердно, старательно, энергично (делать что-либо).

Изо всех сил.

Делать все возможное.

В час по чайной ложке.

Очень медленно и помалу.

С гулькин (с воробьиный) нос.

Очень мало.

http://www.prosv.ru/ebooks/polyakova_russkii_1-2/images/12-05.jpg

Мало.

Куры не клюют.

Очень много, в избытке.

Как курица лапой.

Неразборчивый почерк.

Курам на смех.

Глупо, бессмысленно.

Вилами на воде писано.

О чем-нибудь маловероятном.

Видно как на ладони.

Очень ясно, отчетливо.

Комар носа не подточит.

Не к чему придраться.

Ходить гоголем.

Ходить важно, гордо.

Сидеть как на иголках.

Беспокоиться, волноваться.

Сел в галошу.

Оказался в смешном положении.

Слышно, как муха пролетит.

О полной тишине.

Льет как из ведра.

Сильный дождь, ливень.

Лететь стрелой.

Бежать очень быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой ...

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Доклад "Работа по развитию устной речи"

Описание работы над своевременным формированием развития устной речи учащихся...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.

  Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ).    В коррекционной школе работа по развитию связн...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....