Технология продуктивного чтения. Из опыта работы.
статья по чтению (1 класс)

Комарова Ирина Борисовна

Основываясь на технологии продуктивного чтения, разработан урок для учащихся 1 класса по теме Л.Н.Толстой  Сказка"Белка и волк" с конкретными рекомендациями по проведению каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения. Из опыта работы.

Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.

К.Д.Ушинский

Актуальность проблемы:

  • ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин)
  • ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты)
  • ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрос)
  • ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)
  • «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя,
  • человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления.»

Выход есть!
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, воспитывающая активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору

Задача учителя – научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно.

Цель технологии:

  • формирование читательской компетенции школьника
  • -понимание информации,
  • -поиск конкретной информации,
  • -самоконтроль,
  • -восстановление широкого контекста,
  • -интерпретацию,
  • -комментированное чтение.

Технология формирует правильный тип читательской деятельности и основывается на трёх этапах работы с любым текстом. Рассмотрим уроки.

Традиционный урок.

Урок продуктивного чтения.

  • До чтения.

Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…»

  • Во время чтения.

Учитель или ученики читают текст.

  • После чтения.
  • Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по задания учителя ( выборочное чтение, чтение по ролям )

  • До чтения.

Ученики прогнозируют содержание текста. «Предположите о чём этот текст по его названию. Подтверждают ли это иллюстрации?» Возникает мотивация к чтению.

  • Во время чтения.

Читаем и ведём диалог с автором, задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

  • После чтения.
  • Беседуем и уточняем позицию автора

Во время чтения. Второй этап.

  • 1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
  • 2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учащиеся или учитель задают уточняющие вопросы.

Например:

  • Почему волк решил отпустить белку?
  • Как бы вы поступили на месте волка?
  • Объясните, зачем белка попросилась  на дерево?
  •  Что ответила белка?
  • Как вы поняли, отчего волки злы, а белки веселы?
  • 3. Деление текста на части. Озаглавливание частей.
  • 4. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

-Чему учит текст?

-Какая из пословиц подходит к содержанию текста?

III этап-работа с текстом после чтения ( диалог с автором )

1.Проблемный вопрос к тексту в целом.

- О чём этот текст?

       - Что хотел сказать автор?

       2.Беседа. Понимание авторского замысла.

        -  Как вы понимаете выражение: «Тебе злость сердце жжёт.»

3.Рассказ о писателе. (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).

4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.На третьем этапе работы с текстом, можно и нужно предлагать учащимся творческие задания, которые предполагают развитие самостоятельности ребенка.

  • 1. « Составь план »

(самостоятельно, в парах, в группе)

  • 2.« Проиллюстрируй…»
  • 3.« Сочини…»
  • 4.« Придумай…»
  • 5.Составь структурную модель текста.

Достоинства технологии:

  • применима самостоятельно вне урока;
  • возрастносообразна и доступна;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

Как подготовиться учителю к уроку с использованием технологии продуктивного чтения

  • 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т. д.)
  • 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации
  • фактуальную,
  • подтекстовую,
  • концептуальную
  • 3. Определите роль данного текста на уроке
  • 4. Определите стратегию во время работы с текстом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения из опыта работы

Технология продуктивного чтения из опыта работы...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...