Рабочая программа по литературному чтению 4 кл. Климанова Л.Ф. 102 ч
рабочая программа по чтению (4 класс)

Шарапова Елена Пагбаевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл .Климанова Л.Ф 102 ч. КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_cht._4_kl.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класс  разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» и учебным планом МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.С.Сосорова».

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

      Задачи:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

Место предмета в учебном плане.

    Программа  составлена  из расчета 3 часа в неделю, 102 часа за год.

                                    Планируемые результаты освоения учебного курса 

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  готовность слушать собеседника и вести  диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Планируемые результаты

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

 Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Обучающиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

                                      Содержание учебного предмета                

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Летописи, былины, сказания, жития

9

2

Чудесный мир классики

18

3

Поэтическая тетрадь № 1

9

4

Литературные сказки

12

5

Делу время – потехе час

8

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь № 2

4

8

Природа и мы

10

9

Поэтическая тетрадь № 3

6

10

Родина

6

11

Страна Фантазия

4

12

Зарубежная литература

10

Итого

102 ч

                                          Содержание учебных тем

Летописи, былины, сказания, жития (9ч)

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения  восприятие и понимание их

      эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного ( произведения.    

     Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

Чудесный мир классики (18 ч)

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Поэтическая тетрадь № 1 (9ч)

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Литературные сказки (12 ч)

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Делу время – потехе час (8ч)

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Страна детства (6ч)

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства

                                                                 

                                     Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 4 класс.

№ урока

                 

                  Название разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения факти

чески

Коррекция

Летописи, былины, сказания, жития – 9 часов

      1    

Введение. Самые интересные книги, прочитанные летом

   1

    2

Знакомство с учебником, разделом прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

   1

    3

События летописи-основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

   1

     4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

 1

     5

Прозаический текст былины  в пересказе И. Карноуховой

 1

    6

Герой былины-защитник Русского государства. Картина  В. Васнецова «Богатыри»

  1

    7

Сергий Радонежский –святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

 1

    8

Житие Сергия Радонежского

 1

    9

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

 1

Чудесный мир классики-18 часов

10

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

 1

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок

 1

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев

 1

13

А.С. Пушкин «Няне»

 1

14

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

 1

15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 1

16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

 1

17

Внеклассное чтение. Урок -  КВН по сказкам А.С. Пушкина

 1

18

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

 1

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

 1

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

 1

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев

 1

22

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

 1

23

Л.Н. Толстой «Детство»

 1

24

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

 1

25

А.П. Чехов «Мальчики»

 1

26

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа-герои своего времени

 1

27

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»

 1

                              Поэтическая тетрадь  (9 часов)

28

Знакомство с разделом. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

 1

29

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

 1

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

 1

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

 1

32

И.С.  Никитин «В синем небе плывут над полями…»

 1

33

Н.А. Некрасов «Школьник»

 1

34

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

 1

35

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

 1

36

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Родные поэты. Оценка достижений

 1

              Литературные сказки – 12 часов

37

Знакомство с разделом. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

 1

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана.

 1

39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ

 1

40

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

 1

41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения

 1

42

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста

 1

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

 1

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения

 1

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения

 1

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочные пересказ. Словесное иллюстрирование

 1

47

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

 1

48

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие

 1

                             Делу время – потехе час – 8 часов

49

Знакомство с разделом. Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени»

 1

50

Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

 1

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

 1

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

 1

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

 1

54

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения

 1

55

Внеклассное чтение. Книги о сверстникам, о школе

 1

56

Обобщающий урок «Делу время-потехе час». Оценка достижений

 1

                            Страна детства – 6 часов

57

Знакомство с разделом. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

 1

58

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения

 1

59

К.Г.  Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

 1

60

М.М. Зощенко «Ёлка»

 1

61

Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений

 1

62

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение

 1

                               Поэтическая тетрадь – 4 часа

63

Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять слон», «Детская»

 1

64

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

 1

65

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

 1

66

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс  чтецов. Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

 1

                                  Природа и мы – 10 часов

67

Знакомство с разделом. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

 1

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе

 1

69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

 1

70

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок  как характеристика героя произведения

 1

71

М.М. Пришвин «Выскочка»

 1

72

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

 1

73

Е.И. Чарушин «Кабан»

 1

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

 1

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

 1

76

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект. Оценка достижений

 1

                       Поэтическая тетрадь  – 6 часов

77

Знакомство с разделом. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

 1

78

С.А. Клычков «Весна в лесу»

 1

79

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

 1

80

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

 1

81

С.А. Есенин «Лебёдушка»

 1

82

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений

 1

                                 Родина – 6 часов

83

Знакомство с разделом. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

 1

84

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

 1

85

А.В. Жигулин «О, Родина!. В неярком блеске…»

 1

86

Обобщающий урок «Родина»

 1

87

Внеклассное чтение . «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

 1

88

Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений

 1

                               Страна Фантазия – 4 часа

89

Знакомство с разделом. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Герои фантастического рассказа

 1

90

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического  жанра. Сравнение героев рассказов фантастического жанра

 1

91

Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.

 1

92

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

 1

                               Зарубежная литература – 10 часов

93

Знакомство с разделом. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

 1

94

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы

 1

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части

 1

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Характеристика героев

 1

97

М. Твен «ь Приключения Тома Сойера»

 1

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

 1

99

С. Лагерлеф «В Назарете». Святая ночь. Святое семейство

 1

100

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда

 1

101

Обобщающий урок «Зарубежная литература». Контрольная работа за II полугодие.

 1

102

Урок-игра «Литературные тайны». «Путешествие по дорогам любимых книг»

 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России", автор Климанова Л.Ф.

Рабочая программа  по литературному чтению  для 1 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (на основе авторской программы Л.Ф.Климановой) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение" Л.Ф. Климанова

Для уроков   чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная  Министерством образования  Российской Федерации. Она осуществляет ...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...