Пересказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лукманова Алсу Фаритовна

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx260.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пересказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин»         

Задачи:

1) Учить детей последовательно составлять предложения по картинкам.

2) Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, коммуникативные и творческие способности.

3) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием  действия.

Активизация словаря:

«жать» - удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - съела или выпила полностью;

Наглядный материал: Сказка «Лиса и кувшин», иллюстрации к сказке.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами прочитаем одну сказку. Но чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать! Для этого вам придется разгадать две загадки. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)

G:\конспект\1039930.jpg

(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей. Коллективно описывают лису.)

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)

G:\конспект\posuda_kuvsin_keramika_2656148.jpg

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина, описывают кувшин).

Учитель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Как вы думаешь? Вы согласны? Хотите, я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»? Занимайте свои места и слушайте внимательно.

II. Чтение сказки.

Учитель:Русская народная сказка  «Лиса и кувшин»

   Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

III. Повторное чтение.

Учитель:

 - Понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов). 

- «жать» - это значит удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - съела или выпила полностью;

- Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.

- Для чего баба взяла в поле молоко? (Ответы детей)

- Да,  чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. Читаем сказку дальше: 

Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

- А почему голова лисы застряла в кувшине? (Ответы детей)

- Потому что горлышко кувшина узкое (показывает на картине),

слушаем дальше:

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Физкультминутка: «Лисонька». 

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

IV. Беседа по содержанию.

Учитель:

- Ребята, о ком была эта сказка? (Ответы детей)

- Мы прочитали ещё одну сказку про лису. Существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? (Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка» и др.)

 -Молодцы, много знаете сказок о лисе. Ребята, скажите мне, в этих сказках лису  как изображает автор? Ответы детей (хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

- А в сказке «Лиса и кувшин» какой оказалась лиса? Как можно охарактеризовать лису?  (Ответы детей: жадная и глупая)

- Что случилось с лисой?

- Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? 

- Как решила лиса отомстить кувшину?

- Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?  (Выслушиваются все ответы детей, по необходимости воспитатель высказывает свои ответы, разъясняет смысл поговорки )

- Ребята, вы все молодцы, всё правильно поняли. А теперь давайте поиграем.

V. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Учитель:

- Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они все между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на местах.)

-А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание. С чего началась сказка? Кто должен быть на первой картинке? (Выставляют на мольберте.)

G:\конспект\1.jpg

G:\конспект\2.jpg

G:\конспект\3.jpg

G:\конспект\4.jpg

G:\конспект\5.jpg

    -Что случилось потом? Кто на второй картинке?

   - Что произошло с лисой потом? Что на третьей картинке?

  - Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке?

 - Ребята, вы такие молодцы, все правильно расставили, а хотите сами нарисовать картинки к этой сказке? Какой момент вам понравился? (Дети с помощью иллюстраций начинают рисовать)

VI. Подведение итогов.

Учитель:

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Какие новые слова услышали?

- Хорошо ли быть жадным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...

Занятие по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Узнай сказку. Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк.

Открытый урок по литературному чтению для 2 класса. Тема: Узнай сказку. Русская народная сказка "Лисичка сестричка и волк"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Методическая разработка урока "Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» и рисование кувшина". "

Методическая разработка интегрированного урока чтения и рисования может быть полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....