Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Детство" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Путилова Анна Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_-_l.tolstoi.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение.

Тема: Л.Н.Толстой «Детство».

4 класс

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель урока:

Формирование умений анализировать содержание главы из повести Л.Н.Толстого «Детство», знакомство с творчеством писателя.

Задачи деятельности учителя

1.Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием отрывков из повести «Детство».

2. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, умению находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Развивать память, внимание, речь учащихся.

3.Содействовать воспитанию культуры общения, уважительному отношению к иному мнению, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты образования.

Предметные: познакомить с творчеством Л.Н. Толстого и содержанием отрывка из повести «Детство»; анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения. 

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные УУД: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы, аргументировать свою позицию, умение вести учебный диалог и вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, умение формулировать свои мысли.

Регулятивные УУД: планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью; ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный этап.

(этап мотивации).

Эмоциональный настрой.

Цель

настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-А теперь покажите глазами, какое у вас настроение.

-Поднимите руки, у кого хорошее настроение.

К уроку готовы?  Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам!

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с Притчи:

Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу.

-Какую мораль содержит эта притча?

-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

-Вокруг нас много того, что мы не знаем, что должны узнать, изучить.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Сейчас, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. (слайд 2)

- Назовите имя писателя.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

-Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока и какие цели мы поставим?

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении матери на Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии.

Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай, Сергей и Дмитрий, а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария. (слайд 3)

Предлагаю вспомнить произведения, которые нам знакомы из творчества Этого писателя:

- «А Миша говорит: «Это я,

батюшка, лоханку делаю.

Когда вы с матушкой старые

будете, чтобы вас из этой

лоханки кормить».

- «…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё

понял. Я страсть какой ловкий!...

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись. С

тех пор он стал ходить с ребятами

в школу.»

«Одному человеку захотелось

поглядеть зверей, он ухватил на

улице собачонку и принёс её в

зверинец. Его пустили смотреть, а

собачонку взяли и бросили в

клетку ко льву на съедение…»

-Что вы можете сказать об этих всех произведениях?

- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

Участвуют в беседе, слушают новую информацию.

Формулируют тему и цели урока.

«Старый дед и внучек»

«Филипок»

«Лев и собачка»

- Они поучительные.

Его произведения учат доброте и справедливости, нравственности.

3. Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Цель:

организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством этого автора.

-Посмотрите на слайд. Соберите слово из этих букв.

ДЕТСТВО (слайд 4,5)

-С чем у вас ассоциируется это слово? (прием ассоциации)

(слайд 6)

В январе 1852 года Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Тогда на Кавказе велись боевые действия против горцев, и Толстой участвовал в сражениях. Здесь создаётся повесть «Детство» – начальная часть трилогии, которая задумывалась писателем как роман, состоящий из четырёх частей, но четвёртая часть «Молодость» не была написана.

-Сегодня мы познакомимся с главой из автобиографической трилогии Л.Толстого 

«Детство», «Отрочество», «Юность».

Давайте немного остановимся на понятиях.

– Как вы понимаете слова «трилогия», «автобиографический»?

Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?

-Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

-Какие цели мы ставим, когда знакомимся с новым произведением?

- Читая произведение Л.Н.Толстого, мы должны выяснить:

-Какая была атмосфера в семье героя?

-Какие были отношения у героя и его матери?

-Составим план работы над произведениями.

1.Прочитать отрывки из повести.

2.Назвать главных героев и проследить за их взаимоотношениями.

3.Обозначить идею произведения. (О чём нам предлагает задуматься автор?)

Составляют слово.

Высказывают свое мнение, предполагают.

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, и о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения.

5.Этап реализации построенного проекта

Прослушивание аудиозаписи отрывков «Мамаn» и «Детство»

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Вы обратили внимание на то, как странно звучит это слово? (Мамаn)

- Как вы думаете, почему так? (Слово французского происхождения)

-Дело в том, что в то далекое время на русском языке разговаривали люди среднего и бедного сословия, а люди- богатые, состоятельные говорили на иностранных (так было принято).

Словарная работа.

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

Объясните, как вы понимаете значение следующих слов и выражений:

•        Лелеять воспоминания –

•        Возвышают мою душу –

•        Лучшие наслаждения –

•        Отуманенными дремотой –

•        Сладкие грезы –

•        Ваточный халатец –

•        Добродетель –

•        Подле меня –

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

Прочитаем первые два абзаца.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую картину вы себе представили?
  2. Кто сидел за столом? Как вы думаете, почему она ничего не замечала вокруг?
  3. Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.
  4. Что здесь важнее: описание или внутренний мир героя? Почему?

-Какими чувствами переполнен отрывок?

- Какие чувства вы испытали, прочитав второй отрывок? 

-Почему? 

-Что чувствует Николенька? 

-Какие отношения были между Николенькой и мамой? Подтвердите текстом.

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама?

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.

-С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки?

-Почему Толстому так дороги воспоминания?

-В чем главная мысль рассказа? Чему учит нас автор?

-Вы согласны с писателем? Разделяете ли вы его чувства?

Ответы детей.

Герой описывает комнату в которой сидит его мама, описывает с любовью ее действия.

За столом сидела мама. Она задумалась.

Доказывают свой ответ текстом. (Добрая, любящая с карими глазами и нежными сухими руками.)

-Чувства нежности, любви, восхищения, восторга.

- Речь идёт о самом дорогом человеке – маме.

-Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.

- Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.

Главная мысль рассказа – любовь к матери. Автор учит нас уважать маму, любить и ценить время, проведенное с ней.

7.Физминутка

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

8. Этап самостоятельной работы.

Практическая работа.

-А сейчас давайте откроем рабочие тетради на страницах 13-14 и выполним задания 1 и 2.

Выполняют работу в печатных тетрадях.

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие отрывки из произведения Л. Н. Толстого мы читали?

- Что такое трилогия?

- Какие эмоции вы испытали при знакомстве с произведениями Толстого?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

А сейчас давайте запишем домашнее задание: 

рабочая тетрадь стр. 14 №3

Выстраивают монологические высказывания.

Записывают д\з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).

В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....