Предложение и слово, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мамизерова Наталья Игоревна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_predlozhenie_i_slova.doc38 КБ
Microsoft Office document icon urok_4_predlozhenie_i_slovo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3.

Тема: Предложение, слово (с. 6, 7)

Цель:

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Каждый предмет, который есть в классе (на улице, дома), можно назвать, словом. (Затем указкой показывает на разные предметы, ученики называют соответствующие слова. После этого называет слова — ребята отыскивают предметы.)

                                                 Плим

Ложка — это ложка.                                  А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                       Смешное слово — плим.

Кошка — это кошка.                                  Я повторяю снова —

У кошки семь котят.                                  Плим,плим, плим...

Тряпка — это тряпка,                                 Вот прыгает и скачет —

Тряпкой вытру стол.                                   Плим, плим, плим,

Шапка — это шапка,                                  И ничего не значит

 Оделся и пошел.                                         Плим, плим, плим.

                                                                                                             И. Токмакова

- Что же означает слово «Плим»?

- Может ли оно называться словом?

- Нет.  Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает, то есть имеет какое – либо значение.

Игра «Слово или не слово?». 

На партах у детей лежат полоски из бумаги (графические модели слов). Учитель четко произносит слова:

цыплёнок, зелёная, кролик, спать, пул, трава, индюк, жуфа, телёнок, лунь, плавала.

Ученики поднимают полоску, если такое слово знают (слышали). Каждый раз выясняется, почему не была поднята полоска (пул, жуфа — таких слов нет, они ничего не обозначают; лунь - значение этого слова дети еще не знают, лунь — птица).

Работа над предметными картинками (с. 6, 7). 

- Что изображено под картинками?

- Что обозначают эти полоски?

Дети догадываются, что так обозначены отдельные слова. Ученики «читают», ведя пальчиком по схеме, слова — названия домашних животных. Эти слова еще раз «прочитываются» хором (по порядку): 

петух, собака, свинья, корова, коза, курица.

- Замените пропущенное слово. Учитель произносит названия животных, но одно слово пропускает. Дети, следя по картинкам и схемам, называют его. 

- Закройте глаза и определить на слух, сколько слов я произнесу

ходить, бегать, ползать, летать, плавать, стоять

- Найдите лишнее слово-название среди предметных картинок, выставленных на доске:

белка, ежик, овца, барсук, медведь (овца — домашнее животное).

Деление предложений на слова. 

- Рассмотрите сюжетные картинки (с. 6) и расскажите, что делают животные.

                              петух поёт, собака лает, утки плавают

- Вы назвали слова или предложения?

- Обратите внимание  на схему предложения о петухе. Что нового вы увидели в этой схеме (предложение состоит из двух слов).

Предложение Петух поёт читается хором с паузами между словами. Затем «читается» только первое слово — петух (второе дети закрывают пальчиком), ничего про петуха неизвестно; «читается» только второе слово — поёт (первое закрыто), непонятно, кто поет.

Делается вывод: предложение выражает законченную мысль и  состоит из слов.

Такая же работа проводится над предложениями

Собака  лает.

Утки плавают.

Закрепление понятий «слово» и «предложение» 

Дидактическое упражнение «Что вы слышите?».

Учитель. Петух...

Дети. Одно слово.

Учитель. Петух поет.

Дети. Предложение.

Учитель. Лает...

Дети. Одно слово.

Учитель. Собака лает.

Дети. Предложение.

Учитель. Слово (показывает утку-игрушку или картинку).

Дети. Утка.

Учитель. Предложение.

Дети. Утка плавает.

Физкультминутка.

Учитель читает рассказ Е. Чарушина «Уточка».

Уточка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает.  Пёрышко  к перышку укладывает, чтобы ровно лежали.

Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глядит — вот до чего хороша и  закрякает:

- Кря-кря-кря!

Дети имитируют движения уточки: идут вразвалочку, расправляют крылья, плавают, укладывают перышки, крякают.

- Вспомните известные произведения о домашних животных: стихи, загадки, потешки («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Идет коза рогатая » и др.).

Учитель благодарит детей и, установив на доске картинку большой лохматой собаки, просит послушать шутку «Храбрый Шурик» из книги «Страна Буквария» (читает сам или подготовленный ученик).

Шурик подошел к большому псу и стал гладить его пышный хвост. Мама испугалась:

—  Что ты делаешь? Он же укусит тебя!

—  Нет, мамочка. С этого конца собаки не кусаются.

Посмеявшись вместе с детьми, учитель читает пословицу (здесь же):

На смелого собака лает, а труса кусает (большое предложение).

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Каким другим словом можно заменить слово «смелый»? (слова смелый и храбрый близкие по значению (слова-близнецы).

- Каким другим словом названа в этой шутке собака? (Пес.)

- Найдите на странице букваря еще одно животное, у которого два названия. (Лошадь конь.)

Подведение итогов. 

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Что выражает предложение?

- Чем отличается слово от неслова?

С помощью учителя дети делают выводы: наша речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Предложение выражает законченную мысль, а слово имеет смысл. В нашей речи есть близкие по значению слова.



Предварительный просмотр:

Урок 4.

Тема: Предложение, слово (с. 6, 7)

Цель:

Ход урока:

Вступительная беседа:

Беседа о домашних животных (как человек о них заботится, какую пользу они приносят). Дети рассматривают картинки в букваре, говорят, каких животных нет на этих страницах.

Игра «Доскажи слово»:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?.. (Петушок.)

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок. Это ... (поросенок).

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а ... (гусь).

Пейте на здоровье

Молочко ... (коровье).

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой ... (мыли).

Мчится, выпучив глаза,

Наша старая ... (коза).

Составление предложений. 

Игра «Кто как голос  подаёт»

На доске — схема предложения из двух слов. Учитель называет второе слово в предложении, показывая его указкой схеме. Дети, отгадав первое слово, произносят все предложение.

Учитель. Хрюкает.

Дети. Свинья хрюкает.

Учитель. Гогочет.

Дети. Гусь гогочет.

Слова для игры: мычит, ржет, блеет, лает, крякает, кукарекает, кудахчет.

Повторение: «чтение» по схемам в букваре предложений, состоящих из двух слов. Поощряются различные варианты:

Петух кукарекает (кричит, поет).

Собака рычит (злится).

Утки купаются (крякают, ныряют).

Работа над предложением, состоящим из трех слов.

 «Читается» предложение Лошадь жует сено, называется первое слово, второе, третье. Указанное учителем слово записывается».

Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам:

Корова дает молоко (слово дает «записывается» детьми). Учитель предлагает в этом предложении изменить первое слово (и картинку) другим, подходящим по смыслу (Коза дает молоко).

Физкультминутка. 

Дети имитируют движения:

кошка выгибает спину;

куры купаются в песке;

петух стоит на одной ноге;

кролики прыгают;

козлята бодаются;

жеребята резвятся;

лошадь бьет копытом;

индюк важно ходит по двору;

бабушка доит корову.

Введение понятия о вопросительном предложении. 

На доске представлены две схемы:

 

.

?

Ученики догадываются, что в каждой из схем спряталось предложение из трех слов. Но не знают, что обозначает крючок над точкой в конце первого предложения. Учитель разъ ясняет: это вопросительный знак; он ставится в конце предложения, в котором о чем-то спрашивается, читать его надо с соответствующей интонацией.

Дидактическое упражнение «Кто?».

Учитель «читает» по схеме (дана сверху) вопрос-загадку. Ученики хором произносят слово-отгадку.

—  Кто сторожит дом? — Собака.

— Кто возит грузы? — Лошадь.

—  Кто несет яйца? — Курица.

—  Кто дает молоко? — Корова.

—  Кто дает шерсть? — Овца.

—  Кто ловит мышей? — Кот.

—  Кто будит людей? — Петух.

Упражнение усложняется. Учитель предлагает ответить на эти же вопросы индивидуально и не одним словом, а полным предложением (показывает соответствующую схему).

— Кто сторожит дом?

— Дом сторожит собака, — четко «читает» по указанной схеме вызванный к доске ученик.

- Кто возит грузы ?

— Лошадь возит грузы, -  «читает» по этой же схеме второй ученик (он употребил прямой порядок слов) и т. д.

Класс подтверждает правильность ответов, отмечая хлопком в ладоши каждое слово произнесенного предложения, и «ставит точку», кулачком правой руки ударяя по ладошке левой.

Учитель чертит на доске схему длинного предложения:

.

(Сколько слов в предложении? Какой знак стоит в конце? Что он нам подсказывает?) Затем читает по схеме «хитрую» загадку:

Какое молоко даёт чёрная корова?

Из возможных ответов учителю на ушко (вкусное, белое, теплое, свежее, парное) выбирается правильный ответ — белое (корова любой масти дает белое молоко).

Вопрос несколько раз «прочитывается» по схеме хором, после чего учитель, заменив в схеме вопросительный знак на точку, просит детей подготовиться к ответу на этот вопрос полным предложением.

Вызванный к доске (сильный) ученик отчетливо, с большими паузами между словами «читает» по схеме предложение – ответ:

Чёрная     ||   корова   ||   даёт   \\   белое   \\   молоко.

Другие ученики могут изменить порядок слов в предложении:

Черная корова белое молоко даёт. Белое молоко даёт  черная корова и др.).

Примечание. При анализе предложений (сначала с опорой на схемы, а впоследствии и без них) первоклассники вместе с учителем проговаривали предложение хором, отмечая каждое слово хлопком в ладоши; в конце предложения ставят точку — кулачком правой руки ударяют по левой ладошке, произнося слово точка. А чтобы выдержать паузы между словами, всякий раз прячут руки за спину. Следует как можно чаще использовать этот приём. Особенно эффективен он при анализе предложений, содержащих «маленькие» слова (союзы, предлоги, местоимения).

Обобщение.

Предложения состоят из слов. Если в предложении о чем-то спрашивается, то в конце него ставится не точка, а вопросительный знак. Ответить на вопрос можно одним словом или полным предложением. Ответы надо хорошо подумывать и произносить их громко, четко, чтобы всем было слышно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Предложение: "Как слова-части речи становятся членами предложения", 3 класс, УМК "Гармония"

Прзентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Предложение"...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...

Предложение. Связь слов в предложении

Урок открытия нового знания...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....