Рабочая программа "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Колодезная Алла Петровна

1 класс. Обновленный ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_obnovlennyy.docx280.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

школьного методического

           начальных классов

           Протокол № ____  

           от __________________                                                                                                                                                                                                

           Руководитель ШМО:

           __________________

               /Ю.В.Лунёва/

Принято на заседании                                               педагогического совета

Протокол №_________

от _________________

    «УТВЕРЖДАЮ»

     Директор школы:

      _______________

/С.М.Бацаева/

         Приказ №_________

        от ______________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературному чтению

1 класс

учителя Колодезной Аллы Петровны

                                                                                             

2023 год

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение грамоте

Развитие речи

Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Фонетика

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков.

Чтение

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» ‌и другие (по выбору).‌

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,

В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» ‌и другие (по выбору).‌

Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» ‌и другие.‌

Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева ‌и др.‌). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» ‌и другие (по выбору).‌

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» ​‌и другие (по выбору).‌

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
  • понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
  • различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
  • анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
  • сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
  • соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
  • участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий;
  • описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
  • проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
  • с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • проявлять желание работать в парах, небольших группах;
  • проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1 КЛАСС

  • понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
  • владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
  • различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
  • понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
  • владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
  • составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
  • сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
  • ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
  • обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела и тем программы

Количество академических часов, отводимых на изучение

Тема   урока

Дата проведения

урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, используемые при изучении темы

Основные направления воспитательной деятельности

Обучение грамоте

  1. Выделение предложения из речевого потока. Устная и письменная речь

https://www.uchportal.ru

Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России

  1. Моделирование состава предложения. Предложение и слово

https://www.uchportal.ru

Приобретение эстетического опыта слушания и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы

  1. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Предложение и слово

https://www.uchportal.ru

  1. Слово и слог. Слушание литературного произведения о Родине.

https://www.uchportal.ru

  1. Выделение ударного слога в слове. Выделение гласных звуков в слове.

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

  1. Гласные и согласные звуки. Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове

https://www.uchportal.ru

  1. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости. Гласные и согласные звуки. Участие в диалоге

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира

  1. Как образуется слог. Слушание литературного произведения о Родине.

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка умения проводить звуковой анализ слова. Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов.

https://www.uchportal.ru

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности

Дух.-нравст. воспитание:

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о. Звук [о]. Функция буквы О, о в слоге-слиянии

https://www.uchportal.ru

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]. Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной буквой ы. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге-слиянии

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у. Проведение звукового анализа слов с буквами У, у. Звук [у]. Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание:

бережное отношение к природе

Дух.-нравст. воспитание:

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н. Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н. Звуки [н], [н’]

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с. Проведение звукового анализа слов с буквами С, с. Звуки [с], [с’]

https://www.uchportal.ru

Труд. воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к. Проведение звукового анализа слов с буквами К, к. Звуки [к], [к’]

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т. Проведение звукового анализа слов с буквами Т, т. Согласные звуки [т], [т’]

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский лес"

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание:

бережное отношение к природе

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л. Проведение звукового анализа слов с буквами Л, л. Согласные звуки [л], [л’]

https://www.uchportal.ru

Труд. воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р. Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р. Согласные звуки [р], [р’]

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в. Проведение звукового анализа слов с буквами В, в. Согласные звуки [в], [в’]

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е. Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е. Звуки [й’э], [’э]

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п. Проведение звукового анализа слов с буквами П, п. Согласные звуки [п], [п’]

https://www.uchportal.ru

Труд. воспитание: интерес к различным профессиям

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

https://www.uchportal.ru

Гражд.-патриот. воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине – России Ценности научного познания: овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами М, м. Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з. Звуки [з], [з’]

https://www.uchportal.ru

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание:

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

неприятие действий, приносящих ей вред

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы Труд. воспитание бережное отношение к результатам труда

Дух.-нравст. воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б. Проведение звукового анализа слов с буквами Б, б. Согласные звуки [б], [б’]

https://www.uchportal.ru

  1. Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]. Слушание литературного произведения о родной природе.

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д’]

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения. Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами

https://www.uchportal.ru

1

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, В.К. Железников "История с азбукой"

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а]. Двойная роль букв Я, я

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения. Чтение текстов с изученными буквами

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г. Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г. Согласные звуки [г], [г’]

https://www.uchportal.ru

  1. Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после мягких и твёрдых согласных звуков

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Труд. воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ

https://www.uchportal.ru

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения о детях.

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске

  1. Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш. Проведение звукового анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения о животных. М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание:

бережное отношение к природенеприятие действий, приносящих ей вред

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж

https://www.uchportal.ru

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ — ШИ

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё. Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё. Звуки [й’о], [’о]

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературного произведения о Родине.

https://www.uchportal.ru

Гражд.-патриот.воспитание:

проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Проведение звукового анализа слов с буквами Й, й

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора

  1. Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка навыка чтения. Л.Н. Толстой "Ехали два мужика..."

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю. Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки [й’у], [’у]

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции

  1. Слушание стихотворений о животных.

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание:

бережное отношение к природе

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц. Проведение звукового анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный звук [ц]

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции

  1. Слушание литературного произведения.

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э. Проведение звукового анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

https://www.uchportal.ru

Гражд.-патриот.воспитание:

проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества

  1. Слушание литературного произведения.

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ. Проведение звукового анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’]. Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы

  1. Закрепление знаний о буквах Щ, щ и звуке [щ’]. Слушание литературного произведения о детях.

https://www.uchportal.ru

  1. Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф

https://www.uchportal.ru

Гражд.-патриот.воспитание:

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

  1. Знакомство с особенностями буквы ъ. Буквы Ь и Ъ

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка техники чтения. Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» «Три калача и одна баранка»

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка техники чтения К.Льдов «Господин учитель Жук» , Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима»

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы

  1. Отработка техники чтения. В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка техники чтения. «Наше Отечество» К. Д. Ушинского. Повторение изученного

https://www.uchportal.ru

Гражд.-патриот. воспитание:осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов

  1. Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские». «Первый букварь» В. Н. Крупина

https://www.uchportal.ru

  1. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне»А. С. Пушкина

https://www.uchportal.ru

Эстет. воспитание приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы

Ценности научного познания:

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы

  1. Отработка техники чтения. Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно»

https://www.uchportal.ru

  1.  Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере сказки К. И. Чуковского «Телефон»

https://www.uchportal.ru

  1. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания на примере текста В. В. Бианки. «Первая охота»

https://www.uchportal.ru

Эколог.воспитание:бережноеотношение к природе

  1. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания . С.Я. Маршака "Угомон", "Дважды два»

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений

  1. Выразительное чтение  текстов. М.М. Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока"

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание: осознание проблем взаимоотношений человека и животных,

  1. Выразительное чтение. Стихотворения  А.Л.Барто "Помощница", "Зайка", "Игра в слова"

https://www.uchportal.ru

Эстет. воспитание понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ

  1. Выразительное чтение .С.В. Михалкова "Котята"

https://www.uchportal.ru

  1. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания . К.И. Чуковского "Путаница"

https://www.uchportal.ru

  1. Выразительное чтение на примере текста Б.В. Заходера "Два и три"

https://www.uchportal.ru

  1. Выразительное чтение на примере стихотворений В.Д. Берестова "Пёсья песня", "Прощание с другом"

https://www.uchportal.ru

  1.   Чтение произведений о буквах алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти буквы заучи"

https://www.uchportal.ru

Ценности научного познания:

понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

  1. Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит

https://www.uchportal.ru

Раздел 2. Систематический курс

  1. Ориентировка в книге: Обложка, оглавление, иллюстрации

https://www.uchportal.ru

Библиографическая культура

  1. Орфоэпическое чтение Произведения про Азбуку

https://www.uchportal.ru

  1. Орфоэпическое чтение Сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква «А»"

https://www.uchportal.ru

  1. Отработка навыка чтения. Г.В.Сапгир «Про медведя». Инна Гамазкова «Кто как кричит?», Живая азбука».

https://www.uchportal.ru

  1. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания . С.Я. Маршака "Автобус номер двадцать шесть"

https://www.uchportal.ru

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская

  1. Реальность и волшебство в сказке. На примере сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»

https://www.uchportal.ru

Гражд.- патриот. воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

Эстет. воспитание проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

  1. Отражение сюжета произведения в иллюстрациях: сказки «Курочка Ряба» и «Гуси –лебеди»

https://www.uchportal.ru

  1. Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных. На примере сказки  «Петух и собака»

https://www.uchportal.ru

  1. Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Теремок»

https://www.uchportal.ru

  1. Сравнение сказок на одну тему. Русские народные  сказки «Рукавичка» и «Теремок»

https://www.uchportal.ru

  1. Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия.  К.Д.Ушинский «Гусь и журавль», Л.Н. Толстой «Белка и волк»

https://www.uchportal.ru

  1. Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведений В.Г. Сутеева "Под грибом", "Кораблик"

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературных (авторских) сказок.  Сказка К.Чуковского  "Муха-Цокотуха"

https://www.uchportal.ru

Устное народное творчество – малые фольклорные жанры

  1. Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица .

https://www.uchportal.ru

Гражд.- патриот. воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  1. Понимание пословиц как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил

https://www.uchportal.ru

  1. Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности

https://www.uchportal.ru

  1. Игровой народный фольклор: потешки

https://www.uchportal.ru

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).

  1. Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире

https://www.uchportal.ru

  1. Мир фантазий и чудес в произведениях Б. В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю. Мориц "Сто фантазий" и других

https://www.uchportal.ru

  1. Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере стихотворений В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо»

https://www.uchportal.ru

  1. Сравнение авторских и фольклорных произведений о чудесах и фантазии

https://www.uchportal.ru

Произведения о родной природе.

  1. Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года.

https://www.uchportal.ru

Эстет. воспитание приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,

  1. Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса.

https://www.uchportal.ru

  1. Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны

https://www.uchportal.ru

  1. Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года. Настроение, которое рождает стихотворение

https://www.uchportal.ru

  1. Выявление главной мысли (идеи) в произведениях о природе родного края. Любовь к Родине В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

https://www.uchportal.ru

Произведения о детях и для детей

  1. Работа с детскими книгами.  Отражение в иллюстрации эмоционального отклика на произведение Н.М.Артюхова. «Саша – дразнилка»

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске

  1. Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей.

https://www.uchportal.ru

  1. Выделение главной мысли (идеи) произведения.  К. Д. Ушинский "Худо тому, кто добра не делает никому"  Сказка М.С. Пляцковского "Помощник"

https://www.uchportal.ru

  1. Заголовок произведения, его значение для понимания содержания. Произведения о дружбе. Ю.И. Ермолаев «Лучший друг»

https://www.uchportal.ru

  1. Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения », Е. А. Благининой "Подарок", В. Н. Орлова "Кто кого?". С.В. Михалков «Бараны»

https://www.uchportal.ru

  1. Произведения о детях. На примере произведений В.А. Осеевой «Три товарища»

https://www.uchportal.ru

  1. Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения.   М. С. Пляцковский "Сердитый дог Буль"

https://www.uchportal.ru

  1. Рассказы о детях. На примере произведения Д.И.Тихомиров «Находка»

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора 

  1. Стихотворения о детях. А.Л. Барто «Я – лишний», Р. С. Сеф "Совет", В. Н. Орлов "Если дружбой..." И.М.Пивоварова «Вежливый ослик»

https://www.uchportal.ru

  1. Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь. На примере произведения  Е.А. Пермяка «Торопливый ножик».

https://www.uchportal.ru

Труд. воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,.

  1. Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях

https://www.uchportal.ru

  1. Чтение произведений о детях Н.Н. Носова

https://www.uchportal.ru

Произведения о маме

  1. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме: проявление любви и заботы о родных людях на примере произведений А.Л. Барто «Мама», С. Я. Маршака "Хороший день" и других

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям

  1. Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А. Благинина «Посидим в тишине» и других

https://www.uchportal.ru

  1. Осознание отражённых в произведении понятий: чувство любви матери к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В. Митяева «За что я люблю маму»

https://www.uchportal.ru

Произведения о братьях наших меньших

  1. Темы произведения Определение: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина

https://www.uchportal.ru

Эколог. воспитание: осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; бережное отношение к природе неприятие действий, приносящих ей вред.

  1. Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова

https://www.uchportal.ru

  1. Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий. На примере произведений Е.И. Чарушина «Про Томку», Сладкова "Лисица и Ёж»

https://www.uchportal.ru

  1. Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере произведений В.В. Бианки "Лис и Мышонок", С. В. Михалкова "Трезор"

https://www.uchportal.ru

  1. Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных. Составление рассказа о самостоятельно прочитанной книге о животных

https://www.uchportal.ru

Дух.-нравст. воспитание:

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  1. Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведения М.М. Пришвина "Ёж" и других

https://www.uchportal.ru

  1. Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным. На примере рассказа В. А. Осеевой "Плохо"

https://www.uchportal.ru

  1. Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного

https://www.uchportal.ru

  1. Собаки — защитники Родины

https://www.uchportal.ru

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске

  1. Проверка техники чтения в рамках промежуточной аттестации

https://www.uchportal.ru

  1. Слушание литературных произведений. Е.Ф. Трутнева "Когда это бывает?" Рекомендации для чтения летом

https://www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

рабочая программа чтение 4 кл перспектива

Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....