Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка К. И. Чуковского «Путаница». Класс:2
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Захарченко Алина Александровна

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: Сказка К.И. Чуковского "Путаница". Тип урока: открытие новых знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx99.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина:  Литературное чтение

Тема: Сказка К. И. Чуковского «Путаница»

Тип урока: открытие новых знаний 

Цели:

Содержательная :  формирование понимания основной мысли произведения.

Деятельностная :знакомство с содержанием сказки «Путаница»

Дидактические задачи:

  1. Учиться объяснять смысл пословицы, сравнивать её с содержанием сказки;
  2. Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  3. Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
  4. Учиться владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения;
  5. Учиться объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
  6. Учиться различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки);

Развивающие задачи:

  1. Учиться анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
  2. Учиться сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация),
  3. С помощью педагогического работника учиться формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  4. Учиться выявлять недостаток информации;
  5. Учиться читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
  6. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  7. Учиться оценивать качество своего восприятия текста на слух;
  8. Учиться выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Воспитательные задачи:

  1. Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  2. Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Объясняет смысл пословицы, сравнивать её с содержанием сказки;
  2. Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  3. Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
  4. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль стихотворения;
  5. Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
  6. Различает и называет отдельные жанры фольклора (пословицы, небылицы) и художественной литературы (литературные сказки);

Личностные:

  1. Осознаёт этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  2. Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определят композицию произведения, характеризует героя;
  2. Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация),
  1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта, ситуации;
  2. Выявляет недостаток информации;

Коммуникативные:

  1. Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
  2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:

  1. Оценивает качество своего восприятия текста на слух;
  2. Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.

Оборудование: текс;презентация;учебник.

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 4-10 : ил. – (Школа России).

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей.
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)

2.1.Речевая разминка

2.2. Работа с небылицей

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

3.1. Антиципация по заглавию произведения

3.2. Формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3  мин.)

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)

5.1. Прослушивание аудиозаписи чтения сказки «Путаница»

5.2. Проверка первичного восприятия текста

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Беседа по содержанию

6.2. Работа с иллюстрациями

6.3. Сравнение сказки «Путаницы» с небылицей

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

7.1. Перечитывание сказки

7.2. Работа с пословицами про шалости

7.3. Обобщающая беседа

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

8.1. Рефлексия учебной деятельности

8.2. Самооценка учащихся

                                                                                                             Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Александровна, и сегодня урок чтения у вас проведу я, присаживайтесь.

  1. Проверка готовности

- Проверьте свою готовность к уроку.

  1.  Работа с пословицей

- Ребята, посмотрите на экран, как можно назвать это высказывание? «Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт»

- Да ребята, это пословица. А как вы понимаете её смысл?

- Правильно, читая книгу, человек мысленно путешествует вместе с героями произведений в дальние города, страны и волшебные миры. С помощью книги можно узнать много нового о том, чего никогда не видел.

Приветствуют

Проверяют

Читают.

- Пословица.

- Читая книгу, человек путешествует в мир знаний.

фронтальная

ПР1

ПР2

Л2

П4

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Речевая разминка  подбери рифму

- Что бы наша работ ана уроке прошла успешно предлагаю вам провести речевую разминку.У меня в стихотворении пропущены слова, вам нужно в рифму

   подобрать их  IMG_256

Дети читают, по очереди по одной строчке начиная с первой парты

  1. Работа с небылице

- Ребята, а сейчас я вам прочту одно маленькое стихотворное произведение. Послушайте, пожалуйста.

Жил высокий гражданин  Маленького роста.

И ходить ему в окно

Было очень просто.

Раз в морозный летний день

Утречком под вечер

Изнывая от жары

Вдруг залез на печь он.

- Ребята, определите жанр данного произведения. Вспомните раздел устного народного творчества. Что это? (Какие жанры вы изучали? Дети должны перечислить )

- А почему вы считаете, что это небылица?

- Вы все правильно сказали. Так что же такое небылицы?

- Небылица Жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания

- Это небылица.

-мы изучали такие жанры как сказки, стихотворения,стихи устного народного творчества

- Высокий человек не может иметь маленький рост, летний день не может быть морозным…

фронтальная

ПР2

ПР3

ПР6

Л2

П2

П4

К2

Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по заглавию произведения

- Ребята, откройте учебник на 6-ой странице и прочитайте название произведения.

- Произведение называется «Путаница». Как вы думаете, о чем оно?

3.2. Формулирование проблемы

- Ребята, мы знаем автора и название его произведения. А что мы не знаем? кто будут главными героями? Что они будут делать?

- Что нужно сделать, чтобы узнать ответы на эти вопросы?

- В произведение герои что-нибудь перепутают.

- Что они перепутают? И перепутают ли вообще? Может быть герои ничего не напутают, а автор специально назвал так свою сказку, чтобы запутать нас?

- Нужно прочесть произведение.

фронтальная

ПР2

ПР3

ПР4

Л2

П2

К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Ребята, предположите, какова тема урока?

- Сравните свои предположения со слайдом.

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Какова будет цель нашего урока?

- Верно, ребята. Целью урока является знакомство со сказкой К. И. Чуковского «Путаница» и понимание основной мысли произведения.

4.3. Планирование деятельности на уроке

- Что мы будем делать чтобы достичь нашей цели?

- Молодцы, вы всё верно сказали, а теперь давайте обобщим.

1) Выразительно читать сказку

2) Отвечать на вопросы по содержанию.

3) Работа по иллюстрации к сказке.

- Сказка К. И. Чуковского «Путаница»

- Читать произведение.

- Узнать почему так названо произведение.

Предлагают варианты задач.

фронтальная

ПР2

ПР3

ПР4

Л1

Л2

П3

К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Прослушивание аудиозаписи чтения сказки «Путаница»

- Ребята, прежде чем мы начнем с вами читать самостоятельно, я предлагаю вам послушать аудиозапись этой сказки.

5.2. Проверка первичного восприятия текста

 - Какое это произведение, грустное или веселое?

- Что вам показалось смешным?

-весёлое то, что все животные стали крывлять друг друга, а грустное то, что случился пожар

фронтальная

ПР2

ПР3

ПР4

Л1

Л2

П1

К1

Р1

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Беседа по содержанию

- Назовите, какие персонажи встретились в сказке?

- А чего захотели котята? Докажите текстом.

- А чего захотели утята?

- Что начали делать свинки/кошечки/ уточки/курочки/воробышек?

- А кто из персонажей сказки был самым серьёзным?

- А почему его можно назвать серьёзным?

- Как его называет автор?

- А кто такой паинька?

- Давайте откроем словарик на стр. 214-ой и проверим ваши предположения.

- Что же делал заинька?

- А что значит слово лопотал?

- Давайте посмотрим значение этого слова в словаре на 214-ой стр.

- Послушались зверята заиньку?

- А что случилось из-за их шалостей?

- А кто тушил море? Докажите текстом.

- А чем тушили море лягушата?

- Кто знает значение слова ушат.

- В Толковом словаре дано такое определение этому слову.

Уша́т — большой сосуд для воды или других жидкостей, на верхней стороне которого с противоположных сторон расположены выступы с отверстиями или ручки («уши»), которые используются для переноски двумя или более людьми.

- Кто же затушил море полностью? Докажите.

- Как после пожара стали вести себя зверята?

- Какое настроение создает поэт в этой сказке?

6.2. Работа с иллюстрациями

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на 7-ой стр. Кто изображен в правом верхнем углу?

- А что необычного в этом рисунке?

- А почему художник так изобразил медведя?

- Докажите текстом, что художник подобрал правильный рисунок к сказке.

- Переверните страницу. Кто изображен на 8-ой стр.?

- Что он делает?

- Ребята, найдите, пожалуйста, отрывок сказки подходящий к этой иллюстрации.

ФИЗМИНУТКА

IMG_256

6.3. Сравнение сказки «Путаницы» с небылицей

- Похожа ли сказка на небылицу?

-А Чем же она  сказка «Путаница» похожа на небылицу?

Отвечают, читают отрывок из сказки.

- Заинька.

- Он не хотел шалить и разговаривал по-заячьи.

- Паинька.

- Это тот, кто очень послушный.

- Разговаривал.

- Они еще больше начали шалить.

- Загорелось море.

- Ушатом.

- Бабочка.

- Они перестали шалить и стали разговаривать каждый по-своему.

- Медведь.

- У медведя на голове перья, а на задних лапах шпоры.

- Медведь кукарекал как петух.

- Крокодил.

- Тушит море.

1) Зверята стали разговаривать не по-своему.

2) Рыбы начали гулять по полю

3) Жабы летать

4) Мыши ловить кошку

5) Море зажгли

фронтальная

ПР3

ПР4

ПР5

Л1

Л2

П1

П2

П4

К2

Р1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Перечитывание рассказа по ролям

- Ребята, мы с вами уже прослушали как сказку читает актёр, а теперь давайте прочитаем сами произведение. Мы будем читать по ролям.

- Кому - нибудь из вас  я раздам роли например кто то читает слова  котят а кто то слова   утят . Вы вдвоём будете…

- Мы сегодня познакомились с творчеством   – Чуковского, но при чтении я хочу предложить вам, чтобы у нас было несколько авторов. Я также раздам вам карточки с номерами. Ты будешь  читать слова автора №1, ты –  будешь читать слова автора автором №2…

  1. Работа с пословицами про шалости

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами две пословицы.

- Прочтите первую. Как вы её понимаете?

Пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать - сапожник.

- Прочтите вторую. Как вы её понимаете?

Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

- Как вы думаете, эти пословицы подходят к нашей сказке? Почему?

7.3. Обобщающая беседа

- Чему учит это произведение?

- А бывали в вашей жизни такие случая, когда ваши шалость и шутки оборачивались бедой?

Перечитывают.

- Каждый должен заниматься своим делом

- Нельзя в качестве забавы совершать поступки, которые вполне могут привести к трагедии.

- Сказка учит, что каждый должен заниматься своим делом, а бездумные шутки и игры могут привести к беде.

Парная

Фронтальная

ПР2

ПР3

ПР4

Л1

Л2

П1

П2

П4

К1

К2

Р1

Р2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Почему же автор так назвал своё произведение?

(Потому что герои произведения, когда шалили и разговаривали чужими голосами, то начали перепутали кто, чем должен заниматься)

- На что похожа сказка Чуковского?

- Что понравилось больше всего в произведение?

- Какие уроки вы извлекли из этой сказки?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Ребята, вашим домашним заданием будет выразительное чтение сказки «Путаница» и задание на стр. 18-ой под №3.

8.2. Самооценка учащихся

- Ребята,  у вас на столах лежат кружочки в которых нарисован котик, поднимите зелёный , кто доволен собой и считает, что работал сегодня на уроке отлично.

- Молодцы, опускайте.

- Ребята, поднимите ораньжевый  те, кто считает, что плохо справился с работай на уроке сегодня.

- ...., в чем ты затруднялся?

(Беседа с ребенком, поддержка.)

 - Мы ставили перед собой цель прочитать, проанализировать  произведение и узнать почему писатель дал ему такое название.

- На небылицу.

фронтальная

ПР4

Л1

П1

П2

К2

Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4...