Конспект урока по литературному чтению Гуси-лебеди 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Маслова Дарья Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_praktika_konspekt_uroka.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Перспективная начальная школа» 4 класс

( О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова рабочая тетрадь по литературному чтению 4 класс 1 часть стр.6)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время: 16:30-17:10

Место: МАОУ Гимназии №2 г. Черняховска

Класс: 4 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания русской народной сказки «Гуси-лебеди», для умения давать характеристику героев, образов, определять жанровые особенности сказки.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать русскую народную сказку, определять жанровые особенности русской народной сказки «Гуси-лебеди», понимать смысл русской народной сказки.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности сказки, развитию читательской самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: доброта, вежливость, ответственность, порядочность, уступчивость; воспитанию читательского интереса к произведениям русского народа, литературе.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного интереса к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой деятельности.

Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, образы, основную мысль.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Для того, чтобы узнать что-то новое….

II. Актуализация знаний обучающихся.

Беседа

У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

О: Мы изучали сказку «Крошечка-Хаврошечка».

У: Хорошо. Кто автор сказки?

О.: Народ.

У.: Ребята, какие русские народные сказки вы уже знаете?

О.: «Сивка-бурка», Крошечка- Хаврошечка

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сегодня мы с вами начнём знакомиться ещё с одной русской народной сказкой. Название сказки, вам поможет определить пазл, который лежит у вас в конвертах.

У.: Вы догадались, с какой сказкой мы с вами познакомимся?

О: Гуси-лебеди

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока

-вспомним о … (о русских народных сказках)

-узнаем о….(о сказке «Гуси-лебеди»)

- будем учиться…(анализировать сказку, давать характеристику героям )

(Читают сами и отвечают)

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Сейчас мы с вами повторим сведения о русской народной сказки.
1) Краткие сведения о русской народной сказке.

Русская народная сказка- это сокровище народной мудрости.

Русская народная сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, она помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.

Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение.

2) Словарная работа.

У.: Вспомним, какие бывают виды сказок?

(Читают со слайда) русская народная\ авторская сказка

У.: Посмотрите различия русской народной сказки от авторской

У: Кто может назвать, на какие виды делятся русские народные сказки?

О.: волшебные, о животных, бытовые.

У.: Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса, о животных в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости, есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей. Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий. Сказка, с которой мы сегодня познакомимся – волшебная.

У.: Ребята, далее в сказке нам встретятся непонятные слова:

кли́кать – громко звать;

у́стьице – выходное отверстие у печи.

причи́тывала- говорила с плачем

вороти́лись- вернулись

ху́до бу́дет- плохо

V. Физкультминутка.

1. И.п. – встать на носки, потянуть руки вверх 1-2, 3-4 руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс, повороты туловища влево/вправо1 – 2, наклон туловища влево/вправо 3 - 4. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Первичное чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Анализ первичного восприятия.

У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение диктором русской народной сказки «Гуси-лебеди», подумайте, какое настроение у вас вызвала сказка (диктор- человек, читающий тексты выразительно, профессионально, т. е. он очень хорошо это делает, читает.)

У.: Ребята, какое настроение у вас вызвала эта сказка?

О.: Ответы обучающихся.

VII. Вторичное чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Анализ содержания сказки и выразительных средств.

Фонетическая разминка.

У: Сейчас мы будем учиться выразительно читать сказку, но перед тем, как мы начнём читать, нам необходимо подготовиться, для этого проговорим скороговорку (скороговорка написана на слайде)

У.: Сейчас мы прочитаем сказку цепочкой, а после вы ответите на вопрос, кто является героями этой сказки?

У.: Читаем сказку, когда будет достаточно, я вас остановлю и будет читать следующий ученик

У.: Кто же является героями сказки?

О.: сестрица, братец, Баба-Яга, Гуси-лебеди, печка, речка, яблоня, еж

У.: Теперь, мы начинаем анализировать сказку, но перед анализом повторим признаки сказки (признаки на слайде)

Признаки сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратные повторы;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Анализ содержания сказки.

У.: Какой зачин в этой сказке.

О.: Жили старичок со старушкою

У.: К какому виду сказок мы ее отнесли?

О.: К волшебным

У.: Почему?

О.: потому что в ней есть главная колдунья Баба-яга, живущая в избушке. Кроме того, в этой сказке разговаривают растения, животные и предметы.

У.: Какие волшебные предметы есть в сказке?

О.: Девочка отправляется на поиски братца и ей встречаются такие волшебные предметы, как говорящая печь, которая просила девочку съесть "ржаной пирожок", яблоньку, которая предложила съесть "лесное яблоко" и речку с кисельком. Река попросила девочку испить "простого киселька с молоком".

Всё это волшебные предметы по которым можно судить, что действия происходят в сказочном мире, в котором оживают неодушевлённые предметы.

У.: Найдите в сказке троекратные повторы.

О.: В сказке «Гуси-лебеди» трижды повторяется ситуация, когда девочка должна была помочь кому-то: сначала печке, затем яблоньке и, наконец, молочной речке.

У.: Назовите положительных и отрицательных героев сказки

О.: Положительные герои: сестра, брат, яблоня, река, печка

Отрицательные герои: гуси - лебеди ( помощники Бабы - Яги), Баба - Яга

У.: Где в сказке добро, а где зло?

О.: Добро представляют неодушевленные предметы: яблоня, печка, река с кисельными берегами; Зло представляет Баба Яга тем, что она отправила Гусей-лебеде украсть братца

У.: Что победило?

О.: Победило добро, в предании о волшебных Гусях над злом одерживает победу находчивый ум, добро, смелая решительность. Так же и в реальной жизни перед мощью этих положительных сил не устоят тёмные чувства.

У: Какая концовка сказки?

О: Гуси-лебеди так никого не поймали. Они «полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-яге». Дети же успели вернуться домой до прихода родителей. Они были очень рады, что так все хорошо закончилось.

У.: Вам понравилась сказка?

О.: Ответы обучающихся.

У.: Какая тема сказки? (то о чём говориться в сказке)

О.: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

У.: Какая идея сказки? (что хотел донести автор)

О.: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

У.: Чему учит сказка?

О.: Добрая и поучительная народная сказка учит тому, что добро всегда побеждает зло

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью вопросов по сказке.

1. Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка.)

2. Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка.)

3. То, что предложила поесть речка. (Кисель.)

4. Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка.)

5. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня.)

6. То, что предложила поесть печка. (Пирожок.)

7. Персонаж, который встретился девочке после яблони. (Речка.)

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока

- вспомнили о….(о русских народных сказках)

- узнали о …(о сказки «Гуси-лебеди»)

- учились…(анализировать сказку «Гуси-лебеди», давать характеристику героям)

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

У.: Ребята, на партах у вас лежат картинки с солнышком и тучкой, вам надо выбрать, какое у вас было настроение на уроке «Солнышко»-хорошее, «Тучка»- плохое.

У.: Поднимите ту картинку, которую вы выбрали.

У.: Ребята, я рада, что вам понравился урок и на протяжении урока, у вас было хорошее настроение.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Доделать задания в рабочей тетради стр.9-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки"....

Открытый урок по литературному чтению " Гуси - лебеди"

Открытый урок по литературному чтению с презентацией "Гуси - лебеди"...