Технологическая карта урока по обучению чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Обучение чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_obucheniyu_chteniyu_1_klass.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Знакомятся с двумя видами чтения: орфографическим и орфоэпическим. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Осознают свою принадлежность к народу, стране, государству |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [н], [н’]. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласные звуки [н], [н’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Н, н. |
Образовательные ресурсы | Счетные палочки. Барабан, шахматная фигура – конь. Синие и зеленые карточки |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
оборудования; эмоциональный настрой на урок | Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. – Проверим готовность к уроку | наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | |||
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как погоняют лошадь? | – Но! Но! Но! | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня мы отправляемся | Слушают учителя, рассматривают изображение буквы | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Перед учениками стоят барабан и шахматная фигура – конь. – Рассмотрите схему слова барабан. – Произнесите все слово. Выделите последний звук. – Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Рассмотрите схему слова конь. – Произнесите все слово. Выделите последний звук | Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н’]. | Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделяют звуки [н], [н’] | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
– Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н’], сравните их. – В слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его | Выделяют звуки [н] и [н’], сравнивают. Смотрят на обозначение твердого и мягкого звуков на схеме слова | в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставляют слова, различающиеся одним звуком | |||
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку. – Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина | Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н’] | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах | Фронтальный. Игра |
3. Знакомство с буквой Н | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). – На что похожа буква Н? Н – натянутая сетка, | Находят букву Н на «ленте букв». Высказывают свои предположения. | Находят букву Н на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сетку держат очень крепко, Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. – Выложите букву Н из счетных палочек | Из палочек выкладывают букву Н | ||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения | Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение | – Рассмотрите слоги. – Какая первая буква во всех слогах? – Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо | Рассматривают слоги. – Первая буква Н. Слушают объяснение учителя и смотрят на слоги. | Соотносят новые звуки и буквы Н, н, их обозначающие; делают вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного | Коллективный. Чтение слогов, восклицательного предложения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Гласная И указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение | Хором читают слоги и предложение | при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений | |||
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Как называется стихотворение? – Как вы понимаете это слово? – Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы. – Прочитайте стихотворение. – Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине | – Русь. Объясняют слово. Слушают объяснение учителя. Читают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя | Понимают смысл читаемого стихотворения. Составляют высказывания о любви к Родине | Коллективный. Чтение, устные ответы |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 40) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»? | Отвечают на вопрос учителя | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы |
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке | Групповая. Словесный, практический, наглядный. Рассказ | – Никита Кожемяка – славный русский богатырь. – Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено | Рассматривают картинку, рассказывают сюжет | Составляют рассказ | Групповой. Рассказ по картинке |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 40) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв | – Найдите в пословицах букву Н. Сколько их? – Почему так говорят..? – В какой части слов стоит буква Н? | Находят буквы, считают. – В начале и в середине слов | Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой Н в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц | Парный. Распознание буквы Н. Устные ответы |
2. Дидактические упражнения (учебник, с. 42) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение предложения | 1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. 2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый. Почему? – Прочитайте предложения, используя рисунки | 1. Он – карандаш. 2. Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и – на мягкость [н’]. Читают предложения | Наблюдают над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Выделяют звуки [н], [н’], объясняют причины различия | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия | 3. На столе лежит тетрадь. (На – указание места.) На тетрадь. (На в значении возьми что-то) | Определяют разные значения одного слова. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания | |||
3. Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 42). Дифференцированное задание | Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение, выделение буквы | – Прочитайте стихотворение. – Найдите в тексте букву Н, подчеркните твердый согласный Н синим цветом, мягкий – зеленым | Читают. – Нос (синий), варенье (зеленый), в банке (синий) | Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву Н в словах, определяют твердость и мягкость согласных звуков | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, обозначение твердости и мягкости звуков |
4. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам | Парная. Словесный. Беседа, рассказ | – Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Все ли изобразил художник? – Задайте друг другу вопросы по содержанию | Рассматривают картинки. Выполняют задания учителя | Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга | Групповой. Устные ответы, рассказ |
5. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа | – Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? | – На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв» | Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки
Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...
Технологическая карта урока трудового обучения 2 класс Терем Деда Мороза
Технологическая карта составлена с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс
Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему "Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»....
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе (Обучение грамоте) по ФГОС .УМК "Школа России"
Разработка урока по литературному чтению (Обучение грамоте). 1 класс по ФГОС...
Технологическая карта урока трудового обучения 4 класс
Технологическая карта урока — передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контекст...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....