Конспект урока литературного чтения 3 класс Л.Толстой Акула
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Таршилова Наталья Владимировна

В данном  материале  представлен  конспект урока открытия новых знаний  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_l._tolstoy_akula.docx10.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
  • Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

Задачи:

формировать умение работать с текстом;

- развивать речь, эмоциональную сферу, воображение, умение работать в парах, группах.

- воспитывать чувства сопереживания, умения оценивать свои поступки и других людей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
  • формирование умения анализировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу;

Метапредметные:

  • формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
  • строить монологическое доказательное высказывание;
  • формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
  • совершенствование работы в парах, группах.

Личностные:

формирование нравственных чувств, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.

Прочитайте высказывание (про себя, вместе) «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» К.Д.Ушинский.

- Что означают эти слова? Готовы ли вы читать так?

2. Речевая разминка.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

- Прочитайте медленно, с удивлением, по рядам.

3. Актуализация опорных знаний

- Дети, а вы любите путешествовать? Мы отправляемся по морю на….корабле. Согласны? Поднять якоря.

С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке?  (Л.Н. Толстой) 

Какие тайны мы раскрыли на прошлом уроке?

5 – в семье Л.Н. Толстого было 5 детей;

22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть;

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Секрет – Секрет «Муравьиного братства», о том, что однажды люди узнают истину и станут жить в мире и любви.

4. Постановка темы и задач урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!

Кто такая акула? Что вы знаете об акулах?

( Акула – хищница, обитает в морях, это очень древнее существо. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Самая опасная - белая акула. Ее называют "белая смерть”. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой.)

Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

- Кто может сформулировать тему урока?

– А какие цели мы поставим перед собой на уроке? ( Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы)

5. Работа по теме урока

А) Рассказ об Африке.

- Сегодня мы отправимся к берегам Африки. Кто может показать на глобусе материк Африка?

Об этом материке нам расскажет Саша

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго, в том числе и акулы.

Б) Первичное чтение.

Откройте с. 152, прочитаем хором, кто автор и как называется произведение. (Читают хорошо читающие ученики)

В) Первичное восприятие  текста.

- Как называется произведение, кто автор? К какому виду литературного жанра относится произведение? Кто является главным героем рассказа?  Каким оказался старый артиллерист? Какова тема произведения? (Находчивость)  В чем проявилась находчивость артиллериста? (мгновенная реакция артиллериста спасает жизнь мальчикам, меткое попадание уничтожает акулу).  Как еще можно назвать артиллериста ? Подберите синонимы (догадливый понятливый пронырливый)

Физминутка для глаз

Г) Словарно-лексическая работа. (Слайд)

- Посмотрите на слова и высказывания. Как вы их понимаете?

Артиллерист – военнослужащий (пушки, миномёта)

Не выдавай – не подведи. Понатужься - постарайся. Палуба – часть судна.

Хобот - упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или пулемёта. (Многозначность слова.) Фитиль – горючий шнур для орудий.  Ропот – неясный шум, негромкая недовольная речь.

Визг – крик.  Пронзительный – резкий на слух.  Колыхалось – слегка покачивалось.

Побледнел как полотно – стал очень бледным.

Д) Анализ прочитаного.

Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Почему мальчики оказались в открытом море? Прочитайте.

- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? Докажите строчками произведения.

- Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем) Почему? Докажите. (страх, опасность)

- Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Докажите строчками произведения.

- Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы .

- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения). Представьте, что чувствовали ребята…

- Что сделал артиллерист? Прочитайте.

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды).

- А что в это время делали все остальные? Докажите строчками произведения.

- Чем закончился рассказ?

6. Закрепление

А) Работа в паре. Характеристика героев

Мальчики:                                                   Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Находчивость

Испуганные

Оцепенение

Ловкие

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

- Какие ребята в начале произведения? (Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

- Артиллерист ? (Радостный, любовался сыном.)

- Как изменилось настроение при появлении акулы? (Артиллерист – шок, оцепенение, страх; мальчики – испуганные, беззащитные.)

- А в конце произведения какое настроение?

               Б) Составление плана.  ( Индивидуальная работа)

- На сколько частей разделён текст?

• Появление акулы.

• Купание в море.

• Остановка корабля.

• Спасение мальчиков.

• Стрельба из пушки.

        - Расположите части плана в правильном порядке.

Проверка.( слайд)

• Остановка корабля.

• Купание в море.

• Появление акулы.

• Стрельба из пушки.

• Спасение мальчиков.

Физминутка

7. Подведение итогов урока.

С каким рассказом познакомились на уроке? Кто его автор?

Для чего Л.Н.Толстой написал своё произведение? Что автор хотел донести до читателя(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

  • Работа с пословицами – выводами (работа по карточке в паре)

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах.

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

- Прочитайте. Кому из героев вы могли бы подарить в качестве совета?

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

8. Рефлексия. - Кому понравился урок, много работал на уроке – закрасьте на своём кораблике флажок зелёным цветом.

- Кто не уверен – жёлтым цветом.

- Кому ещё надо поработать над текстом, понять его – красным цветом. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание. 

Всем - выразительное чтение рассказа.
а) нарисовать иллюстрацию

б) приготовить пересказ

в) подобрать пословицы о смелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Конспект урока литературного чтения "Литературные сказки" 3 класс

Конспект урока литературного чтения по теме: "Литературные сказки" Обобщение. 3 класс...