Б.С. Житков «Про обезьянку»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сексенова Махаббат Аманжоловна

Конспект урока по литературному чтению "Про обезьянку", Б.С. Жидков
Формирование осознанного чтения:

  • приём "Деформированный план";
  • словарная работа;
  • работа с названием произведения; 
  • чтение малых фольклерных жанров (скороговорка), чтение с разной интонацией, скоростью;
  • предугадывание автора по отрывку произведения;
  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.s._zhitkov_pro_obezyanku.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 д

Образовательная программа: «Школа России»,

Тема: Б.С. Житков «Про обезьянку»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:  

- учить видеть  и понимать поступки героев;

- рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать произведение на слух;
  3. определять жанр произведения;
  4. видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.

Планируемые метапредметные результаты:

  1. Познавательные: умение строить устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи, развитие эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, умение осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление смыслового чтения текста
  2. Регулятивные: планировать свою деятельность, умение оценивать работу на уроке, умение принимать и сохранять учебную задачу
  3. Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказывать свое мнение, обосновывая его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

  1. Прививать интерес к чтению;
  2. Выбирать виды деятельности на уроке;
  3. Придумывать свои рассказы о животных;
  4. Использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная

Используемые ресурсы: учебник «Литературное чтение» для 3 класса, 2 часть под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. 2 – е издание. – «Просвещение», 2020., компьютер, презентация, тестовые карточки

Ход урока

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Здравствуйте, ребята!

Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: речевая разминка

 Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

2.Беседа.

- Почему «Саня» и «сани» написаны по-разному.

- Назовите знакомые части речи.

3. Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

4. Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.

5. Прочитать  с восклицательной интонацией на глаголах.

6. Прочитать скороговоркой.

 

Выполнять речевую разминку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

 Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Практический: проверка домашнего задания  

- Послушайте внимаетльно отрывок:

«Вот раз я слышу звон в соседней комнате. Что такое? Пробираюсь тихонько и вижу: Стоит н аподоконнике Яшка в зелёном платьице, в одной руке у него ламповое стекло, а в другой ёжик,  и он ёжиком с остервенением чистит стекло. В такую ярость пришёл, что не слыхал, как я вошёл…»

- Из какого произведения этот отрывок? («Про обезьянку»)

- Кто автор этого рассказа? (Борис Степанович Житков)

- Что вы помните об этом авторе из биографии? (Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.)

 - Из какого раздела мы читали произведение? ("Люби живое")

- Прочитайте выражение: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как это выражение относится к теме нашего урока? (ответы детей)

- Сформулируйте тему и цель урока. («Б.Житков. Про обезьянку», продолжить знакомиться с произведением)

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Монологические ответы учеников

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

Физминутка

- А сейчас настало время отдохнуть.

Я иду, и ты идёшь – раз, два, три.

Я пою, и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём, и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово учителя

Практический: чтение текста

Словесный: анализ произведения

Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: рассуждение

Практический: чтение

Практический: словарная работа

 Определите жанр текста. (рассказ)

Понравился ли вам это рассказ?

- Что именно вам понравилось?

- На сколько частей можно разделить данный рассказ? (4) (знакомство, жизнь в семье мальчика, прогулка, расставание)

-От чьего имени ведётся рассказ? (от имени мальчика)

- Как обезьянка оказалась у мальчика? (Ему отдал её Юхименко) Прочитайте этот отрывок по ролям.

-  Найдите и прочитайте о том, как выглядела обезьянка? Стр.83-84

- Как звали обезьянку? (Яшка)

-  Как встретили обезьянку в семье мальчика? (радостно)

- Удалось ли новому хозяину справиться с ней? (не удалось)

- Какие неприятности она приносила домочадцам? (Лазала по верхам, не слушалась новых хозяев)

- Как хозяева решили приручить обезьянку? (привязывали)

- Почему она так себя вела? (ответы детей)

-  А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой)

- Где переночевал Яшка? Какое чувство вы испытали, когда читали этот эпизод?(рассуждение)

- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?

(привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса)

- А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили?

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?

(начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то)

-Мы говорили о том, каким непоседливым был Яшка. А как к этому относились домашние? За что отец отругал Яшку?

(обезьяна обрывала цветы, что стояли на окнах, а потом дразнилась)

- Вспомните эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны.

(В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.

Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. Метко с лестницы бросал штукатуркой в папу. Испортил причёску даме, которая пришла в гости.)

- Как к Яшке относились дворовые животные?

(Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее)

- Какие победы Яшка одержал во дворе? (дрался с Каштаном, гонялся за котом) Прочитайте этот отрывок.

- Как Яшка вел себя при гостях?

- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?

Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. ( Жалость, обида, гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)

Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика.

- Какие слова в тексте вам были непонятны?

Словарная работа проводится в процессе чтения.

Объяснение слов "полуаршин","жилет", "шинель", "оплеуха", "дичиться", "штукатурка", "извёстка", "портсигар","ёрзать", "стамеска","пелеринка", "локончики", "оправа", "миловидный","десятина", "казённый", "свора", "ощетиниться", "контора","капризно", "касторка", "сатана"

Объяснение значения выражений "искры из глаз посыплются", "броситься врассыпную", "бежать сломя голову".

Задание в паре: заголовки плана текста не по порядку, составьте в паре план  рассказа правильно:

1. Первый день.

2. Поведение с гостьей

3. Появление обезьянки.

4. Примирение.

5. Ссора с папой.

6. Знакомство с обезьянкой.

 Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цель урока

Слушать учителя

Читать текст

Анализировать

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Рассуждать

Читать

Узнавать значение незнакомых слов

Распределяют этапы содержания рассказа

1. Появление обезьянки.

2. Знакомство с обезьянкой.

3. Первый день.

4. Ссора с папой.

5. Примирение.

6. Поведение с гостьей

- Мы составили план рассказа.

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Р: работать с тестом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Итог урока. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку?

- Как вы думаете, справились бы вы с ней?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

Домашняя работа: творческая работа. 

Сочинить свою историю о том, как у вас дома появилась обезьянка; нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам к рассказу.

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...