Урок по литературному чтению "Сказка о мертвой царевне" (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_mertvoy_tsarevne_garbuz_331.docx181.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

по литературному чтению

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Гарбуз Снежаны Евгеньевны

Место проведения урока:

Школа 16 , класс 4 «б»

Дата проведения урока: 19.09.23

Начало урока 9.50

ФИО учителя школы:

Ермолина Тамара Федосеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допуск к проведению урока:

Тема урока: Мотивы народной сказки в литературе А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Учебный предмет:

Класс:

Литературное чтение

4 «б»

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Анализ произведения «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Технологии, методы, приёмы:

ПДО,  побуждающий диалог, беседа

Основные понятия, термины:

Сказка, главная мысль, главный герой, план

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • понимают жанровую принадлежность, содержание, смысл прочитанного произведения: отвечать на вопросы к тексту
  • умеют объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря
  • умеют определять главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  • читают вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, используют разные виды чтения

Личностные:

  • осознает смысл учения
  • проявляют мотивацию к учебной деятельности
  • владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Метапредметные:

  • умеют определять тему рока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)
  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)
  • умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.)
  • умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге (коммун.)
  • умеют взаимодействовать в парах (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная
  • парная
  • групповая

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • карточки с заданием
  • учебники

Ход урока

Этапы урока, задачи этапов

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент. Мотивация на деятельность

Задачи:

Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)

Замотивировать к учебной деятельности (личн.)

Пейзажи солнечный и пасмурный

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте, всё ли готово к уроку. На партах должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- Ребята, чтобы наш урок прошел на отлично, нужен хороший настрой. Посмотрите на слайд и выберите ту иллюстрацию, которая соответствует вашему настроению.

- Мне нравится этот пейзаж. Когда я смотрю на иллюстрацию, сразу вспоминаю каникулы, теплое солнышко и красоты родного города. Всё это у меня вызывает у меня радость, поэтому я хочу поделиться с вами улыбкой. А вы улыбнитесь мне и соседу по парте.

II. Речевая разминка

Задачи:

Совершенствование четкости произношения;

(предм.)

Развитие дикции, правильного дыхания;

(предм.)

Совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

(предм.)

На слайде: ФармакопЕя

АльфрЕд

ПаралипоменОн

ВатерпежекОсма

- Перед началом работы выполним речевую разминку. Принимите исходное положение: сядьте ровно, обе ноги в пол, между животом и партой проходит кулачок, плечи опушены,

Предлагаю игру «МетрдотЕль».

- МетрдотЕлем называют человека, который объявляет о поялении гостей. Представьте бал в графском доме, в который один за другим входят гости, а их имена объявляет метрдотЕль. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не смеет его переспрашивать.

- Перед вами список гостей, которые пришли к нам на бал. У вас есть несколько секунд, чтобы ознакомиться с именами, затем мы вместе их озвучим: уверенно и четко

Фармакопея

Альфред

Паралипоменон

Ватерпежекосма

III. Актуализация знаний

Задачи:

Актуализировать знания учашихся об изучаемом авторе (предм.)

Развивать навыки сотрудничества с учителем (личн.)

Развивать умение выполнять учебные действия в устной форме (регул.)

Развивать уменик воспринимать информацию  на слух (позн.)

Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.)

На слайде: портрет А.С. Пушкина

- Ребята, творчество какого писателя вы изучаете сейчас?

- Кем является А.С. Пушкин – поэтом или писателем? Примеры каких произведений вы можете привести?

- На партах нескольких учеников есть карточки с интересными фактами о жизни А.С. Пушкина. Зачитайте

- А.С. Пушкина

- Мы знаем как поэта. Примеры: «Няне», «Туча», «Унылая пора…», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»

IV. Выход на тему и цель урока

Задачи:

Развивать умение определять последовательность действий (предм.)

Учить формулировать тему урока и ставить учебную цель. (регул.)

Способствовать осознанию детьми познавателной задачи урока. (позн.)

Развивать умение принимать участие в учебном диалоге. (ком.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

Иллюстрации к сказке

- На слайде приведен ряд иллюстраций. С каким произведением они связаны?

- В правильной ли последовательности расположены иллюстрации?

- Есть ли те, кто считает иначе?

- Замечаю ваши сомнения. Какой будет цель урока?

- Цель урока – анализ произведения «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

- Да/Нет

- Разбор произведения «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

V. Анализ содержания и языка художественного произведения

Задачи:

Развивать сотносить прочитанный текст с жанром литературы (предм.)

Способствовать определять последовательность событий в тексте, выявлять связь событий, эпизодов текста (предм.) 

Учить характеризовать героев составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев (предм.)

Развивать навыки сотрудничества с учителем (личн.)

Учить сохранять учебную цель (регул.)

Развивать умение делать выводы в результате языкового анализа. (позн.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

На слайде: признаки сказки

Учебник стр. 70-90

Карточки

- Дома вы познакомились с произведением «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Царевна – это кто? Почему она мертвая? Кого называют богатырями? Как связаны Мертвая царевна и богатыри?

- Назовите жанр произведения.

- Докажите, пожалуйста, почему это произведение – сказка.

- У сказки есть особенные признаки. Какие признаки сказки вы знаете?

- Я подвела итог вашим высказываниям и подготовила такую схему-помощницу.

- Сейчас вы поработаете в парах. Опираясь на эти признаки, обсудите произведение, и докажите, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» является сказкой.

- Кто хочет озвучить?

- Существуют сказки авторские и народные. К какому виду относится наша сказка?

- Почему сказка является авторской?

- Знаете ли вы какая русская народная сказка похожа на сказку А.С. Пушкина?

- А чем отличаются сказки?

- Мотивы русской народной сказки «Волшебное зеркальце» можно заметить в сказке А.С. Пушкина. Но мы останавливаемся сегодня на авторской сказке.

- Обратитесь к содержанию учебника, найдите «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», откройте нужную страницу.

- Какие события произошли в сказке? Кто сможет рассказать сюжет в 1-2 предложения?

- Я предлагаю разделить текст на 6 частей, которые соотвествуют этим событиям.

- Давайте определим границы каждой части карандашом

- Где начинается первая часть? Где начинается вторая часть?..

- Сейчас вы разделиеся на 6 групп (по 2 группы в колонке). Каждая группа получает  карточку.

Инструкция к карточке:

номер карточки соответствует номеру части (есть подсказка в виде строки, с которой начинается, и строки, которой заканчивается смысловая часть, также указаны номера страниц, но будьте внимательны: страницы ваших учебников могут отличаться). Задание представляет собой ряд вопросов, выполняется устно.

- Ребята, я напоминаю правила работы в группах:

1. Слушай, что говорят другие.

2. Не создавай сильного шума

3. Принимай активное участие

- На работу с карточкой у вас есть 5 минут.

- Ребята, давайте проверим ваши карточки. Начинаем по порядку

- Царевна – дочь царя, главный герой сказки. Царевну отравили. Богатыри – сильный, смелый герой, который совершает подвиги. Царева набрела на их терем в лесу, жила с ними

- Сказка

- Волшебные предметы, деление персонажей на положительные и отрицательные, герои-помощники, троичность, добро побеждает зло

- Добро побеждает зло – Злая царица умерла, а царевна сыграла свадьбу с Елисеем,

Троичность – отыскать царевну Елисею помог третий помощник

Герои-помощники – солнце, месяц, ветер

Герои положительные: Елисей, богатыри,

Герои отрицательные: старая царица, Черница

Волшебные предметы: зеркало

- Авторская

- Написана автором

- «Волшебное зеркальце»

- Царь женился на новой царевне, которая решила отравить его дочь. Но темный замысел царицы не удался – Елисею удалось спасти царевну.

VI. Физминутка

Задачи: 

Физическая активность

Смена деятельности

Снятие напряжения с мышц туловища

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

VIII. Словарная работа

Задачи:

Развивать умение объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря (предм.)

Развивать навыки сотрудничества с учителем (личн.)

Учить сохранять учебную цель (регул.)

Развивать умение делать выводы в результате языкового анализа. (позн.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

Учебник стр. 218-221

На слайде:

Инда – так что даже

Сочельник – ночь перед Рождеством

Сенная девушка - служанка

Лежанка изразцовая – украшенная изразцами – плитка из обожженной глины, покрытыми глазурью

Полати- место для спанья

СпЕшить – сбить коня

Ради - рады

Сорочин – чужестранец с Востока

Подворье - усадьба

Горница – парадная половина крестьянской избы

Девичник – предсвадебный вечер неветы с подругами

Молодица – молодая замужняя женщина

Перст - палец

- При выполнении задания 2 вы убедились, что в сказке очень много незнакомых вам слов. Сейчас мы проанализируем их. Где вы можете найти значения неизвестных вам слов?

- И в нашем учебнике есть небольшой словарик. Давайте обратимся к нему. Снова загляните в содержание учебника, найдите словарик и откройте нужную страницу.

- Первое незнакомое слово из нашего списка – «инда». Кто нашел его значение в словаре?

- Сочельник?

- Сенная девушка?

- Я для вас подготовила такое задание: подобрать значение (столбец 2) к слову (столбец 1). Задание можно обсудить в парах.

- Как вы думаете, почему в тексте так много неизветных нам слов?

- Сказка была написана несколько сотен лет назад. Русский язык постоянно обновляется, появляются новые слова, какие-то слова начинают использовать реже. А во времена А.С. Пушкина лексика совсем другой.

- В словаре

- Так что даже

- ночь перед Рождеством

- Служанка

- Сказка написана давно

- Царевна, царица, Елисей, богатыри, Чернавка

VIII. Обобщение

Задачи:

Закрепить содержание прочитанного (предм.) 

Развивать умение осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности (регул.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

Развивать умение работать с информацией, представленной в виде текста упражнения (позн.)

На слайде: качества героев

Иллюстрации к сказке

Рабочая тетрадь стр. 13 упр. 12

 На слайде высказывание

- Кто является главными героями?

- Выберите из списка качеств те, которые можно отнести к герою ем другой.

- Ребята, а теперь давайте вернемся к заданию, которое было в начале нашего урока. Сможем ли мы сейчас восстановить порядок иллюстраций?

- Заметили, насколько сложен сюжет? Что нам поможет его запомнить?

- Откройте рабочую тетрадь на странице 13. Прочитайте задание 12. Сможете ли вы записать план самостоятельно, взглянув на слайд?

- Приступайте к выполнению задания. У вас есть несколько минут на выполнение

- Давайте проверим. Сравните ваш план с тем, который есть на слайде.

- В одной из сказок А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».Какой «урок» можно извлечь из этой сказки? Какова ее главная мысль?

- Да

- План

- Да

- Важнее всего внутренний мир человека, а не его внешний облик

X. Творческое задание

Задачи:

Способствовать глубокому осознанию прочитанного (предм.)

Развивать творческие возможности детей (личн.)

Учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами (регул.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

На слайде памятка

-Давайте прочитаем по ролям финал сказки. Он начинается на странице 89 со слов «Дома в ту пору без дела…». Перед началом обратимся к памятке по выразительному чтению.

- Есть ли в фрагменте слова, в которых вы не знаете постановку ударения?

- Какую паузу мы выдержим если стоит запятая, а если точка?

- Какую интонацию мы выберем для реплик зеркала?

- Какую интонацию мы выберем для реплик злой Царицы?

- Какую интонацию мы выберем для рассказчика?

- С каким настроением мы прочитаем момент, где мачеха разбивает зеркало?

- С какими эмоциями мы прочитаем момент, где царевна встречается с царевной?

- С какими эмоциями мы прочитаем последние четыре строки?

- Какое направление приобретает интонация при вопросе: вверх или вниз?

- Приступаем к чтению фрагмента.

- Ребята, давайте оценим одноклассника. Сооветствует ли его чтение памятке?

- За что мы его похвалим?

- Какую рекомендацию дадим?

 

 - Запятая – короткая, точка – длинная

 - Добрую, мягкую

 - Грубую, властную

 - Поучительную

 -

- С гневом

- Неожиданность, удивление

- Вверх

- За смелость, выразительность,

XI. Итоги урока

Задачи:

Учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами (регул.);

Учить понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи  (регул.);

Учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регул.)

Способствовать осознанию причин успеха и неуспеха выполнения учебной задачи (регул.)

Формировать умение высказывать собственное мнение. (ком.)

На слайде: сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

- Давайте подведем итоги урока. Достигли ли мы цели урока? Получилось ли проанализировать сказку?

- А сейчас посмотрите на слайд. Выберите для себя 1-2 предложения, закончите их.

- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха:

  • Если ты доволен своей работой, у тебя все получилось - нарисуй себя на самой верхней ступеньке
  • Если у тебя возникли трудности на уроке, было непросто – нарисуй себя на средней ступеньке
  • Если тебе было сложно, многое не получилось – нарисуй себя на самой нижней ступеньке

Прием рефлексии в конце урока «Лестница успеха». Как его использовать? -  Методические приемы - Преподавание - Образование, воспитание и обучение -  Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

 

Список литературы:

Литературное чтение 4 класс. Учеб. для общеобразщовательных организаций. В 2 Ч. 1 / [Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...