Нод по речевому развитию
план-конспект по чтению

Аитбаева Лилия Рафаиловна

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нод по речевому развитию16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

Тема: заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». 

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Задачи:                                                                                                                      

Образовательные: учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Развивающие: развивать интерес детей к художественной литературе, формировать интерес к отгадыванию загадок, развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные: формировать умения внимательно слушать стихотворения, отработать интонационную выразительность речи.                                                                                      

Оборудование: книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблицы на каждый куплет стихотворения, цветные карандаши, альбомный лист А4.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Воспитатель: -Ребята, отгадайте загадку:

Кто приходит к вам с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Дети: - Мама.

Воспитатель: - Правильно, ребята, конечно, мама. Самое первое слово у ребёнка, это конечно "мама". Потому что, для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине.  Они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

2. Основная часть.

 Воспитатель: - А как вы дома помогаете мамам?

Дети: -  убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.  

Соня: -Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.

Арина: - Я мою посуду, потом протираю её.

Даниил: - Я помогаю маме нести домой покупки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Выразительно читаю стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение?                                

Дети: - Да.                

Беседа по стихотворению

Воспитатель: - Как оно называется?

Арина: - «Посидим в тишине».      

Воспитатель: - О ком стихотворение?  

Василиса: О маме.

Воспитатель: -Почему девочка сидела в тишине и не играла?  

Соня: Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

Воспитатель: - Правильно, дети, молодцы.

Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения

Воспитатель: -Почему мама спит?        

- Она устала.

Воспитатель: - Кто крадётся по маминой подушке?

- Луч крадётся золотой.

Воспитатель: - Что сказала девочка лучу?  

- Я тоже двигаться хочу!

Воспитатель: - Куда метнулся луч?                                                                    

- Луч метнулся по стене.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

Воспитатель: - Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?                      

- Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

Воспитатель: - Как вы понимаете: луч метнулся по стене?    

- Солнечный луч пополз по стене.

Далее обговариваются средства выразительности.

Воспитатель: -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?                                                                              

- Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: - Каким голосом девочка говорит лучу: «Я тоже двигаться хочу!»                                            

- С упрёком, что луч не понимает ничего.

Воспитатель: - Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!.."                                                                                            

- Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

Упражняю детей в выразительном исполнении строк.

Воспитатель: попробуйте прочитать слова из текста "Мама спит, она устала», надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть.   Дети читают.  

Разучивание наизусть

Воспитатель: А чтобы нам было легко запомнить стихотворения, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации (мнемотаблицы).

Делю стихотворение на 6 блоков, к каждому блоку иллюстрацию.                            

Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание и показом иллюстрации к каждому блоку.

Воспитатель: Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. Я буду читать вам стихотворения, показывая к каждому куплету соответствующую иллюстрацию. Тем самым она вам поможет быстро запомнить стихотворение.

Читаю стихотворение, показываю к каждому куплету соответствующую иллюстрацию.

Воспитатель: - У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, я думаю они очень обрадуются.

Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблиц.

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали. Предлагаю детям отдохнуть и провести физкультминутку "Дружно маме помогаем":

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения?            

Дети: - Да.

Воспитатель: - А какая она?                                                                                  

- Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать.

Воспитатель: - Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто вы не думайте, что ваши мамы могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы.  И вы тоже, как главная героина стихотворения «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они хотят отдохнуть после тяжёлого рабочего дня. А когда они отдохнут, будут играть вместе с вами в игры.

Воспитатель: - Ребята, вы все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. Сегодня вы запомнили стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и сможете рассказать своим любимым мамочкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Взаимосвязь речевого развития и развития графо-моторных навыков.

Статья поможет педагогам понять сущность взаимосвязи речевого развития и развития графомоторных навыков....

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....