Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК "Школа России", 1 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением С.Я. Маршака «Кот и лодыри», с жизнью и творчеством писателя.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, произведением «кот и лодыри»;
  2. Формировать умение работать с текстом;
  3. Совершенствовать навыки чтения.

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения в процессе работы;
  2. Развить читательский кругозор, дисциплину;
  3. Развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературе через знакомство с творчеством С.Я. Маршака;
  2. Воспитывать любознательность.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецский, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, УМК «Школа России» 2 класс, 2 част. Учебник, презентация, карточки с заданиями.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 11 апреля 2023 

Школа: МАОУ СОШ № 62 г. Челябинск

Класс: 2 «В»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Навоева А.В

ФИ студента: Точилина Владислава

ФИО методиста: Навоева А.В

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: «С.Я. Маршак и его произведение «Кот и лодыри»»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением С.Я. Маршака «Кот и лодыри», с жизнью и творчеством писателя.

Задачи урока

Дидактические: 

  1. Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, произведением «кот и лодыри»;
  2. Формировать умение работать с текстом;
  3. Совершенствовать навыки чтения.

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения в процессе работы;
  2. Развить читательский кругозор, дисциплину;
  3. Развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературе через знакомство с творчеством С.Я. Маршака;
  2. Воспитывать любознательность.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецский, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, УМК «Школа России» 2 класс, 2 част. Учебник, презентация, карточки с заданиями.

 

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Организационный момент (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность

Фронтальная работа

                                                      Метод: словесный-беседа.

Приветствие

Приветствую учеников, представляюсь им.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Владислава Дильфатовна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Садитесь на свои места и готовьтесь к уроку.

-Все готовы?

- Отлично! Тогда давайте начнём занятие.

Готовят рабочее место

Приветствуют учителя.

Садятся на свои места.

П: строить речевое высказывание в устной форме;

К: включаться в диалог с учителем и сверстниками.

-

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Организовать работу по повторению и применению полученных знаний.

Фронтальная работа

Методы: словесный-беседа;

Наглядный -

слайды

Повторение

- Начнем наш с вами урок с речевой разминки. На слайде вы видите скороговорку, прослушайте:

Кошка Мурка с мышкой Нюркой
Поиграть решила в жмурки. 
Нюрка Мурку опасалась, 
Но играть не отказалась. 
Нюрка Мурке не досталась- 
Слишком юркой оказалась! 

Давайте все вместе повторим её.

- Молодцы, а теперь без моей помощи и немного побыстрее, но также дружно!

- Отлично. Ребята, о ком говориться в скороговорке?

- Всё верно! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.

- Ребята, а знаете ли вы литературные произведения с котами?

- Назовите их.

Слушают.

Дружно произносят скороговорку.

Ответ:

О кошке и мышке.

Приводят пример произведений.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала.

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Сформулировать цели и задачи урока.

Фронтальная форма работы

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный - слайды

Подведение к теме

- Ребята, посмотрите на слайд. Сопоставьте иллюстрации, изображенные на нем, и определите название произведения, с которым мы сегодня будем работать.

(На слайде: кот, 2 мальчика)

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Кот и лодыри». Автором которого является Маршак. Знаком ли он вам?

- Отлично! Теперь сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: «С.Я. Маршак и его произведение «Кот и лодыри»»

- Отталкиваясь от темы давайте определим цель урока и выделим основные задачи.

Предположения учащихся.

Отвечают на вопрос.

Ответ:

 «С.Я. Маршак и его стихотворение «Кот и лодыри»» 

Ответ:

Познакомиться с новым автором и его произведением. Научиться выразительно читать стихи.

П: построение речевого высказывания;

Р: целеполагание;

П: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация;

К: уметь формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников и учителя;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (15 мин)

Формирование детьми нового знания.

Метод: словесный – рассказ учителя

Наглядный -  работа с учебником, слайдами

Открытие нового знания

Сегодня мы с С.Я. Маршаком. Немного расскажу о его жизни:

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964) - поэт, переводчик. Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Два года он слушал лекции на факультете искусства Лондонского университета. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений, впоследствии прославившими его. Затем в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии.

В 1914 вернулся на родину, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

В 33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось  творчество детского писателя.

А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".

Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира. В 77 лет, 1964 года, писатель ушел из жизни.

- Открываем ученики на стр. 26.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким названием? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Предлагаю вам прослушать запись данного стихотворения, внимание – тишина в классе!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- Главные герои?

О чем произведение?

- Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберем их

Запишите в тетрадь:

Лодыри - бездельники, лентяи.

Грифель – пишущий стержень внутри карандаша

Слушают.

Ответы учащихся

Слушают произведение

Ответы учащихся на вопросы

Фиксируют новые слова в тетрадь

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение информации;

П: построение речевого высказывания;

Л: проявлять интерес к новым знаниям, выражать внимание.

Учебник, презентация

Физкультминутка

(2 мин)

- Предлагаю сделать небольшую динамическую паузу:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.        

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

- Продолжим наш урок.

Выполняют физминутку.

-

Первичное закрепление
(7  мин)

Закрепить умение чтения по ролям с интонацией.

Работа группами

Методы:

Словесный: диалог

Наглядный:  работа с учебником

- Ребята, предлагаю вам прочитать стихотворение по ролям.

Нам нужно 3 человека:

 1 - автор; 2 - кот; 3 – лодыри

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?

Давайте подведем итог, ответив на вопросы по стихотворению:

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?

Распределяют роли, читают стихотворение.

Ответ:

Да, получилось!

Поставим оценку 5.

Отвечают на вопросы.

П: поиск и выделение информации;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Проверить полученные знания в решении упражнений по карточкам.

Работа с самопроверкой

Практический: решение задачи по карточкам

Работа с самопроверкой

- Сейчас я выдам вам карточки с пословицами. Выберите из них ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1-я группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2-я группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3-я группа. Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.

4-я группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.

5-я группа. Учение – путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6-я группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства

Выполняют самостоятельную работу

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

К: контроль;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей;

П: уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Карточки с заданиями

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. 

Фронтальная форма работы

Методы: словесный –беседа

- Предлагаю устно проверить, насколько вы были внимательны сегодня на уроке. Кто знает правильный ответ – поднимает руку.

Внимание на экран!

1 Слайд

Имя и отчество поэта:

  • - Лев Николаевич
  • - Самуил Яковлевич
  • - Корней Иванович

2 Слайд

 Где родился Маршак?

  • - Воронеж
  • - Острогожск
  • - Петербург

3 Слайд

 Выберите название произведения Маршака.

  • - "Путаница"
  • - "Федорино горе"
  • - "Кот и лодыри"

4 Слайд

Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

  • - неряха
  • - плакса
  • - лентяй

5 Слайд

Куда попали лодыри вместо урока?

  • - каток
  • - кино
  • - музей

Слушают.

Ответы учащихся.

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Фронтальная форма работы

Методы: словесный -беседа

-Ребята, какую тему мы сегодня изучили на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что понравилось на уроке?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

- Спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы.

П: построение речевого высказывания, осуществление синтеза;

Р: осуществление итогового контроля;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС)

В данном материале содержится подробное описание урока по литературному чтению (ФГОС) Описывается деятельность учителя и деятельность ученика, методы и ууд....

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин "Береза"

Цель  урока:   ознакомление учащихся со стихотворением С.А. Есенина «Берёза» и создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе раз...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. В. Осеева "Волшебное слово"

В технологической карте отражены 3 этапа урока - адаптационный, основной, творческий....

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе "БЫВАЕТ И ТАК… М. Карем "Растеряшка", В. Драгунский "Заколдованная буква"по УМК «Начальная школа XXI века»

Урок развивает умение ориентироваться в своей системе знаний, работать в паре, аргументировать ответы, опираясь  на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.В основе урока созд...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе " Умел ошибиться - умей и исправиться. Н.Носов На горке."

Анализ урока по чтению: « Умел ошибиться – умей и исправиться. Н.Носов «На горке.»1.В целях урока точно указан планируемый результат:метапредметные - прогнозировать; осуществлять оценку результатов де...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому  по УМК "Школа России"....