Технологическая карта урока литературного чтения "Слепая лошадь" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

Задачи урока

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Развивающие: 

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 

2. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.04.2023

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 2 Б

Урок:  2

Время: 13:00-13:40  Кабинет: 204

Студент:   Долгушева Анна Владимировна

Группа: 35

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Слепая лошадь»

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения.

2. Формировать умение составлять характеристику героев.

3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Предметные:

1. Учиться  анализировать и выделять главную мысль произведения.

2. Учиться составлять характеристику героев произведения.

3. Учиться способам определения значений новых слов. 

Развивающие: 

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий. 

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование 

Самоопределение к деятельности 
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 

- Посмотрите внимательно на свои парты, надо, чтобы у вас не лежало ничего лишнего. 

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Давайте посмотрим какой ряд сядет тише остальных. Как мышки садится первый ряд. Еще тише должен сесть второй ряд. И тихо садится третий. 

Приветствуют учителя

- Здравствуйте


Организуют рабочее место

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, индивидуальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

«Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» К.Д. Ушинский

- Скажите как вы понимаете эти слова Ушинского.

- Посмотрите внимательно на экран. Чьи портреты вы видите? 

- Правильно. А с каким автором из этого списка вы работали на прошлом уроке? А что вы читали?

- Кто может вспомнить и рассказать о чем произведение?

 







С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского
Ушинский

«Два плуга»

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. 

- О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры  яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая …

- Дети, а лошадка какое животное?

- Произведение, которое мы сегодня прочитаем – это рассказ К.Д Ушинского «Слепая лошадь».

- Какие задачи мы поставим на урок? 

Прочитать…

Узнать…

Поразмышлять…

- Верно.

- Я желаю вам успешной работы на уроке.


Лошадка
Домашнее


Прочитать рассказ «Слепая лошадь»

Узнать об историческом прошлом

Поразмышлять над произведением

К: 

- участие в учебном диалоге;

формулирование ответов;

- построение речевых высказываний. 

П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал

Форма контроля: внешний контроль

1.Организовывает «открытие»  новых знаний. 

- Посмотрите на фотографию Константина Дмитриевича Ушинского. Каким он вам показался?

Друзья и знакомые отмечали необыкновенную доброту Ушинского, его умение задавать точные вопросы, благожелательное отношение как к детям, так и к их учителям.

Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Учился в Московском университете и стал учителем. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.

 

Ушинский учил детей: "Не шали!", "Не шали и не шути!", "Не хвались!", "Не бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и умом!". "Уметь читать, писать и считать - большое счастье".

В наше время, в прописях есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский.

Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и труде крестьян, которые отличаются простотой. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему.

Широко использованы пословицы, поговорки, скороговорки, загадки.

Ушинский часто писал о крестьянских детях. Его произведения. Сейчас я буду показывать вам иллюстрации и название рассказа, а вы должны предположить о чём это произведение.

«Дети в роще», «Дедушка», «Гуси», «Учёный медведь».

 - Ребята, в тексте нам встретятся новые, незнакомые вам слова. Возможно некоторые слова вы сможете мне объяснить.

(на доске – правильно написанные слова с поставленным ударением:  парчА, уздА)     

- Давайте прочитаем слова.

-Узда – состоит из ремней, служит для управления лошадью.

Хворать – болеть.

Князь – правитель города.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Три меры  – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

- Парча - тяжелая ткань из шелка с узорами, выполненными металлическими нитями с золотом, серебром.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

- Теперь вам все слова понятны?

Ответы детей

Предполагают по иллюстрации и по названию содержание рассказа.

5

На слайде картинный словарь

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Повторение материала.

- Сейчас мы будем слушать этот рассказ. Текста у вас нет, поэтому внимательно следите за тем, где читают. 

- Итак, кто главный герой этого произведения? 

- Какая основная мысль этого рассказа?

- О ком эта сказка?

- Объясните имена героев.

- Кем был для Уседома Догони – Ветер?

- Что однажды приключилось купцом?

- Кто спас Уседома?

- Что обещал хозяин своему коню?

- Сдержал Уседом свое слово?

- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?

- Как чувствовал себя Догони - Ветер?

- Как вы  понимаете слово «одиночество»?

- Чем закончился рассказ?

- Чему учит рассказ?

- Какова главная мысль рассказа?




одиночество

Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь

Главная мысль рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, и слово свое надо всегда держать. 

К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физкультминутка (1 мин)

- Ребята, вы слушали, читали, отвечали мне на вопросы. Давайте отдохнём. Встаньте. Выйдите из-за парт так, чтобы вам не мешали стулья. 
Громко цокают копытца. (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится. 
(скакать, как "лошадки", высоко поднимая колени)
Цок, цок, цок!
За ней в припрыжку 
(бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка. 
Цок- копытце жеребёнка. 
(топнуть правой ногой)
Цок- каблук о доски звонко. 
(топнуть левой ногой)
Понеслись, лишь пыль клубится. 
("моталочка" руками)
Всем пришлось посторониться. 
(пятиться на пятках назад)
- Молодцы! Мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на свои места. 

Выполняют движения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

- Что вы узнали из истории нашего народа?

- Какой закон был в городе?

- Что такое вече?

- Кто и когда мог звонить в вечевой колокол?

(Ответы по иллюстрациям)

Нужно уметь быть благодарным и выполнять свои обещания. Даже по отношению к животным. Поэтому справедливость восторжествовала.

Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Проверка готовности 

- Теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать то, чем, по вашему мнению, закончился рассказ.

- Кто хочет рассказать о своём рисунке? (спрашиваю нескольких учеников)


Рисуют

Выходят к доске, показывая свой рисунок классу.

П: ориентироваться на разнообразие способов задач.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Какая тема нашего урока?

- Давайте вспомним наши задачи на урок. Все ли задачи мы выполнили? 

- С произведением какого автора мы  сегодня познакомились?

- Как называется рассказ?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Ребята, пока вы  работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»


Прочитать рассказ и выделить главную мысль.

Узнать об историческом прошлом

Поразмышлять о прочитанном. 

Р: 

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

П: работать по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс

Технологическая карта урока литерное чтение 4 класс. Программа Школа России. Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...