План-конспект урока литературного чтения в 1 классе. С.Я. Маршак "Тихая сказка".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гаевская Анастасия Алексеевна

Тема: «С.Я. Маршак «Тихая сказка».

Цель: формирование осознанного чтения у обучающихся в ходе ознакомления с произведением С.Я. Маршака «Тихая сказка».

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; научить отличать сказку от других жанров; способствовать формированию навыка правильного чтения отдельных слов и предложений.

Развивающая: развивать умение формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; развивать память и внимание обучающихся через выполнения занимательных заданий.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к чтению сказок; воспитывать дружелюбие в классе через организацию парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihaya_skazka.docx83.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная  школа №5»

                           

План-конспект урока литературного чтения «С.Я. Маршак «Тихая сказка» для 1 класса

Подготовила: Гаевская

 Анастасия Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №5»

Юрга 2024

Тема: «С.Я. Маршак «Тихая сказка».

Цель: формирование осознанного чтения у обучающихся в ходе ознакомления с произведением С.Я. Маршака «Тихая сказка».

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; научить отличать сказку от других жанров; способствовать формированию навыка правильного чтения отдельных слов и предложений.

Развивающая: развивать умение формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; развивать память и внимание обучающихся через выполнения занимательных заданий.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к чтению сказок; воспитывать дружелюбие в классе через организацию парной работы.

Ход урока

Этап урока

Содержание

1.Мотивационный этап

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поздороваться друг с другом, продолжив по очереди фразу: "Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что ..."

Речевая разминка

Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

-читает учитель;

-читает вслух первый ряд, второй, третий;

-один ребёнок читает с грустью, другой с удивлением.

2.Постановка учебной задачи

УЧИТЕЛЬ: Ребята, каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

-Вот и сегодня нас ждёт встреча с новым писателем и его произведением.

3.Подготовка к первичному восприятию

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на портрет человека. Что вы можете о нем сказать? Какая у него внешность, как он одет, какой у него взгляд, какая улыбка?

-Перед вами портрет писателя С.Я. Маршака. Давайте получше познакомимся с этим человеком и послушаем его биографию.

Родился Маршак Самуил Яковлевич в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения. Увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился в одной из школ Англии.  Преподавал в кружке детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.

УЧИТЕЛЬ: Что интересного вы узнали об этом писателе?

-Посмотрите на иллюстрацию к произведению к произведению и прочитайте название.

-Ребята, кто из вас знает, что такое сказка? Что обычно присутствует в сказке? Какие герои?

Сказка – это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще всего с участием волшебных фантастических сил. Сказки всегда нас чему-то учат.

https://pushkinsdelal.ru/wp-content/uploads/2019/02/skazki-byvayut-skhema.jpg

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите еще раз на иллюстрацию к сказке. Кто на ней изображен? Какие герои нам встретятся? Предположите, о чем будет эта сказка?

Словарная работа

УЧИТЕЛЬ: Перед тем, как мы начнем знакомиться с содержанием сказки, нам необходимо поработать с теми словами, которые могут вызвать у вас затруднения.

Тьма – ночь.

Грабёж – воровство.

Завертелся волчком – очень быстро.

Пустые толки – бесполезные разговоры.

Двустволка – охотничье ружьё, у которого два дула.

Огрызаясь - издавать громкие звуки.

Восвояси - обратно, туда, откуда пришёл.

Неможется - нездоровится.

4.Первичное восприятие

УЧИТЕЛЬ: Положите перед собой текст сказки. Сейчас я начну читать, потом остановлюсь, и мы продолжим читать по цепочке. Внимательно следите.

5.Проверка первичного восприятия

УЧИТЕЛЬ: Понравилась вам сказка? Что больше всего запомнилось?

В какой момент вам стало страшно? Какие эмоции вы испытали в конце сказки?

6.Вторичный синтез

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему у сказки именно такое название?

-В какое время суток вышла семья погулять? (ночью)

- В какое время года вышли погулять? (осенью)

-Что сделали ёжики, когда услыхали волков? (съёжились)

-Что делали волки? (сначала трогали лапами, зубами щёлкали, катали по дороге)

-Какой совет дают ежи ежонку? (съёжься. Ты не двигайся, лежи, мы не верим волкам)

-Кто помог спасти ежей от волков? (выстрел двустволки, лай собаки)

-Что предлагает волк? (съёжиться, спрятать нос и хвост под брюхо)

-Назовите героев сказки (семья ежей и волки)

-В семье ежей есть ежонок. Каким ребёнком он был? (послушным)

- Помогло это послушание ему спастись от волков?

-Почему важно слушать своих родителей?

УЧИТЕЛЬ: Чему нас учит эта сказка?

-Она учит ребенка брать пример с мамы и папы, делать, как они, и тогда все будет хорошо. Даже слабые, бессильные, на первый взгляд, зверьки, оставят в дураках больших злых хищников.

-А есть ли в сказке то, что существует на самом деле? (осенью запасаются, ночные охотники, в минуту опасности сворачиваются в клубок).

УЧИТЕЛЬ: Давайте с вами вспомним, какие события происходили в сказке. Для этого нам необходимо расставить иллюстрации на доске в правильном порядке. (по очереди выходят к доске и расставляют иллюстрации)

УЧИТЕЛЬ: Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо восстановить пословицы к сказке, и выбрать ту, которая, по вашему мнению, подходит больше всего.

Тише едешь,

медведю боль причиняет.

Голыми руками

в лес не ходить.

Ёж мал, но

ежа не ухватишь.

Волков бояться

дальше будешь.

7.Подведение итогов

УЧИТЕЛЬ: Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги и закончим предложения:

  • Я познакомился с новым произведением…
  • Я знаю его название…
  • Я знаю фамилию автора…
  • Я узнал новые слова…
  • Меня это произведение научило...

8.Рефлексия

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте не будем отпускать наших друзей ёжиков с пустыми руками и угостим их яблоками.

-Если вы считаете, что справились на уроке со всеми заданиями, и вам все было понятно, закрасьте яблоко зеленым цветом.

-Если возникли какие-то трудности или с чем-то не справились, то жёлтым.

-А если вы не с чем не справились, и вам все было не понятно, то красным.

-Спасибо за работу на уроке, вы все сегодня хорошо постарались, но более активными были…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...