Конспект урока "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению

Пономарева Галина Николаевна

Конспект урока "Лиса и журавль"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им.К.И.Ракутина

Конспект урока "Лиса и журавль"

                 

Учитель: Пономарева Галина Николаевна

Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – сказки о животных наподобие сказки «Лиса и журавль»

Задачи:

Образовательные:

        познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;

        отрабатывать навыки выразительного чтения;

        формировать навыки беглого чтения и правильной речи обучающихся.

Развивающие:

        развивать мышление, внимание, память;

        расширение и обогащение словаря учащихся;

        развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

Воспитательные:

        воспитывать потребность в доброжелательном общении;

        прививать любовь к чтению сказок.

 

Планируемые результаты

Личностные:

        развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

        формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

        уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно  и осознанно читать.

Метапредметные:

Познавательные:

        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

        находить ответы на вопросы в тексте.

 

Регулятивные:

        определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

        учиться работать по предложенному учащимися  плану.

Коммуникативные:

        развивать умение слушать и понимать речь других;

        выразительно читать и пересказывать текст;

        оформлять свои мысли в устной форме, активизировать  употребления слов в речи.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

Доброго утра! Доброго дня!

Пусть хлопают ладошки!

Пусть топают ножки!

Работают головки!

Доброго утра! Доброго дня!

Желаю вам здоровья и добра!

-Я рада вас видеть на уроке чтения. Мы опять с вами оказались в стране Сказок и будем продолжать познавать новое, интересное, сказочное. Итак начинаем!

2. Проверка домашнего задания.

  1. Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
  2. Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»

Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.

           Сюжет действия строится, как цепочка событий.

           Троекратные повторы встреч.

            Есть песенка.

            Звери имеют прозвища.

            Много ласковых слов.

3.- Актуализация знаний и целеполагание. 

Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

(Они очень разные, даже внешне.)

- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

 

- Давайте вспомним, какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)

- О чём рассказываются сказки о животных? (В них говорится о действиях животных ,о их поведении )

-Хорошо.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. А что бы узнать её название я предлагаю вам отгадать загадки.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …(Лиса)

В небе чистом, как страница

Пролетают плавно птицы.

Над просторами полей

Клин красавцев ….(Журавлей)

- Кто догадался, с какой сказкой мы познакомимся?

- Правильно! Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лиса и журавль»

- Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку?       

- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке, т.е. определим цель и задачи нашего урока. (цель: познакомиться с сказкой «Лиса и журавль»; задачи: будем выразительно читать, делать словарную работу, работать с текстом, находить в нем ответы, подводить итоги)
- Вот сколько задач стоит перед нами.
- Ну, что ж, цели и задачи поставлены, давайте работать.

 

    Усвоение новых знаний

- А теперь откройте стр.42.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.42.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

- Где происходит действие?

 

1). Первичное восприятие сказки.

- .Чтение сказки с.42-43

(Сказку читают: учитель)

-Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Кто из героев сказки вам понравился и почему? 

 

2).Проверка первичного восприятия сказки

- Итак, сказку вы прочитали.

- Понравилась ли вам сказка?

-Чем понравилась?

-А сейчас вам предстоит самостоятельное прочтение сказки «Лиса и журавль» в режиме жужжащего чтения.

3). Словарная работа

-Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и выражений.

(Дети читают, объясняют.)

Потчевает — угощает.

Не обессудь — не суди, не относись строго.

Несолоно хлебавши — остался ни с чем.

-Как вы понимаете слово «пир»?

Пир — большой званый обед, обильное угощение.

.Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.

Физминутка

К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки.
 (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. 
(Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. 
(Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. 
(Дети садятся за парты.)

4.     Первичное закрепление знаний.

-Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)

-Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

-Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)

-Прочитайте начало сказки.

-Как вы думаете, они действительно были друзьями?

-Почему дружбы у них не получилось? (Так настоящие друзья не поступают.)

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?

(УМЫШЛЕННО.)

- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?

(Приготовил.)

- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?

(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

- Вы удивлены этому?

(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)  

- Но ведь Журавлю тоже  было обидно возвращаться домой голодным.

 -Лиса не умышленно обидела Журавля: она  его угостить хотела.

- Но чего не учла?

(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;

во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)

- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?

(Культурно, искренне, честно.)

- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

 

- Хорошо, молодцы!

Какую часть из сказки вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили?

-Теперь прочитаем сказку по ролям.

Чтение сказки по ролям.

 

5.     Подведение итогов. Рефлексия

 

-С какой сказкой познакомились?

-Настоящими ли друзьями были ее герои?

-Издавна наш народ ценит дружбу и осуждает вражду между людьми. О дружбе написано много песен, стихотворений, сложено поговорок и пословиц.

-А теперь продолжите предложение, начало которого я буду вам говорить.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотел

6. Домашнее задание.

Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа»  №5,  2005г. с. 39-42,

журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 - 56.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка

Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"

Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием техники квиллинг «Синица в руках, журавль в небе.»

1. Повторить с детьми основную форму (свободную спираль, полукруг) и из них составлять композицию (перо) . 2. Развивать моторику, мышление, внимание, память, творческое воображение, фантази...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...