конспект урока литературное чтение по теме "Ванька" Чехов А.П.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Маслова Юлия Александровна

В данной публикации представлен конспект урока литературного чтения "Ванька "А.П.Чехов с целями и задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Рассказ  А. П. Чехова «Ванька».

Место урока в теме:   изучение нового материала, 1 урок по теме.

Цель урока: обеспечить условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»

Задачи: 

        создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

        совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

        воспитывать духовно-нравственные качества  личности обучающихся,  формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь  и уважение к литературе.

Формируемые УУД:

Регулятивные:1.-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;2-учить высказывать свое предположение ( версию) на основе работы с материалом учебника;3- контролировать процесс и результаты деятельности; 4-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:1- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя ; 2-ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;             3-преобразовывать информацию из одной формы в другую; 4-уметь предавать содержание прочитанного текста.

Коммуникативные: 1-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения, текста); 2- уметь сотрудничать с одноклассниками; 3-формулировать собственное мнение и позицию;   4 - слушать и понимать других; 5-фиксировать тему ( заголовок), ключевые слова.

Личностные:1-оценивать свои действия, поступки для достижения поставленной цели; 2-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; 3-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

«Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то, кому-то поможет 
Твоя доброта, улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!

Введение в тему урока.

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему нельзя оставаться равнодушным к чужой беде? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

- Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

- Сегодня мы отправимся в прошлое. Очень давно, когда еще не было автомобилей, люди передвигались на колесницах и лошадях. Самым быстрым способом передвижения была тройка. Ребята, а что же такое тройка? (Тройка – это упряжка с тремя лошадьми).

- Однажды известный художник Василий Перов написал картину, на которой изображена необычная тройка. Посмотрите пожалуйста на репродукцию этой картины. Что поражает вас в ней? (Эта картина необычна тем, что в тройку запряжены дети)

- Как выглядят дети? (Дети выглядят измученными, уставшими) Какая на них одежда? Тепло ли они одеты?

- Посмотрите, они счастливы?

- Данная картина рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

- Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.

- О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе А.П.Чехова «Ванька».

Какова будет задача  нашего урока ?(познакомиться с произведением А.П.Чехова «Ванька»и узнать как жили дети в далекие годы)

Символом урока будет лист бумаги.

Насколько значим этот обычный лист?

Какую пользу он может принести? (Учитель выслушивает предположения ребят)

В конце урока мы вернемся к этому листу бумаги…(Учитель прикрепляет лист на доску)

Перед уроком вы получили интересные факты из биографии этого удивительного человека. Самостоятельно прочитайте.(факты на листочках)

(1. Это выдающийся русский писатель, по профессии врач.

2. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

3. Один из самых известных мировых драматургов.

4. Его пьесы, в особенности «Вишнёвый сад», на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира.

5. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений.)

- Переверните лист. Что запомнилось? Расскажите друг другу.

Мини выступление по биографии Чехова (Вечканов)

- Но прежде, чем стать знаменитым писателем, Антон Павлович был просто ребенком Антошей и учился с 6 лет в школе. Учитель заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. Он учился и работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Семья будущего писателя жила крайне бедно. После двух лет учёбы, Чехов поступил в мужскую гимназию, которая давала солидное образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Здесь формировалась любовь Чехова к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́». Окончив гимназию, он приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В звании уездного врача писатель приступил к лечебной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – главное его дело и призвание.

Словарная работа.

В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова. Что значит устаревшие? (слова, которые сегодня вышли из общего употребления).

Постарайтесь объяснить их значение

Заутреня -

одна из церковных служб у православных христиан

Колодка -

планка, к которой крепятся ордера и медали, для ношения их на груди

Шпандырь -

ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге

Клирос -

место, на котором в церкви стоят певцы

Выволочка -

наказание, сопровождающееся побоями

Образ -

живописное изображение на доске Иисуса Христа

Ледник -

погреб для хранения продуктов

- Сейчас вам необходимо  попробовать сопоставить слово и его значение (проводится парная работа) после проверка на соответствие по слайдам на презентации

- Теперь вы готовы к знакомству с произведением. Сейчас вы внимательно послушаете текст произведения и ответите на вопросы:К какому жанру отнесем данное произведение?

Какое настроение у вас после услышанного произведения?

Первичное знакомство с текстом. (Читает учитель и ученики)

Какие чувства вы испытали? Загляните в словарь настроений. (Жалость, сострадание, грусть, сочувствие)

К какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ) Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки:

1. Повествовательность.

2. Небольшой объём

3. Небольшое количество героев

4. Описание одного эпизода или кратковременность)

– Где и когда происходят события? (В Москве в 19 веке)

Почему данное произведение относится к теме тяжелого детства?( в рассказе повествуется о мальчике, который был отдан в обучение сапожнику)

- Речь в рассказе идет об учении. Сравните учение Ваньки и свое образование. (Ваньку бьют; он не доедает, не досыпает; мальчику попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что и бьют Ваньку)

Кто является главным персонажем этого произведения?

 - Что обозначает слово персонаж? (герой произведения)

 - Как можно назвать слова герой и персонаж? (синоним)

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”, «Ваня», «Иван»? О чём говорит такое название? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними; о небрежном, унижающем отношении к персонажу)

- Каким вы представили Ваньку?

6. Работа по тексту. (Выборочное чтение фрагментами, работа над заданиями к тексту)

- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. (Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях)

- Какие эмоции испытывает при этом ребенок? (страх, смятение, одиночество)

 Найдите в тексте слова ,которые говорят нам о том, что он был в смятении ,страхе.

 С какими чувствами живет ребенок в чужом доме? (ответы учащихся)

- Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

- Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

- Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему не подходят другие?

- Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.

- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)

- Найдите и прочитайте описание ночной деревни. (Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...)

- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)

- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? (Он с теплом вспоминает о тех днях, которые проводил в деревне вместе с дедушкой и матерью)

- Какое светлое и веселое событие всегда вспоминал Ванька? (поход с дедушкой за ёлкой)

- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. (Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее...)

- А кто помогал Ваньке наряжать елку?

- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)

- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)

- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки и подмастерья. (Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя)

- Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

- Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

7. Физминутка

“Чернильное пятно”

Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину:за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна).

- Как вы считаете, важно ли суметь при чтении правильно прочитать письмо? С какой интонацией вы должны читать? Что нужно делать, когда стоит точка, запятая?

Чтение про себя письма Ваньки и подготовка к выразительному чтению

- Кто попробует эмоционально прочесть этот отрывок?

Итак, мы будем составлять литературный портрет Ваньки.)

- Что такое литературный портрет?

Литературный портрет - изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.

-  Давайте попытаемся составить образ Ваньки.

Творческая работа  в группах

- Чтобы более точным получился его образ, что необходимо описать? О чем рассказать? (портрет, обязанности, обстановку, где жил мальчик, чувства и поступки Ваньки)

 -  Для более продуктивной работы предлагаю каждой группе

памятку- инструкцию. Внимательно прочитайте её и приступайте к работе. По необходимости воспользуйтесь учебником.

Портрет Ваньки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Ваньку?

* Сколько ему лет?

* Какова его внешность?

* Как одет Ванька?

* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?

* Какова речь Ваньки?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы

 

. Характеристика главного героя.

Итак, мы будем составлять литературный портрет Ваньки.)

- Что такое литературный портрет?

Литературный портрет - изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.

 Для составления портрета Ваньки нам необходимо,  отметить те качестве, которые подходят мальчику и найти этому подтверждение в тексте

Мальчик девяти лет

Парень с темными волосами

Ученик сапожника

Ученик портного

Внук сторожа

Сын портнихи

Сообразительный

Глупый

Необразованный

Маленький

Взрослый

Вежливый

Наблюдательный

Невнимательный

Умеет читать и писать

Не знает правил хорошего тона

Балуется

Любит дедушку

Верит в чудо

Наблюдает за происходящим в мире

Живет в богатстве и достатке

- Вы абсолютно правы. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? Подумайте, почему Ванька неправильно подписал конверт? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату).

- Давайте подумаем, какая фраза из этого произведения часто и сейчас употребляется у людей? (На деревню дедушке). А что же значит эта фраза сейчас? (неизвестно куда)

- Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?

- Сейчас я предлагаю вам написать такое письмо. Перед вами лежат листки, многие ребята прежде начинали писать письма Ване, но у них ничего не получалось, лишь некоторые фразы. Сейчас вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.

Здравствуй Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!

Ваши письма пришло время сложить в конверт. Как вы думаете, сможем ли мы отправить его Ваньке? Почему нет?

- Конверт, в который мы сложим письма, останется в вашем кабинете. Мы сказали, что самое главное для Ваньки – это учиться. Так вот я предлагаю вам в течение года пополнять этот конверт своими маленькими достижениями. Выучили правило по русском языку, получили пятерку по контрольной работе, а может быть выучили большое стихотворение – запишите эту маленькую победу на листике и вложите в конверт. В конце года каждому из вас будет приятно перечитать эти записи с учителем, и увидеть как много всего вы узнали за этот год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...