Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Чубарь Наталья Сергеевна

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Л. Н. Толстой рассказ «Акула»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);

 2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.

УУД:

Предметные: научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные: познавательные: работают с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; осуществляют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:осмысливают базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие;

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательныересурсы:

  1. Литературное чтение. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2017. :
  2.  Портрет Л. Н. Толстого, изображение корабля,  глобус, карточки-помощники, сигнальные карточки, смайлики
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.

Технологическая карта урока

Названиеэтапа, цель

Содержаниеэтапа

технологии

Деятельностьучащихся

Формаработы

УУД

1

Организацион

ный момент.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

- Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобывы помогали друг  другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха)

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

беседа

Личностные:

- положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний. Регулятивные:

Самоконтроль готовности к уроку.

2

Актуализация знаний и умений.

Проверка Д/З

Послушайте слова, о ком они?

Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. 

«Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит.
— Стало светло? — спросил он.

— Это — Пушкин. Теперь включите второй.
Светлее? Это — Чехов.

Теперь раздерните шторы.
В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой!» 

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?

Действительно, написаны они о писателе Льве Николаевиче Толстом.

Чтовызнаете о нем?

Алексей Николаевич Толстой прекрасный российский писатель, которого любят, ценят и уважают и в наши дни.

– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану

Словесный- учебный диалог.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

Рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

План:

1) Детство Л. Н. Толстого.

2) Жизнь и творчество писателя.

3) Впечатления о его произведениях

Диалог

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы.

Познавательные: строить логические цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.

Постановка учебной задачи.

Закройте глаза, вслушайтесь в звуки.

Что вы услышали?

Какие чувства вызвали эти звуки?

Где будут происходить события в новом произведении?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого.

Парная работа.

А назвать его вам поможет зашифрованная запись.

Вам нужно обвести только русские буквы и у вас получиться слово.

(DАRWКJSУQЛVGА – АКУЛА).

Скажите, как звучит произведение с которым мы сегодня познакомимся?

А как тогда будет звучать тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня поставим?

Педагогика сотруднечест-

ва

Проблемный диалог.

Аллитерапия

Отвечают на вопросы учителя.

Звуки моря, воды.

Спокойствие, свежесть воздуха, прохладу.

В море, накорабле.

Акула.

Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”.

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.

Словесный- учебный диалог.

Наглядный-демонстрация.

Работа в парах

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге.

Познавательные: строят речевые высказывания,

 строить

логические цепи рассуждений, доказательств.

4

«Откры-

тие» нового знания.

Фронтальная работа.

Ребята, что вы знаете об акулах?

Послушайте внимательно текст об акуле.

Акула – страшнаяхищницаморя. Этооченьдревниерыбы. Акула - рыбапрожорливая и хищная. Оницелойстаейплывутзакораблями и ждут, неупадетли в моречеловек, ноеслитакогонеслучается, то с большимудовольствиемпожираютто, чтолюдивыбрасывают в воду. Ониглотаютвсеподряд, дажепустыебутылки, консервныебанки и всякийхлам. Белаяакула - самаяопасная, свирепая и сильнаяизвсехакул. Ееназывают "белаясмерть”. Пастьакулыусаженанесколькимирядамиострыхзубов. Кожамногихакулпокрытачешуей с острымишипами. Поэтомудажелегкоеприкосновениеакулыплывущейпоройсоскоростью 40 км в час, наноситсерьезныераны. Ноневсеакулыхищники. Многиепитаютсямедузами, мелкойрыбешкой.

Какназываетсятакойтекст?

Почему?

Наурокахокружающегомира, когдапроходилитему «Материки» выизучалиматерикАфрика.

Сегодня в нашемрассказекак-раз и пойдётречь о нём.  Несколько слов об Африке.

Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.

Ребята, приготовьтекарандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

Сядьте поудобнееи внимательно послушайте эту историю.

Информационнаятехнология

Подводящийдиалог

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы.

В учебнике находят и выделяют непонятные слова.

Внимательно слушают чтение рассказа.

Словесный метод – учебный диалог.

Практический метод- работа с учебником.

Работа с учебником.

Коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные: преобразование учебного материала, действия.

 осознавать познавательную

5

Первичное закрепление во внешней речи.

Физкультминутка.

Мы руками поведем – 
Будто в море мы плывем. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот мы к берегу приплыли, 
Чтобы косточки размять, 
Начнем наклоны выполнять – 
Вправо, влево, вправо, влево. 
Не забудем и присесть – 
Раз, два, три, четыре, 
На счет пять – за парты сесть.

Вы отметили слова. Назовите их.

Как вы понимаете значение слова артиллерист? Якорь? Палуба? Хобот? Фитиль?

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Прочитайте слова на слайде.

(Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии.

Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.)

Сейчас будем читать рассказ по цепочке, выполняя задание.

По ходу чтения разделите рассказ на смысловые части.

Сколько смысловых частей у вас получилось?

Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Расположите название каждой части по порядку.

Дети спасены.

Мальчики в открытом море.

Остановка корабля у берега Африки.

Выстрел из пушки.

Купание в парусе.

Появление акулы.

Здоровьесберегающая

Личностно-ориентированная

Выполняют физминутку.

Учащиеся работают со словарём.

Читают рассказ, делят рассказ на смысловые части. Составляют план рассказа. Восстанавливают правильную последовательность действий, происходящих в рассказе.

Практический-выполнение заданий на карточках.

Словесный – учебный диалог.

Взаимопроверка.

Работа со словарем

Работа с текстом рассказа

Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Работа в тройках.

Сейчас вы будете работать самостоятельно в тройках.

На столах у вас карточки с заданиями.

1-найти фразу в тексте - (Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

-Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.)

2-прочитать её по ролям.

3-оценить свою работу в группе у вас на листах рефлексии.

4-рассмотрите рисунки к этому произведению в учебнике.

Что изображено на них? Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

Личностно-ориентированная

Учащиеся работают в тройках, выполняют задания на карточках, осуществляют взаимопроверку.

Практический-выполнение заданий на карточках.

Словесный – учебный диалог.

Взаимопроверка.

Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.

Включение в систему знаний.

Групповая работа.

Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Но прежде давайте вспомним правила.

а) 1 часть.

- С каким настроением автор начинает рассказ? (спокойно)

- С каких слов настроение меняется? (…но к вечеру погода изменилась … .)

Характеристика артиллериста.

- Какими качествами обладал артиллерист. Выберите.

умный сильный духом

мудрый любящий
честныйслабохарактерный
веселыйбеззащитный

смелыймужественный

бывалыйрешительный

находчивыйопытный

трусливый

б) Прочитайте 2 часть.

- Какое в этойчастиприсутствуетнастроение? (радостное)

- Гдеустроиликупальню? Почему в парусе?

в) Прочитайте 3 часть.

- Почемумальчикиоказались в открытомморе?

- Какимсловомавторпоказалотношение к тому, чтомальчикисталиплавать в открытомморе? (вздумали)

- Каквыпонимаетезначениеэтогослова?

(неожиданно задуматьзахотетьрешить что-либосделать.)

- Мальчикисовершилинеобдуманныйпоступок. Авторосуждаетих.

- Какотецотнёсся к поступкусына и еготоварища?

- Найдите в тексте. Прочитайте.

- Старыйартиллеристгордитсясыном, позабыв о предосторожности.

г) Чтение 4 части.

- Какоесловоиспользовалавтор, чтобыпоказать о надвигающейсяопасности? (Вдруг)

- Какавторназываетакулу? (морскоечудовище)

- Каквыдумаете, зачемонназвалеётак? (Чтобыусилитьстрах, опасность.)

- Какиедействияпредпринялилюди? (Закричали, бросились к шлюпкам.)

- Чтослучилось с артиллеристом? (Бледныйкакполотно, смотрел …)

- Каквыдумаете, почемуонзастыл, ничегонепредпринимал? (Не знал, что делать.)

- Какие чувства он испытывает в данный момент? (Страх, ужас, шоковое состояние.)

д) Чтение 5 части.

- Сразу ли мальчики увидели акулу?

- Найдите и прочитайте, какие чувства охватили мальчиков, когда они увидели акулу.

- Что в этот момент происходило с артиллеристом? Перечислите по порядку все действия.

- Как вы понимаете «визг разбудил»? (Он очнулся от шока.)

- Как дальше развиваются события? (Быстро, стремительно.)

- Какую часть речи использует автор, чтобы показать быстроту действия артиллериста. (глаголы) Как мы должны читать, с какой интонацией? (Быстро, перечисляя, серьёзно.)

е) Чтение 6 части.

- Почему артиллерист закрыл лицо руками?

- Как вы думаете, легко ли было выстрелить отцу?

О чём задумались после чтения этого рассказа?

Для чего он написал свое произведение?

 Что автор хотел донести до читателя?

Нужны ли в наше время такие люди?

Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

Мы сегодня познакомились с поучительным рассказом Л.Н.Толстого и учились понимать, каким бывает внутренний мир человека в таких опасных трагичных ситуациях.

Личностно-ориентированная

Обучение в сотруднечестве

Учащиеся работают в группах, выполняют задания, делают вывод: не совершать бездумных поступков, приводящих к трагедии. Всегдаприходитьнапомощь нуждающимся. Об отваге, смелости.

Словесный – учебный диалог.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:общение и взаимодействие.

8.

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

С каким произведением познакомились?

Что повторили?

Рефлексия

Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите вверх зелёный смайлик.

Если вы не довольны и вам не всё понятно, поднимите жёлтый смайлик.

И если вам безразлично, не интересно, то поднимите красный смайлик.

Понравилсяливамурок?

А произведение?

Запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 152-156читать, пересказывать.

Нарисовать рисунок к понравившемуся моменту.

Спасибо за работу. До свидания!

Уровневая дифференциация

Отвечают на вопросы учителя:

-Мы познакомились с произведением Л.Н. Толстого «Акула».

Биографию Л.Н. Толстого.

Оценивают себя.

Участвуют в диалоге
с учителем. Высказывают своё мнение.

Сообщение

Личностные: умение самостоятельно делать вывод в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор.

Коммуникативные:общение и взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...