Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.

Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей понимать характеры и поступки героев; учить замечать и понимать образные выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chetie_2_klass.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение
Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»
Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.

Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей понимать характеры и поступки героев; учить замечать и понимать образные выражения.

1. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, какое произведение мы читали вчера. ( Страшный рассказ).

- Назовите жанр произведения. (Рассказ).

- Кто автор  этого произведение? ( Евгений Чарушин) .

- Кто главные герои? ( Шура и Петя).

- Назовите основную мысль произведения « Страшный рассказ»( Главная мысль рассказа в том, что пугает нас больше всего непонятное и необъяснимое. Разгаданная тайна сразу перестает быть страшной).

-  Прочитайте пословицы к произведению, которые вы подобрали дома и краткий отзыв рассказа.

2..Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Прочитайте, что это?

Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом – разумом смекай, да на ум мотай.

- Прочитайте, выделяя голосом имена существительные

- Как вы  понимаете смысл этой пословицы?

- С каким жанром мы сегодня будем с вами работать?(Сказкой).

- Ребята, назовите животного и подумайте, какими качествами характера они обладают.

- А какие бывают сказки?

- Сегодня мы с вами познакомимся с народной сказкой, но не русской, а удмуртской.

- Что же это за народ такой Удмурты?

- Послушайте сообщения ваших одноклассников

Откуда взялось само название "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги". В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия - прядение, вязание, вышивка и ткачество. 

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. 

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами. Неотъемлемой составляющей духовной культуры народа стал фольклор. Мифы и легенды, сказки и лерические песни передавались из поколение в поколение.

- А чтобы узнать, о ком будет наша сказка, надо тгадать загадку.

Юркнула из норки ловко,
Есть спортивная сноровка,
Эту шуструю малышку
Называют серой...

-  А второй герой зашифрован в ребусе.

D:\Users\Admin\Desktop\034 воробей.jpg__2020_12_26_12_14_01.jpg

3. Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем и почувствуем себя мышками.

Маленькая мышка по городу бежит( бег на месте)

Глядит во все окошки(сделать бинокль большим и указательным пальцами обоих рук)

И пальчиком грозит( погрозить пальчиком)

А кто не лег в кроватку( руки сложить под одну щеку)

А кто не хочет спать(руки под другую щеку)

Такого непослушного я буду щекотать( пощекотать ладошки по очереди).

4. Работа по теме урока
Просмотреть видеоурок:
https://youtu.be/lbEW35iCgiE

- Кто главные герои сказки?
- Как жили друзья, в начале? ( «Дружно, согласно, жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом, совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли»)
- Вспомните, как каждый работал? (« Мышка землю пахала, воробышек – боронил. Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку.»)
- Почему друзья рассорились?
- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
- Какие выражения, слова в сказке вам больше всего запомнились?
- Как заканчивается сказка? Повторите концовку.
- Сказка заканчивается грустно: «жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал». Мышка ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась.

- Прочитайте сказку.
- А давайте придумаем веселый конец к этой сказке. А что было потом, придумайте сами. Только, чтобы конец был веселым.
- А может, всё-таки хорошо, что сказка так заканчивается, как мы прочитали? Хоть и дружбе конец, но мудрость гласит «А жадный, остался, ни с чем!» .
- « Жить не зная ссор и обид», « Совет друг с другом держать» - вот слова про настоящую дружбу.

5. Рефлексия.

  • Выберите и продолжите любое предложение.
  • На  сегодняшнем урок я узнал….
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После этого урока захотелось…
  • Сегодня я сумел…


6. Домашнее задание.

1.Прочитать сказку .

2.Придумать весёлый конец к этой сказке (2-3 предложения записать в рабочую тетрадь по литературному чтению).

3. Написать 1 пословицу о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Конспект урока чтения в 4 классе по теме "Русская народная сказка «Два Мороза». Знакомство с сюжетом, выявление основной мысли произведения"

Цель: дать элементарное понятие об устном народном творчестве;учить детей выделять главную мысль литературного произведения;продолжить работу над навыками правильного, сознательного, выразительного, б...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Русская народная сказка "Петух и собака". Основная мысль произведения"

В процессе обучения школьники научатся анализировать поступки и образы героев русского фольклора...

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...