Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа" автор Чуракова Н.А.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема урока: "Особенности рифмовки в произведении  С. Я. Маршака " Как поработала зима."

На изучение поэтического произведения С.Я. Маршака «Как поработала зима» в 4 классе по программе отводится 1 час. На уроке  используется метод проектной и исследовательской деятельности. 

 

       В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением, в котором сочетаются три вида рифмы. Они получают представление об  особенностях каждой из них. Учащиеся встречаются с проблемой, которую должны решить на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_kak_porabotala_zima.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!».

Цель: Создать условия для формирования умений определять разные виды рифм.

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

Обучающая:

формируем представления о творчестве С.Я. Маршака на примере стихотворения «Как поработала зима»;

формируем мыслительную деятельность учащихся;

формируем умения находить в стихотворении разные виды рифм (парную, перекрестную, охватную), анализировать поэтическое произведение.

Развивающая:

развиваем творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика; умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.

Воспитательная:

воспитываем эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению, к произведениям живописи и музыки

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, частично-поисковой метод.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная; фронтальная; групповая

Средства обучения: (для учителя, для учащихся):

Материальные средства (учебник, ТПО)

Технические средства (проектор, акустическая система)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Формируемые УУД:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового;

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Урок литературный

А мы народ культурный

На уроке не лениться

Всем работать, отвечать

Ну а мы сегодня будем

Наши знанья расширять

– Работать будем под девизом, который вам надо разгадать и прочитать.

кев ивиж, кев ьсичу (прочитать наоборот). (Век живи, век учись)

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Цель: изучение материала, необходимого для «открытия нового знания».

Формируемые УУД:

коммуникативные: умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи

познавательные: добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание);

перерабатывать информацию (анализировать, обобщать)

–Зима удивительное, волшебное, сказочное время года.

- А вам нравится зима? Почему? (ответы детей).

- Красота зимней природы побуждает людей творить.

-Подумай те, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой? (Музыка, живопись, поэзия).

-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали,

-Композиторы изображают зиму с помощью звуков.

-Сейчас вы увидите несколько картин, всмотритесь в них внимательно, почувствуйте настоящую русскую зиму, а ещё вы услышите музыку, которую сочинил композитор Георгий Васильевич Свиридов и назвал своё сочинение «Метель» (смотрим и слушаем). Работа с презентацией.

- Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски) композитору? (звуки)

-А что нужно поэту? (ответы детей)

-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.

- Выступление ученика о жизни и творчестве С.Я. Маршака (слайды об авторе)

3. Постановка учебной задачи

Цель: организовать уточнение и согласование темы урока.

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

-Откройте стр.125

-Определите цель нашего урока. (высказывания детей).

-Будете учиться читать выразительно стихи, различать стихотворные рифмы, познакомитесь с биографией С.Я.Маршака и его стихотворением «Как поработала зима…».

-Прочитайте название стихотворения, послушайте его

(читает учитель)

-Что представляли, слушая стихотворение? (ответы детей)

-Прочитайте стихотворение сами.

– Какие слова были непонятны? Объяснить значение слов:

КАЙМА-полоса по краю чего-либо

КРОВЛЯ-крыша

ТАИТСЯ-прячется

ОКАЙМИЛИ ЛЕС - опоясали лес

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.

Цель: обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?»

Формируемые УУД:

познавательные: понимать полученную информацию, представленную в схематичной форме, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

1) А теперь прочитайте первую строфу.

-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4)

-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется - ПАРНОЙ (опора на доску)

-Парная рифма самая простая и самая энергичная. Её часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и, я думаю, помните такие стихи:

Я начинаю, дети продолжают:

«Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка…» - какие слова рифмуются?

(хозяйка-зайка)

«Муха-муха цокотуха

Позолоченное брюхо….» - (цокотуха-брюхо)

2) Прочитайте вторую строфу.

- Назовите рифмующиеся слова (прудов - проводов, полушубках- трубках)

-В каком порядке рифмуются строчки? (1-3, 2-4)

-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску)

-Откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.

3) Прочитайте третью строфу

-Назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3). Такая рифма называется ОХВАТНОЙ.

(Читают - стр. 126, 6-й абзац).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания

Формируемые УУД:

регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности,

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

-Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?

-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы.

-А знаете, кто первым из русских поэтов использовал сразу все три вида рифм?

- Это был А. С. Пушкин. Используя такие строфы, он написал большое литературное произведение - роман в стихах «Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах.

Физминутка «хлопай-топай» (видео сопровождение)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Цель: Организация выполнения учащимися типовых заданий.

Формируемые УУД:

коммуникативные: умение обосновывать свои суждения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

- Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали? (три вида рифм)

- Как узнать каждую рифму? (по тому, как она расположена)

- Проверим, как вы это запомнили на других стихотворениях:

Работа в парах (читают отрывки из стихотворений, определяют какой вид рифмы использовал поэт)

Проверка (фронтальная)

***

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу во дворе. (ПАРНАЯ)

***

Зима недаром злится

Прошла её пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ)

***

На стёклах зимние узоры

Деревья в зимнем серебре

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы. (ОХВАТНАЯ).

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: использовать новые знания в практической работе.

Формируемые УУД: Познавательные: использовать новые знания для решения учебной задачи

Личностные: участвовать в творческом процессе

Коммуникативные: участвовать в общей беседе.

- А теперь, подводя итог нашего урока, я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами.

Я даю Вам незаконченное стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой.

Подошёл к концу …….. (урок)

Скоро будет дан …… (звонок)

Мы сегодня не скучали ……………………….

Молодцы!

Определите какую рифму мы использовали?

8. Домашнее задание

- А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания. (Слайд№ 24)

-Выучить стихотворение «Как поработала зима» наизусть

-Научиться выразительно читать и приготовить рисунок

-Сочинить своё стихотворение о зиме (указать вид рифмы)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Формируемые УУД:

личностные: уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, саморефлексия.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...