Приёмы работы на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению

Непорожняя Олеся Владимировна

В материале представлены приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_na_urokah_literaturnogo_chteniya_1.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы на уроках литературного чтения

Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание, предложение, слово и т.д.: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске.

Приём «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2)Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют  рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует.

Приём  «Корзина идей» используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше "все знания по порядку складываются в"корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные.

Прием «Знаю – хочу знать - узнал»

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». Учитель может помочь, задавая учащимися вопросы:

- Что вы знаете об этом писателе?

- Какие знаете его произведения?

- Особенности произведений этого писателя

- Что узнали нового?

- Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы.

Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто.

Приём  «Пометки на полях» (Инсерт)

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Приём  «Чтение с остановками»

На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализ средства художественной выразительности побуждает учащихся к размышлению. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного

отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

Приём  «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Правила написания синквейнов

• В первой строчке тема называется одним словом.

• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

• Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Прием Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Приём «Мозговой штурм»

Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 

Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Кубик Блума»

C:\Users\Андрей\Desktop\Рис_3.jpg

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

  • Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
  • Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Приём « Нестандартный вход в урок»

Урок начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, вначале урока учитель раздаёт жетоны с изображением сыра, лисы, вороны и предлагает для работы в группах по жетону найти себе товарищей по принципу: сыр, лиса, ворона(т .е 3 человека в группе) Учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между предметами на жетонах и отвечают на вопрос: «Что их объединяет?»

Приём «Оживи картину» служит развитию творческого мышления и прогнозирования. Суть приёма заключается в том, что учащимся демонстрируется иллюстрация к произведению или картина художника, и предлагается ответить на ряд вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения должна отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущение объектов на картине.

-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на ней?

-Что изображено на картине?

-Как вы думаете, какое настроение у Вороны? Почему вы так решили?

-Какие чувства испытывает в этот момент лиса? Почему?

-Какие у вас чувства возникли?

- За кого вы больше переживаете из героев? Поясните свой ответ.

Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащихся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна. Так при разборе басни И. А. Крылова учащиеся могут разбирать положительные и отрицательные стороны главных героев или рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации. Работа может проводиться в паре или группе.

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок.

Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.

Сочинять стишки и загадки, составлять паспорта и рисовать несуществующих животных учащиеся могут самостоятельно.

Приём «Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Вариант 1: По содержанию текста рисуются кадры («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

Вариант 2: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

- Перед вами кадры мультфильма « Ворона и Лисица». Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Приём «Хочу спросить» формирует умение задавать вопросы и эмоционально выражать своё отношение к ответу. Учащийся задаёт вопрос, начиная словами « Хочу спросить…» На полученный ответ сообщает своё эмоциональное отношение « Я не удовлетворён, потому что…»или « Я удовлетворён».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературного чтения

В этой статье рассказывается какие виды творческих  работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Групповая работа на уроке литературного чтения (конспект урока и презентация)

Групповая работа на уроке литературного чтения. Это урок - викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик или.." и презентация к уроку....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Нетрадиционные приёмы словарной работы на уроках литературного чтения

Словарная работа является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. Она обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте, способствует разв...

Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...