Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Золотой луг"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ольга Валерьевна Артамонова

На уроке происходит знакомство с рассказом М.Пришвина «Золотой луг», отработка у учащихся           функционально-грамотного чтения, развитие читательского вкуса и образного мышления,   умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию (формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения представлять картину, нарисованную автором); воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою родину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Борисоглебского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«МБОУ БОРИСОГЛЕБСКАЯ СОШ № 5»

Конспект урока

литературного чтения

во 2 классе

Тема:  Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Учитель: Артамонова О. В.

2021-2022  учебный год                                    

Цель:

знакомство с рассказом М.Пришвина «Золотой луг», отработка у учащихся           функционально-грамотного чтения, развитие читательского вкуса и образного мышления,   умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию (формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения представлять картину, нарисованную автором); воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою родину.

Задачи:

1.Дидактические.

Познакомить с рассказом М. Пришвина «Золотой луг», наблюдать за особенностями авторской манеры письма М. Пришвина; отрабатывать навык функционально-грамотного чтения.

2.Задачи развития.

Развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации радости и удивления; развивать познавательный интерес школьников; формировать потребность в послеучебном познавательном труде.

3. Воспитательные.

Обеспечить здоровье и свободное развитие личности; воспитывать любовь к природе, Родине; содействовать воспитанию творческой личности.

Ход урока.

I. Организационный момент. Введение к урок.

             Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой шепотом. [Слайд 1]

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал.

И перестал.

- Прочитайте изменяя темп чтения и тон, чтобы передать ритм идущего дождя.

- Как поэтессе удалось передать характер дождя? (повтор слов, ритм)

- Какой это был дождь? (непродолжительный быстрый дождик, весенний или летний)

- Какие звуки слышите при чтении стихотворения?

- Какую картину представляете?

II. Проверка домашнего задания.

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле…          (Весна)

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Художник Весна» и сейчас проверим домашнее задание. На дом вам было задано выразительно читать стихотворение С. Есенина «Черемуха», по желанию выучить его наизусть, нарисовать рисунок и выполнить творческое задание из учебника.

- Прочитаем стихотворение выразительно.

- А кто из вас выучил стихотворение наизусть?

- Послушаем этих ребят и рассмотрим выставку рисунков, которые вы нарисовали.

- Какие еще стихотворения поэта вы вспомнили?

- Нравится ли вам творчество С. Есенина? Чем оно вам нравится?

- Попробуйте сами оценить свое выразительное чтение. Что получилось, а что не удалось?

III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.

- Рассмотрите выставку книг. Произведение какого автора мы будем читать? Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. [Слайд 2]

- Вспомним, какие рассказы мы читали в нашем учебнике, какие прочитали самостоятельно? («Разговор деревьев», «Глоток молока» и др.)

- О чем писал Михаил Михайлович Пришвин?

- В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому.)

IV. Работа с текстом до чтения.

- Откроем учебник на странице 76.

- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться. [Слайд 3]

- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите по названию произведения и иллюстрации о чем, будем читать.

- Расскажите о своих предположениях.

- Просмотрите текст глазами. К какому литературному жанру относится это произведение?

- Какое оно по объему?

V. Работа с текстом во время чтения.

- Послушайте рассказ «Золотой луг» и подумайте, удастся ли нам открыть что-либо новое?

     1. Чтение рассказа «Золотой луг» учителем.

Вопросы после чтения.

- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

- Удалось ли автору поразить вас?

- Что привлекло в этом рассказе?

- Представьте себе мысленно картины, которые нарисовал автор. Подходит ли к тексту название рассказа?

- Какую метафору использует автор, говоря о луге?

- Какие типы текста вы знаете?

- К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст-повествование с элементами описания)

- Какие три части можно выделить в произведении? (Вступление, основная часть, заключение) [Слайд 4]

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело шелестит листва. (Машут ладошками)

Опускаем руки мы по команде «Два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «Три».

На «Четыре» и на «Пять» будем дружно мы скакать (Подпрыгивают на месте)

Ну, а по команде «Шесть»,

Всем за парты тихо сесть.

- Попробуем отыскать каждую из этих частей в рассказе М. Пришвина «Золотой луг». В нашем учебнике текст рассказа приведен не полностью, поэтому начало рассказа начинаем читать на листах, которые я вам раздала. Без чтения этой части рассказа мы не сможем понять замысел автора.

     2. Повторное чтение рассказа детьми.

Вопросы после чтения.

- От чьего лица ведется повествование?

- Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор – М. Пришвин, а рассказчик – мальчик)

- Кто был старше из братьев? Почему вы так думаете? Подтвердите ответ словами из текста. («…он впереди, я – в пяту»)

- Как это – идти в пяту? (За ним, след в след)

- Какой промысел мог быть у мальчиков и что обозначает это слово?

- Что значит созревают одуванчики?

- Что такое забава? (Забава – игра, развлечение)

- Какое слово придумал М. Пришвин для названия забавы мальчиков?

- От какого слова образовалось это слово?

- Как рассказчик называет одуванчики? Почему? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без особой красоты, тайны)

- Как вы думаете, каким предложением заканчивается первая часть?

- Прочитаем ее. Как ее можно озаглавить (Постоянная забава. Цветы для забавы) [Слайд 5-1]

- Прочитаем вторую часть.

- Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван золотым? Подтвердите ответ словами из текста.

- Каким настроением отзывалась картина луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков?

- Как следует прочитать восклицательное предложение?

- Что заставило мальчика заняться наблюдением? Расскажите, какое объяснение происходящему нашел рассказчик.

Рисуя картину луга, автор использует сравнение. С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? Найдите эти слова в тексте и попробуйте представить то, что нарисовано словами.

- Какой прием использует автор? (Сравнивает лепестки цветка с ладонью)

- Как изменился тон повествования? (Тон становится теплее)

- Охарактеризуйте, что меняется в настроении наблюдателя (Удивление сменяется восхищением)

- Какую силу голоса следует выбрать при чтении этих предложений? (Читаем громко, с ликованием)

- А как нужно прочитать последнее предложение второй части? (Задумчиво, нараспев)

- В чем главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)

- Как можно озаглавить вторую часть? (Тайна золотого луга. Маленькое открытие. Секрет одуванчиков) [Слайд 5-2]

- Прочитаем третью часть.

- Итак, мы прочитали заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли текста.

- Какова же эта главная мысль? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна)

- как озаглавим третью часть? (Один из самых интересных цветов. Цветок моего детства.) [Слайд 5-3]

VI. Прочитаем текст еще раз и подумаем над проблемным вопросом:

- Какое «открытие» сделал для себя писатель?

- А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?

 

(Чтение текста вслух детьми)

- Какие мысли автора вы прочитали между строк?

Пришвин – писатель и человек.

- А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых цветов», сделать открытие? [Слайд 6]

- Какой же человек М. М. Пришвин? Автор- великий наблюдатель, который любит природу, приоткрывает ее тайны. Герои его произведений не совершают никаких особенных поступков, и все-таки в его рассказах все необычно. Пришвин особенно ярко, точно изображает природу – ее образ создается одним – двумя меткими словами. В его рассказах передается особая, трогательная любовь к самым простым явлениям природы, он умеет видеть красоту и поэзию там, где другие ее не заметили бы. Автор мастерски влияет на нас, заставляя сначала увидеть неинтересный цветок, затем учит внимательному, любовному отношению к природе, наблюдательности, испытывать сначала удивление, а затем восторг.

     С детства Михаил Михайлович был очень любознательным, частенько задавал взрослым вопросы. Родился Пришвин в селе Хрущево Орловской губернии в дворянской усадьбе. Там он провел свое детство. О том как он стал писателем, Пришвин рассказал в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь». В этом романе маленький мальчик решил, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бессмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «Золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и возвращают. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Учеба за границей – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает научные книги. Но ему становится ясно – наука не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный арап». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…да, на мой взгляд и не о природе пишете Вы, - писал он Пришвину, - а о большем, чем она, - о земле, великой матери нашей»

(Материал о писателе взят из методического издания «Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс». Автор Кутявина С. В.)

VII. Подготовка к выразительному чтению.

- В чем поэтичность рассказа «Золотой луг»?

- Какие эмоционально-выразительные средства языка использовал автор? Подтвердите примерами из текста.

Поиск интонаций для каждой части.

- С какой интонацией следует читать первую часть? (Весело, игриво, радостно)

- С какой интонацией следует читать вторую часть? (С нежностью, восхищением, передать удивление мальчика)

- С какой интонацией следует читать третью часть? (Многозначительно, серьезно, но вместе с тем трогательно)

VIII. Выразительное чтение рассказа.

- Сейчас мы совершим прогулку в чарующий мир звуков и голосов природы. Радостно поют птицы, природа просыпается. Красоту и величие природы усиливает звучание классической музыки. Прочитаем рассказ «Золотой луг» выразительно под звуки природы и классической музыки.

IX. Возвращение к иллюстрации.

- В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации?

- Какое предложение из текста вы бы подписали под ней?

- А какие еще секреты одуванчиков вы знаете? (Они закрывают «ладошки» не только к вечеру, но еще и перед дождем, существует такая примета: «одуванчик снимает шар – к дождю». Это лекарственное растение. Его листья употребляют в пищу.) [Слайд 7]

- Посмотрите на слайды, а вы как описали бы цветущий луг?

X. Подведение итогов.

- Когда рассказ о природе будет удачным, когда его захочется читать и перечитывать?

- Послушайте слова К. Паустовского, которые подтверждают ваши мысли. [Слайд 8]

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина…слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются как птицы…»

- Чему учат нас рассказы о природе?

- И я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов самого писателя, которые слышали и знают многие. [Слайд 9]

Он написал в своих воспоминаниях: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь. Горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Вот этими словами и закончим урок.

XI. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение, придумать загадку о одуванчике по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...