Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова
методическая разработка по чтению (4 класс)

Козлова Светлана Николаевна
Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий конкурса басен.31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова

Ход мероприятия

Звучит музыкальный фрагмент.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята и взрослые!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас на конкурсе инсценировки басен, посвященном 255-летию со дня рождения великого баснописца И. А. Крылова.

Ведущий 1:  Ребята, вы на этой неделе много читали и обсуждали басни      И. А. Крылова. И сегодня мы будем  их инсценировать. Ведь мы уже не раз убедились, что вы замечательные артисты.

Ведущий 2: Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с баснями этого замечательного баснописца. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык. Ребята, а что такое басни?

Ведущий 1: Написал Иван Андреевич 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Персонажи басен чаще всего — животные, птицы, рыбы, растения. Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают на одном языке, хорошо понимают друг друга, одинаково думают, хитрят, обманывают; они вызывают наше сочувствие, жалость, смех.

Ведущий 2: Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь. Вот послушайте:

      1. Береги платье снову, а честь смолоду.

      2. Платье черненько, да совесть беленька.

     3. Работай боле, тебя помнить будут доле.

     5. По заслугам и честь.

     6. Живи своим умом, а честь расти трудом.

    7. Каков есть, такова и честь.

    8. Жизнь дана на добрые дела.

     9. Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: С тех дней, когда Крылов писал свои басни, прошло два столетия, а басни Ивана Андреевича живут, их знает, их любит и ценит народ. Они стали его достоянием.

 Ведущий 1: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

 Разрешите представить членов нашего жюри:

1.

2.

3.

Ведущий 2: Основными критериями оценки конкурса являются:

1. передача образа произведения (костюмы, декорации);

2. артистичность;

3. сценическая культура;

4. техника речи (выразительность)

5.     оригинальность (необычная постановка)

Ведущий 1: В конкурсе участвуют учащиеся начальной школы.

 

Таким образом, по итогам конкурса все группы будут отмечены по четырём номинациям:

«Самое эмоциональное прочтение»

«Творческий подход»

«Лучшая инсценировка басни»

«Лучшее оформление басни»

А также будет выбрана «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».

Ведущий 2: Итак, мы начинаем!  Название первой басни вы должны угадать сами. Готовь сани летом, а телегу-зимой. 

Правильно! Наш конкурс открывает 1г класс с басней «Стрекоза и Муравей».

  1.    1г класс с басней «Стрекоза и Муравей».

Ведущий 2: Спасибо!

Пока готовится следующий класс, давайте поиграем. Закончите фразу. Если знаете, назовите басню, из которой она взята.

Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).

А вы, друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку).

Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться).

Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона).

А Васька слушает (да ест).

Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет)

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце… (льстец всегда отыщет уголок).

Ведущий 1: Продолжаем конкурс. Следующая басня, которую нам покажет 2г класс, была написана после окончания войны 1812 года. Я прочитаю ее начало, а вы скажите, что я прочитала не так. «Мартышка к старости слаба ушами стала». Что это за басня?  

Правильно! На сцену приглашается 2 г класс с басней «Мартышка и очки».

  1.    2 г класс с басней «Мартышка и очки».

Ведущий 2: Спасибо!

А теперь перейдем к следующей басни. В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, трусость, малодушие, пугливость, неуверенность. Мораль этой басни заключается в том, что слабые, запуганные или просто трусливые люди нередко преувеличивают силу и могущество тех, кто сильнее их.

  1. 1 «З» 2 класс с басней «Мышь и крыса»

Ведущий 1. Ребята, вы знаете, что такое мозаика? Это узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон.

Ведущий 2:  Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Итак, раскройте центон (из каких басен он составлен).

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да Косолапый Мишка

Вести с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого, что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать невозможно».

Ведущий 1: -Из каких басен эти слова?

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Осел и Соловей»)

А последние слова «Изрядно,- говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать невозможно»   из какой басни?

  1. 3а класс с басней «Осел и соловей»

Ведущий 1: Как называется оркестр из четырех музыкантов?(Квартет)Правильно квартус в переводе с латинского четвертый.

Как называется басня про четырёх неудачливых музыкантов? («Квартет»).

Правильно! 3 «г» класс выступит с басней «Квартет».

  1. 3 «г» класс выступит с басней «Квартет».

Ведущий 2: Какие басни Крылова о лисе вы знаете? («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Волк и Лисица»).

А сейчас отгадайте перевёртыш. О какой басне может идти речь? «На дуб сорока взобралась, да  замечталась…». («На ель ворона взгромоздясь,  да призадумалась…» из басни «Ворона и лисица»).

Правильно! Приглашаем на сцену 4 з класс с басней «Ворона и лисица».

  1.  4 з класс с басней «Ворона и лисица»

Ведущий 1: Спасибо,  ребята!

Ведущий 2: Сейчас мы будем читать отрывки из басен, а Вы должны будете угадать, каким героям принадлежат данные реплики.

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

4. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

Ведущий 2: Из какой басни следующая фраза?

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» («Кукушка и Петух»)

Правильно! Приглашаем на сцену 3»А» класс с басней «Кукушка и Петух».

  1. 3»А» класс с басней «Кукушка и Петух».

Ведущий 2: Ребята, а из какой басни знаменитая фраза «У сильного всегда бессильный виноват»? («Волк и ягнёнок»).

Правильно! Наш конкурс продолжает 3 «А» класс с басней «Волк и ягнёнок». Встречаем!

  1. 3 «А» класс с басней «Волк и ягнёнок».

Ведущий 1: Ребята, а что такое мораль? Нормами морали называют правила поведения. Узнайте по морали

 Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Встречайте 4в 2 класс с басней «Лебедь, рак и щука»

  1. 4в 2 класс с басней «Лебедь, рак и щука»

Ведущий 2: Благодаря существованию моральных норм в обществе устанавливаются допустимые границы возможного поведения. Пример: не лги, не обижай младших, уважительно относись к старшим и другие.

Ведущий 1: Ребята, а из какой басни эта мораль? «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(Зеркало и обезьяна)

10.  2з класс с басней «Зеркало и обезьяна»

- Ребята, какие выводы вы сделали  из басен?

К какой басне можно отнести эти пословицы?

     - Делу -  время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

     - Не стыдно не знать, стыдно не учиться. ( «Мартышка и очки»)

-Верь  своим очам, а не чужим речам. («Ворона и лисица»)

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги, предлагаю всем вместе посмотреть мультфильм 

Ведущий 1: Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса. Фанфары для вручения. Вручения по номинациям.

Ведущий 1: Мы хотим сказать большое спасибо всем участникам нашего конкурса. Ребятам артистам,  классным руководителям, воспитателям,  родителям, членам жюри за помощь в организации и проведении конкурса! А сейчас подведём итоги.

Ведущая Настя:

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Ведущая Лиля:  Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок  под   липки -

Пленять своим искусством свет.

1.     Звучит расстроенная скрипка

Ведущая  Настя: Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка(Антон): "Стой, братцы, стой!

- А ну ка погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против  альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!"

Ведущая Лиля: 

 Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

2.     Звучит расстроенная скрипка

Осел:

"Постойте ж, я сыскал секрет, -…

 - Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем".

Пересаживаются

Ведущая  Настя:

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

3.     Звучит расстроенная скрипка

Ведущая Лиля: Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Мартышка:

Всегда звездой экрана стать мечтала,

На дискотеках частных зажигала.

Нам музычку такую надо исполнять,

Чтоб всем, без исключения, хотелось танцевать.

Осел:

Давайте  сядем мы кружком,

И всё пойдет у нас ладком.

 4.Звучит танцевальный хит, животные в образе.

Мишка: Козел играл, но лишь на нервах.

Мартышка:  Осел давно ноты забыл.

Осел: Мартышке же одной из первых

Медведь на уши наступил.

Козёл: Всё! Тихо все! Кажется я знаю! Получится квартет хороший лишь тогда, -…

Когда мы сядем  в два ряда".

Пересаживаются

4. Звучит расстроенная скрипка

Ведущая  Настя: Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Мишка : И ноты есть у нас.

 Козёл: И инструменты есть;

Мартышка:  Скажи лишь, как нам сесть!" -

Соловей:

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова

Обобщение знаний о жанре литературы -  басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....

Презентация к конкурсу инсценировок басен И.А. Крылова.

Конкурс инсценировок по басням И.А. Крылова.Посвящённый 245-летию со дня его рождения....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»

Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО....

Урок-путешествие «Мир басен И.А. Крылова»

Обобщающий урок-игра по басням А. И. Крылова для учащихся 1-го класса....

Проект "Мир басен Ивана Андреевича Крылова"

Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых...

Инсценирование басен И. А. Крылова

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричн...