Осмысленное чтение
презентация к уроку по чтению

Ворцепнева Дарья Владимировна

Выступление на МО 22 марта 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmyslennoe_chtenie.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

22 марта 2022 Тема: «Осмысленное чтение» ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Выступление на МО

Слайд 2

ПРОЕКТ ГМЦ https:// mosmetod.ru/centr/metodicheskie-rekomendatsii-po-formirovaniyu-kriticheskogo-myshleniya-i-chitatelskoj-gramotnosti-u-obuchayushchikhsya-2-7-kh-klassov-v-ramkakh-proekta-osmyslennoe-chtenie.html 2

Слайд 3

М етод «Фокус на сигнале» 3 У мение концентрироваться на работе с текстом вне зависимости от внешних обстоятельств. Модуль «Читаем в любой обстановке» для учащихся 2–7-х классов

Слайд 4

4 1.Читаем «жужжанием» – шепотом – «жужжанием»; 2. Отвечаем на простые вопросы; 3. Анализируем трудности. Алгоритм

Слайд 5

М етод « Фокус на вопросе» 5 Умение удерживать внимание на содержании текста при возникновении отвлекающих факторов и перерывов в работе с ним. Модуль «Управляем вниманием» для учащихся 2–7-х классов

Слайд 6

6 1. Учитель использует разные виды текстов, предварительно выделив в них два крупных смысловых фрагмента. 2. Ученики читают молча первый фрагмент выбранного ими текста. 3. Учитель задаёт не связанный с содержанием фрагмента текста сложный (объёмный) вопрос. 4. Ученики задают вопросы, которые помогут им ответить на сложный (объёмный) вопрос или на вопрос со скрытой недостоверной информацией («Что я уже знаю?», «Что мне нужно узнать?», «Как я могу получить необходимую информацию?»), работают с информационными источниками (печатными книгами и справочниками, образовательными интернет-ресурсами ). 5. Учитель помогает ученикам оценивать и структурировать информацию, чтобы ответить на сложный (объёмный) вопрос или на вопрос со скрытой недостоверной информацией о ложности утверждения с помощью аргументов и фактов. 6. Ученики дочитывают второй фрагмент текста и отвечают на вопросы по выбору учителя о содержании прочитанных текстовых фрагментов (простые, уточняющие, проблемные или оценочные вопросы). Алгоритм

Слайд 7

М етод «Фокус на задании» 7 Н авык скоростного молчаливого чтения, умения быстро воспринимать и обрабатывать значительную по объёму текстовую информацию, выделять суть прочитанного. Модуль «Управляем скоростью чтения» для учащихся 5–7-х классов

Слайд 8

8 1. Учитель отбирает стилистически и тематически схожие текстовые фрагменты (небольшие тексты) и ставит перед учениками задачу прагматического характера: ответить на вопросы (преимущественно используются оценочные или проблемные вопросы) о содержании текстов, прочитанных молча в течение заданного учителем временного периода (1 минута, 5 минут, 10 минут). 2. Ученики выполняют задание в парах или малых группах, представляют устный отчёт о своей работе над заданием: объём прочитанного текста в установленный учителем промежуток времени, количество правильных ответов на вопросы о содержании. 3. Учитель и ученики вместе обсуждают успехи и возникшие сложности, анализируют причины. 4. Учитель организует тренировку выполнения элементов задания, которые вызвали затруднения (используются предъявление вопросов до начала прочтения текстов, таблицы Шульте , пирамиды слов, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, аудирование , чтение за диктором, чтение в паре, чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст и др.). Справочно . Считается, что темп громкого чтения является достаточным для понимания смысла, если он приближается к темпу устной речи. Средний темп устной речи – 150 слов в минуту. Темп молчаливого чтения примерно в 1,5 раза выше, чем темп громкого чтения . Алгоритм

Слайд 9

М етод «Фокус на задаче» 9 Умение работать с текстами разных типов и разных уровней, в том числе превосходящих по сложности актуальный уровень готовности к пониманию текстов с незнакомыми терминами (определениями) или с неизученными языковыми явлениями, не препятствующими решению коммуникативной задачи. Модуль «Эффективно работаем с разными текстами» для учащихся 4–7-х классов

Слайд 10

10 1. Учитель обеспечивает мотивацию обучающихся с помощью проблемных вопросов для решения кейсовой задачи с использованием информации из текста («Какие чувства вызвал отрывок текста...», «Как будут разворачиваться события дальше…»). 2. Ученики выдвигают гипотезы, предполагают, где можно найти необходимую и сопоставить достоверную информацию из проверенных официальных источников. 3. Учитель предлагает обучающимся ряд текстов различных типов для поиска ответов кейсовой задачи, помогает ученикам установить связи между типами текстов и их содержанием. 4. Ученики извлекают необходимую информацию, выполняя задания разных типов с соблюдением структуры работы с текстом (до его чтения, во время его чтения, после его чтения). 5. Учитель организует рефлексию, привлекая внимание обучающихся к полученным результатам и перспективам дальнейшей работы (используются графическая техника « Fishbone », в переводе с английского означает «скелет рыбы», приём «чтение с остановками»). Алгоритм

Слайд 11

М етод «Фокус на проекте» 11 Умение преобразовывать сплошной информационный текст с представлением его содержания в виде инфографики , включающей таблицы, диаграммы, схемы. Модуль «Превращаем текст в инфографику » для учащихся 2–7-х классов

Слайд 12

12 1. Учитель обеспечивает мотивацию обучающихся с помощью проблемных вопросов для решения кейсовой задачи с использованием информации из текста («Какие чувства вызвал отрывок текста...», «Как будут разворачиваться события дальше…»). 2. Ученики выдвигают гипотезы, предполагают, где можно найти необходимую и сопоставить достоверную информацию из проверенных официальных источников. 3. Учитель предлагает обучающимся ряд текстов различных типов для поиска ответов кейсовой задачи, помогает ученикам установить связи между типами текстов и их содержанием. 4. Ученики извлекают необходимую информацию, выполняя задания разных типов с соблюдением структуры работы с текстом (до его чтения, во время его чтения, после его чтения). 5. Учитель организует рефлексию, привлекая внимание обучающихся к полученным результатам и перспективам дальнейшей работы (используются графическая техника « Fishbone », в переводе с английского означает «скелет рыбы», приём «чтение с остановками»). Алгоритм

Слайд 13

Спасибо за внимание! Дарья Ворцепнева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения...

Статья " Работа над осмысленным чтением"

Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....

Статья "Формирование осмысленного чтения у начинающего читателя"

Проблемы формирования смыслового чтения лежат в основе обучения.Без понимания прочитанного невозможна успешность ребенка не только как ученика, но и становление его как личности....

карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения

В данной разработке представлен  дидактический материал - карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения...