Литературное чтение. Тема: С.Д. Дрожжин. «Родине»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тагирова Лилия Мизхатовна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Новая Бура

муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «С.Д. Дрожжин. «Родине»»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.

Цели:

          1. Обучающая.

              Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.

              Познакомить  с творчеством  русского  поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть  смысл

               стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,

               выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.

           2. Развивающая.

               Развивать навык  выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,

               грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.

           3. Воспитательная.

               Воспитывать патриотические  чувства, любовь и уважение к Родине, к

               родному краю, бережное к нему отношение

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать биографию автора, основные литературные термины;
  • Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал.


Этап урока.

Методы и приемы

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

беседа

- Присаживайтесь. Приведите свое рабочее место в порядок и проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Приветствие учителя. Приведение своего рабочего места в порядок.

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II. Актуализация знания и мотивация

Словесный:

беседа

- А) Речевая гимнастика. Но давайте сначала внимательно читаем и найдем пропущенные слова.

Наша Родина  ….( Россия)

Столица России ….(Москва)

Степи, озёра, леса и поля-

Всё это наша …..(Родина)

Б) - Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

- Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово.

-Что это за слово?!

1. -А, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить задание на карточках. Вам нужно найти начало и конец пословиц. Эта работа в парах. Среди этих пословиц есть одна, которая поможет ответить на поставленный вопрос.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Нет в мире краше Родины нашей

Землю красит солнце, а человека труд.

-Значит,какое это слово?

-Правильно, а как вы понимаете значения этих пословиц?

- Почему родину называют матерью?

-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? 

2. -Подберите синонимы к слову Родина.

Найдите Однокоренные слова к слову Родина

В) Постановка целей и задач

- Ребята, каждый из нас как-то по- особому может выразить свои чувства к Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с помощью красок, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.

Взгляните  на  экран? (портрет

С.Д.Дрожжина)

– Знаком вам этот человек?

– Это русский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Открыли учебники стр.133

(читают про себя, по слогам, жужжащим, выразительно)

Родина

1.Русь, Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине

2.В мире очень много прекрасных мест, красивых пейзажей, удивительных стран, морей, рек и лесов. Нам нравится смотреть, когда мы туда приезжаем. Но дороже всего нам именно те места,где мы родились, где прошло наше детство, где всё родное и понятное, близкое. И возвращаться домой всегда радостно и приятно. Поэтому мы и говорим, что нет ничего краше, чем Родина наша.

3. Пословица «Землю красит солнце, а человека труд» раскрывает саму суть красоты. Человек, который трудится своими руками, прекрасен. Только благодаря труду человек способен творить необычайно красивые и полезные вещи.

Русь, Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине)

Мы будем говорить сегодня о родине

(Россия, Отечество, Отчизна)

(родной, род, родненький, родимый)

нет

П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

беседа

– Какова тема урока?

– Какую цель ставим перед собой?

(-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».)

1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине».

2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное,.

3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: упражнение

- Но прежде, познакомимся с небольшой биографией поэта. Рассказывает один ученик

А) Слово о поэте. Презентация

1.Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился 6 декабря в1848 году, на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного.

Своё творчество посвятил: труду

крестьян, так как сам родился в 19в. В

крепостной крестьянской семье и лично испытал его тяжесть;

русской природе; любви к Родине.

3.Его дед умел читать, знал много сказок. От бабушки и матери часто слышал русские песни.

Дед научил читать, и ещё два года учёбы в деревенской школе научили писать и считать. Но с 11 лет был отправлен на работу.

4.Сменил много профессий. Тяжела была его жизнь. Но всегда стремился к знаниям. Сам стал писать стихи о

том, что ему дорого.

6.Стал известным поэтом. Прожил восемь десятков лет, и умер в страшном 1930-м году, перед началом массового голода.

- Кто из вас запомнил, когда родился писатель?

- Молодцы. В каком городе он родился?

Вывод: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян.

-Образ Родины- один из главных в творчестве поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Так ли это, мы узнаем, познакомившись с его стихотворением. Прослушайте его. Аудиозапись

Слушание стихотворения в записи

-О чём стихотворение? (О Родине)

- Какие чувства оно вызвало у вас? (Чувство гордости за свою Родину)

-Как вы думаете, почему автор назвал свое стихотворение «Родине», а не «Родина»?

В) -Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно.

- Отмечайте непонятные слова.

Г) Словарная работа – групповая работа .СЛОВАРЬ

- А сейчас давайте объясним значение непонятных слов

выразительно читают стихотворение по цепочке!!!! Постарайтесь выразить восхищение, восторг.

Знакомятся с биографией автора.

Он родился 6 декабря 1848 года.

- Родился в Тверской губернии.

        

(Это обращение к Родине)

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - прекрасный, великолепный

среди приветных деревень - гостеприимные, рады гостям

молитвенно- с молитвой, мольбой;

чарующий- от чары- волшебство, колдовство;

приветных- ( устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания

взор- взгляд.

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

Молитвенно (с молитвой), чарующий (от чары – волшебство, колдовство), приветный (выражает добрые пожелания), гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от чего-нибудь), гордиться (испытывать гордость от чего-нибудь).

физмин

    По  родному  краю

    Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

    Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)

    Слева  находится лес. ( Поворот.)

    В таком  лесу  полно  чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

    Филин  крыльями  машет. Ух!

    Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: упражнение, работа с учебником

Д). Работа над произведением

-От чьего лица ведется речь? 

- С каким чувством он обращается к Родине? 

-Почему автор называет Волгу родной?

Для чего автор остановился?

- Куда взглянул поэт? Как?

-Отчего же леса темные? 

-Почему весна это праздник?

- Подберите синонимы к слову «праздник»? Какие ассоциации возникают при слове праздник?

У каждого народа бывают свои праздники,но и есть общие для всех торжества.В этом году президентом России В.В. как назван?(ХОРОМ). годом народного искусства и культурного наследия  Во время праздников мы узнаем о культуре народов.Искусство народа его культура оно проявляется на праздниках.Например, у нас в Буре во время Сабантуя марийцы одевают марийскую одежду.Этот год посвящен ,чтобы сохранить традиции разных народов. Мы не должны  забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе,языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей

знаний».

- Как вы понимаете «дышать бодро»?

-Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? 

-Каким поэт называет труд? Найдите в стихотворении

- А труд может быть не свободным? (- Да. Дрожжин родился в семье крепостных. Раньше большинство крестьян не могли свободно покидать своих господ, помещиков. по законам того времени земля прикреплялась к помещикам. на ней должны были работать крестьяне. богатство помещика определялось по количеству мужчин. Это было во времена Екатерины 1. И только в 1861 году указом Александра 1 крепостное право было отменено.)

 - Что значит грудь наполняется восторгом?

- Какой называет Родину?

-Как вы думаете, каким должен быть человек, сумевший так выразительно написать о Родине?

-А теперь ребята, попробуйте кластер на слово РОДИНА

-Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить кластер из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора в этом стихотворении. Работаете в парах

 (Волга,просторы,леса,деревни,восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила,народ,праздник,)

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд

(- От имени автора)

(- С чувством гордости)

(Он родился около реки Волга. Волга- самая протяжённая река в Европе, её протяжённость 3530 км.)

(- Чтоб полюбоваться красотой вокруг,)

- На небеса, с мольбой)

(- Ещё ранняя весна)

(всё оживает,цветет)

(Веселье, торжество, песни,танцы,гости.хор, настроение.

- Свободно.)

(-Трудятся с удовольствием)

-Свободный, (на благо народа, на своё благо)

Чувством радости, гордости)

( -Великой и святой)

(Любящим свою Родину, чутким, внимательным)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. Самостоятельная работа

Словесный: беседа

Практический: упражнение

А теперь мы проверим как мы поняли содержание стихотворения. ОНЛАЙН ТЕСТ

Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 134-135.

Кто, по вашему мнению, здесь изображен? Где?

Что видит? Что слышит?

-Какие знакомые деревья вы видите на картине? (Березы)

-Чем береза является для России? (Символом.)

Какие краски использует художник?

Сделайте вывод, как относится Дрожжин к Родине

-Ребята, если внимательно посмотрите на иллюстрацию.-Чем она близка?

-Простой русский человек, он находится на берегу реки.

-Он видит свою деревню, слышит голоса природы.

-Теплые, нежные.

- Поэт использовал тёплые, нежные слова о Родине, и художник тоже, он использует нежные, тёплые краски.

У нас тоже в деревне есть река Юрязе.,где летом можно увидеть

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: упражнение

А) Беседа о малой Родине

У человека есть большая и малая родина. Как вы это понимаете?

(Та родина, которая для всех одна – РОССИЯ, а наша деревня лишь маленькая её часть.)

Что вы  можете  назвать своей малой родиной? (Ответы, возможно: край, область, посёлок, улица, дом, друзья и т.д.)

На нашей выставке ваши рисунки, они объединены одной, общей темой « Моя малая Родина».

- Что, вы, изобразили на своих рисунках?

- Что, особенно хотелось выразить? Как вы относитесь к родному краю?

-Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. У каждого человека, живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина.

-Наши отцы и деды любили свою Родину, защищали её, прославляли

Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда”

Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном ,мирном краю. Не случайно этот год у нас в Башкортстане  обьявлен Годом модернизации профессионального образования, достойных условий труда и трудовых династий

-Чему будет уделено внимание в нашем республике?

Это значит,лучшие условия труда на заводах,фабриках, в колхозе.Условия получения хорошие профессиональные знания.Будут проводить конкурсы где участвуют трудовые династии.Династия это дети продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

- О чем стихотворение, которое мы читали сегодня на уроке?

- Какие чувства оно у вас пробудило?

- Какая цель стояла перед нами на уроке?

- Достигли ли мы ее?

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я понял…

На уроке я почувствовал…

Послушайте задание на дом:

-Подготовить выразительное чтение

- найти средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)

-сделать рисунок или раскадровку

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

-Я приготовила вам берёзу. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый. -Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют свою деятельность на уроке.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: С, Д. Дрожжин "Родине"

Познакомить детей с новым произведением С. Д. Дрожжина "Родине". Воспитывать через произведение чувство патриотизма, гордости за свою родину....

Презентация к уроку литературное чтение (4 класс) на тему: "С. Д. Дрожжин. Родине"

Материал подобран к предмету Литературное чтение. 4 класс...

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""

Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Пришвин "Моя родина"

Конспект урока для урок литератного чтения в 4 классе, УМК "Планета знаний"...