Конспект урока "Мартышка и очки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
- Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
- Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
- Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
- Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный | Прозвенел для нас звонок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, Ноги вместе, Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать – И учиться лучше всех! | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевая разминка | Ваня - Ваня простота | Хором повторяют | Личностные УУД: включение в учебную деятельность; Коммуникативные УУД: хоровое произношение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания. (5 мин) | - Какой большой раздел мы изучали? - С какой сказкой познакомились? - Кто автор? - На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем. - Что сказочного в произведении А.С.Пушкина? | Великие русские писатели и поэты. Сказка о царе Салтане А. С. Пушкин -Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть. - Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения. | Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные УУД: сравнивать литературную сказку с народной. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - На доске зашифрованы названия литературных жанров. ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК - Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? - Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5 | -Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка
| Познавательные УУД: знакомство с новым жанром басней. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой | - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова На доске опорная запись: 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова? | - Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. - Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. | Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно - деятельный | Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова - доп. лит-ра И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока. - Что узнали о детстве баснописца? - Чем он занимался? - В чём его успех?
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? - Так кто главные герои басен? -Значит, все недостатки людей автор переносит на | Добрый, умный.
-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ. Это герои басни. - Животные. - Людей. - Животных. - Нет. - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей. | Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. | Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарно-лексическая работа | - Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: | Работа в группах (пользуются словарями): Дюжина- 12; Полдюжины- 6; Темя - верхняя часть головы; Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку; Нет проку - нет толку; Невежда - необразованный, несведущий человек; К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежа -грубый, невоспитанный человек. | Познавательные УУД: словарно-лексическая работа. Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ басни | - Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. - Понравилось ли вам исполнение басни? Чтение басни учащимися. - Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5. - Найдите в тексте мораль этой басни. - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? - Что же автор хотел сказать нам, читателям? - Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п. | Слушают аудиозапись. Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк. Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста. - Читают мораль. - С необразованностью. - Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни. Регулятивные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над выразительным чтением басни. | - Как читаем первые строчки? - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? - Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» Чтение по ролям | - Спокойно. - С досадой, недовольством. - Высказывают свое мнение. | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? - Для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. - Хотели бы вы быть похожими на героиню басни? | Узнали, что такое басня, научились понимать мораль. - Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок. | Регулятивные УУД: ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлекторно-оценочный | - Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. | Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный | Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания. Регулятивные УУД: саморегуляция; самооценка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Домашнее задание - читать басню выразительно - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов - выучить наизусть басню. | Учащиеся записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Правописание суффиксов онок, ёнок""
"Правописание суффиксов онок, ёнок""...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа 21 век" по теме"Суффиксы -ёнок-, -онок-".
Данный конпект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа 21 век" по теме "Суффиксы _ёнок-, -онок-", соответствует ФГОС....
конспект урока с презентацией И. А. Крылов "Мартышка и очки"
конспект урока и презентация...

Конспект открытого урока «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-»
Технологическая карта изучения новой темы «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-». Словарный диктант....

Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"
Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».Задачи:1. познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;2....


