Дифференцированные задания для обучения младшего школьника правильному чтению в 1 классе на уроках родного языка
методическая разработка по чтению (1 класс)
Владение навыком чтения в 1 классе является одним из основных условий успешности детей в учении. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированные задания для обучения младшего школьника правильному чтению в 1 классе на уроках родного языка
Владение навыком чтения в 1 классе является одним из основных условий успешности детей в учении. Чтение является сложным актом, который включает в себя технический навыки и процесс понимания смысла читаемого. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Однако в школу приходят дети с разными возможностями и природными задатками. Каждому учителю приходится учитывать индивидуальные различия в познавательной деятельности младших школьников: памяти, мышлении, речи и внимании. Особую актуальность в таких условиях приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференциации. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать. С помощью таких заданий определяется уровень развития и успеваемости целого класса и каждого ученика в отдельности. В данной методической разработке представлены дифференцированные задания для чтения, по обучению якутской грамоте для 1 класса.
Задача данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь учителю начальной школы в проведении эффективной работы с учащимися, испытывающими различные трудности при обучении чтению.
Имеются три уровня сложности, обозначенные буквами – А (базовый), Б (повышенный) и В (высокий). Задания составлены таким образом, что учитель может предложить их отдельному ученику, группе учащихся или всему классу. Это позволяет реализовывать дифференцированный подход в обучении и своевременно определять качество усвоения материала на обязательном и более высоком уровне. Выполнение данных заданий даёт возможность школьникам отработать полученные навыки, а также побуждает их к осуществлению различных мыслительных операций: сравнению, обобщению, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. А возможность выбора задания создаёт предпосылки успешности выполнения работы.
При создании пособия нами были использованы учебник для учащихся 1 классов Охлопковой М. Е., Сивцева Д.К. «Буукубаар», дополнительные литературы М.П. Захарова, А.А. Егорова «Хрестоматия оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго», Е. Н. Сидорова «Лоскуй кэпсээннэр» и Интернет-ресурсы.
Уроки с использованием дифференцированными заданиями не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли. Использование дифференцированных заданий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом уровень сложности работы выбирает для себя сам ученик.
Преимущества использования дифференцированного подхода на уроках по обучению грамоте в 1 классе:
- повышение уровня познавательной активности учащихся первых классов;
- использование большого объёма учебного материала;
- развитие речевых компетентностей учащихся.
Хотим показать отрывок из составленных дифференцированных заданий по чтению. Например, чтении слов буквой «Т» можно использовать следующий текст с дифференцированными заданиями:
А
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн.
Бу ыт аа-та - Тур-тас. Тур-тас түү-тэ ы-раас.
Тур-тас та-ба-ны ма-ныыр. Тур-тас та-ба-ны үү-рэр. Түүн бɵ-рɵ-нү ү-рэр.
Тур-тас - сы-тыы ыт.
Б
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Тиэкискэ аатта толкуйдаа.
Бу ыт аата - Туртас. Туртас түүтэ ыраас.
Туртас табаны маныыр. Туртас табаны үүрэр. Түүн бɵрɵнү үрэр.
Туртас - сытыы ыт.
В
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Тиэкискэ аатта толкуйдаа. Туртас хайдах ытый? «Маныыр» диэн тылы атыннык хайдах этиэххэ сɵбүй?
Бу ыт аата - Туртас. Туртас түүтэ ыраас.
Туртас табаны маныыр. Туртас табаны үүрэр. Түүн бɵрɵнү үрэр.
Туртас - сытыы ыт.
Например, при чтении стихотворений можно использовать такие задания.
А
А. Аба5ыыныскай хоhоонун ыксаабакка, сыыhата суох аах.
МИН ООННЬУУРДАРЫМ
Куу-ку-ла
И-йэ ты-лын ба-ры-тын
Ис-тэн бу кыыс ы-лы-нар:
Сы-тыар-дыҥ да, ха-ра-5ын
Бы-hа си-мэн у-ту-йар.
Мээ-чик
Э-риэн - дьу-раа, ии кур-даах,
Э-ҥин ɵҥ-нɵɵх о-йуу-лаах
Мээ-чик-тиин мин сыр-са-бын,
Тэ-йиэк-кэ-лээн ы-ла-бын.
Таас ат
Хаа-рыан а-тым а-та-5а
Хам-па тү-hэн хаал-ла-5а,
До-5о-лоҥ-мун да-5а-ны
То-5о кээ-hиэм буол-ла-5ай!
Ба-hыр-5ас
А-тас-кы-наан Ба-hыр-5ас
А-тыт-тар-га ар-дыр-5ас -
«Ар-ар!» ү-рэн бар-гы-йар
Аа-ны ким-мит дар-бы-йар?
Б
А. Аба5ыыныскай хоhоонун сыыhата суох аах. Ханнык оонньуурдар туhунан аахтыгыт? Билбэт тылларгытын кɵрүстүгүт дуо?
МИН ООННЬУУРДАРЫМ
Куукула
Ийэ тылын барытын
Истэн бу кыыс ылынар:
Сытыардыҥ да, хара5ын
Быhа симэн утуйар.
Мээчик
Эриэн - дьураа, ии курдаах,
Эҥин ɵҥнɵɵх ойуулаах
Мээчиктиин мин сырсабын,
Тэйиэккэлээн ылабын.
Таас ат
Хаарыан атым ата5а
Хампа түhэн хаалла5а,
До5олоҥмун да5аны
То5о кээhиэм буолла5ай!
Баhыр5ас
Атаскынаан Баhыр5ас
Атыттарга ардыр5ас -
«Ар-ар!» үрэн баргыйар
Ааны киммит дарбыйар?
В
А. Аба5ыыныскай хоhоонун аах, доргуччу аа5арга бэлэмнэн. Хоhоон аатын буукубаларын ыhан кэбиспиттэр, толкуйдаан баран, тыллары таhаар. Ханнык оонньуурдар туhунан аахтыгыт? Баhыр5ас диэн тыл то5о улахан буукубаттан суруллубутуй?
МИН ООННЬУУРДАРЫМ
уукукла
Ийэ тылын барытын
Истэн бу кыыс ылынар:
Сытыардыҥ да, хара5ын
Быhа симэн утуйар.
ээчмик
Эриэн - дьураа, ии курдаах,
Эҥин ɵҥнɵɵх ойуулаах
Мээчиктиин мин сырсабын,
Тэйиэккэлээн ылабын.
ааст та
Хаарыан атым ата5а
Хампа түhэн хаалла5а,
До5олоҥмун да5аны
То5о кээhиэм буолла5ай!
сабhыр5а
Атаскынаан Баhыр5ас
Атыттарга ардыр5ас -
«Ар-ар!» үрэн баргыйар
Ааны киммит дарбыйар?
Следующие задания на букву «Х».
А
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн.
Хаххан
Бу хах-хан. Ки-ни то-кур ту-мус-таах. У-ла-хан ха-рах-таах. Күүс-тээх а-тах-таах. Хах-хан түүн кɵ-тɵн бул-туур. Кү-нүс хах-ха си-ри бу-лар.
Б
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Хаххан туhунан тугу биллин? Хаххан хаhан бултууруй?
Хаххан
Бу хаххан. Кини токур тумустаах. Улахан харахтаах. Күүстээх атахтаах. Хаххан түүн кɵтɵн бултуур. Күнүс хахха сири булар.
В
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. То5о «Хаххан» диэн ааттаабыттарый тиэкиhи? Хаххан туhунан ыйытыыларда толкуйдаа?
Хаххан
Бу хаххан. Кини токур тумустаах. Улахан харахтаах. Күүстээх атахтаах. Хаххан түүн кɵтɵн бултуур. Күнүс хахха сири булар.
А
Хоhоону ыксаабакка, сыыhата суох аах. Туох туhунан аахтын?
Хаар
Кус-хаас аас-та.
Кɵ-тɵр-сүү-рэр сас-та.
Кыс хаар түс-тэ.
Кыр-са түү-түн ыс-та.
Кыс хаар, түс, түс!
Кыр-са түү-түн ыс, ыс!
Б
Хоhоону аах. Хаары тугу кытта тэҥнээбиттэрий?
Хаар
Кус-хаас ааста.
Кɵтɵр-сүүрэр саста.
Кыс хаар түстэ.
Кырса түүтүн ыста.
Кыс хаар, түс, түс!
Кырса түүтүн ыс, ыс!
В
Хоhоону аах. «Y» буукубалаах тыллары бул уонна ааттаталаа. Хас этии баарый?
Хаар
Кус-хаас ааста.
Кɵтɵр-сүүрэр саста.
Кыс хаар түстэ.
Кырса түүтүн ыста.
Кыс хаар, түс, түс!
Кырса түүтүн ыс, ыс!
Следующие задания составлены на дифтонги «УО», «ЫА».
А
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн.
Туора Муос
Бу Туо-ра Муос. Туо-ра Муос - үүт-тээх ы-нах. Туо-ра Муос тот.
- Ни-на, ыа. Туо-ра Муос быат-а суох ыа-тар.
Ни-на ыа-та. Туо-ра Муос ыат-та.
Б
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Туора Муос хайдах ына5ый? Дифтоннаах тыллары бул.
Туора Муос
Бу Туора Муос. Туора Муос - үүттээх ынах. Туора Муос тот.
- Нина, ыа. Туора Муос быата суох ыатар.
Нина ыата. Туора Муос ыатта.
В
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. То5о «Туора Муос» диэн ааттаабыттарый тиэкиhи? Yүттэн туох үрүҥ ас онороллор?
Туора Муос
Бу Туора Муос. Туора Муос - үүттээх ынах. Туора Муос тот.
- Нина, ыа. Туора Муос быата суох ыатар.
Нина ыата. Туора Муос ыатта.
Задания на букву «
А
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн.
Мин балтым
Мин бал-тым о-лус кы-ра. Ки-ни аа-та То-ма. То-ма бэр-кэ ыл-лыыр. Бал-тым Ам-ма-ны сɵ-бү-лүүр. Со-то-ру э-бэ-тин аах-ха ба-рар. Он-но кы-ра ыт-таах. Ы-та ки-ни-ни ы-раах-тан би-лэр.
Б
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Тома хайдах кыыhый? Булан аах.
Мин балтым
Мин балтым олус кыра. Кини аата Тома. Тома бэркэ ыллыыр. Балтым Амманы сɵбүлүүр. Сотору эбэтин аахха барар. Онно кыра ыттаах. Ыта кинини ыраахтан билэр.
В
Бу тиэкиhи сɵпкɵ аа5арга бэлэмнэн. Тома туhунан тугу биллиҥ? Эбээтэ ханна олороруй?
Мин балтым
Мин балтым олус кыра. Кини аата Тома. Тома бэркэ ыллыыр. Балтым Амманы сɵбүлүүр. Сотору эбэтин аахха барар. Онно кыра ыттаах. Ыта кинини ыраахтан билэр.
Анализ использования данных заданий на уроках позволяет сделать вывод, что данные дифференцированные задания поможет учителю с помощью различного рода заданий развивать у школьников не только навыки чтения, но и способствует развития связной речи, развитию логического мышления. Важно творчески использовать упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от подготовки класса. Это работа соответствует требованиям к уроку, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и формирует у детей умения осмысленного чтения.
Мы надеемся, что наши дифференцированные задания помогут повысить уровень урока, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей не только к учебе, но и к изучению родного языка.
Библиография:
1. Охлопкова М.Е. Сивцев Д.К. - Суорун Омоллоон. Буукубаар: учебник для 1 класса на якутском языке. - Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 1991.
4. Захарова М.П., Егорова А.А. Хрестоматия для дошкольников: издание для детей. - Якутское книжное издательство, Якутск, 1980.
5. Сидорова Е. Н. Лооскуй кэпсээннэрэ — рассказы: литературно-художественное издание. Национальное книжное издательство «Бичик», Якутск, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

презентация "Дифференцированный плодход в обучении младших школьников с ДЦП"
В презентации представлены примерные виды индивидуальных разноуровневых карточек и вариаты контрольных работ для учащихся 4 класса.....

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.
Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

Дифференцированные задания для обучения младшего школьника с ЗПР правильному чтению
АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПомочь учителю начальной школы в проведении эффективной психодиагностической и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими...
- Мне нравится (1)
