Тема урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
план-конспект урока по чтению

 

Цели урока:

 

1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;

2) развивать навык выразительного чтения;

3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

Цели урока:

1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;

2) развивать навык выразительного чтения;

3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)

Планируемые результаты:

Личностные:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Регулятивные:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

№п/п

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата.

Приветствую

учащихся, проверяю готовность к уроку.

Предлагаю сделать прогноз на предстоящий урок.

Приветствуют друг друга и гостей урока.

Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока.

2.

Актуализация знаний учащихся

-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

- Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Что для вас является счастьем? Составим Кластер к этому слову.

- у каждого человека свое понимание счастья.

-вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились.

Как вы думаете, о чьем счастье мы сегодня будем говорить? (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко»)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье»

-Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»?

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением. А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть внимательным)

-Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои вопросы.

- Дед Федор и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма)

- в понедельник Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье)

- девочка встретила на платформе двух бойцов (да)

- боец попросил подарить ему махорки (нет-купить)

-зимой Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной)

- боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да)

- боец подарил Варюше маленькое серебряное колечко (нет-стальное)

Использую прием «Кластер» к слову счастье.

Предлагаю объяснить смысл эпиграфа.

Предлагаю «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа.

Называют слова ассоциации к слову счастье

Отвечают на поставленные вопросы

Отвечают письменно на вопросы

3

  1. Работа по теме урока.

- Почему К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете?

-Каких героев собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора)

- Как вы считаете, кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему?

-сегодня мы остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа.

Работать будем с таблицей.

  1. А внутренний образ какой? Она какая? (дети перечисляют)

заботливая

Жадная

Жалостливая

Сообразительна

любящая

Равнодушная

Добрая

-выберите из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите словами из текста.

(возможные ответы:

  • ЗАБОТЛИВАЯ – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)
  • Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду)

- А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)

  • Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.
  • Любящая – любит деда, свой родной край
  • Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать)

Как относятся бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской)

-Почему так считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками). Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)

  1. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ отрывка :разговор с бойцами.

- найдите в тексте сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до «…Разве вот этим?» )

- эту часть прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя и бородатый боец)

- работать будем в парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ правила работы в парах.

- читать нужно выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения)

- а голосом надо показать?

- обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого нам нужно встать. Постарайтесь показать при чтении своих героев.

Какая задача стоит перед нами? (прочитать выразительно)

ПРОВЕРКА. (спросить одну пару)

- вам понравилось чтение этих актеров?

- чем понравилось?

- какую работу мы с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок)

Молодцы. Вы постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним.

Так что же мы узнали о большущей радости, которую ждала Варюша?

- В чем она состоит? С чем была связана?

(Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы, захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья).

Зрительный образ весны

- Как Варюша увидела приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.

Слуховой образ весны

- Как Варюша услышала приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.

Тактильные ощущения весны

- Как Варюша ощутила на себе приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это

Ваше чтение подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму?

Организую работу в парах и по рядам.

Организую чтение по ролям.

Задаю вопросы по прочитанному.

Организую выборочное чтение.

1 ряд- выбрать из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердить словами из текста.

2 ряд- читают по ролям отрывок, когда Варюша разговаривает с бойцами.

3 ряд- читают отрывок из рассказа и характеризуют Варюшу.

Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала

Отвечая на вопрос, зачитывают текст.

Аргументируют свои выводы.

4

Итог урока

  1. - Мы рассмотрели отношение деда и бойца к Варюше. Как вы думаете, а К.Г.Паустовский как относится к своей героине? (ласково, называет ее Варюшей, уважает, гордится ею.

- Я согласна с вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая девочка, а совершает такие поступки.

  1. Мы дали полный образ Варюши, узнали отношение героев рассказа Паустовского к девочке. А у вас какие чувства возникли к Варюше?

(ответы детей)

-Чему можно поучиться у Варюши?

(Варюша маленькая девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной край,

-А колечко какую роль сыграло? (Варюша верила в волшебство и очень старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края)

- А чего девочка хотела больше всего?

(Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась о нем)

- А теперь предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

-Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

- а теперь давайте составим Синквейн на тему «Варюша».

Организую учебную дискуссию.

Обращаю внимание на эпиграф и указываю на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа.

.

Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы

Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы.

Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока.

составляют синквейн на тему «Варюша».

8

Общая рефлексия учебной деятельности.

- Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую?

- Сбылись ли ваши ожидания от урока?

- Кто ожидал чего-то другого?

- Какой урок получили вы лично для себя?

Организую этап рефлексии

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"...

Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник ...

Самостоятельная работа по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко"

Самостоятельная работа по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко". Работа с текстом....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения  Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению в классе. Тема урока:Произведение Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Конспект урока по литературному чтению в классе. Тема урока:Произведение Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»...