Конспект урока по литературному чтению в классе. Тема урока:Произведение Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению в классе. Тема урока:Произведение Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvedenie_h._k._andersena_stoykiy_olovyannyy_soldatik.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Произведение Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

УМК: Школа России

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование читательских умений в процессе работы над произведением Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; 

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

базовые логические:

- классифицировать предложенные объекты

- устанавливать причинно-следственные связи в рассматриваемых ситуациях

базовые исследовательские:

- с помощью учителя формулировать цель урока

- прогнозировать возможное развитие событий и их последствия

работа с информацией:

- самостоятельно распознавать достоверную и недостоверную информацию

Коммуникативные:

общение

- аргументированно высказывать свое мнение

- проявлять уважительное отношение к собеседнику

Регулятивные:

- самостоятельно проверять и оценивать выполненное задание

- оценивать результаты собственной деятельности на уроке

  • Предметные:

обучающиеся должны знать:
- содержание рассказа; Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

- лексическое значение слов: «как сильфида», «зола»

- некоторые сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.

обучающиеся должны уметь:

- правильно читать текст произведения,

- анализировать произведение (отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания по тексту),

- определять главную мысль произведения.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя

- компьютер;

- проектор;

- презентация;

-Учебник УМК «Школа России» по литературному чтению 3 класс 2 часть;

  • Для обучающихся: 

- Учебник УМК «Школа России» по литературному чтению 3 класс 2 часть (30 штук);

- пенал (30 штук);

- раздаточный материал с проверкой домашнего задания (30 шт.) 

- раздаточный материал с заданием на классификацию (30 штук)

- раздаточный материал с шаблоном оловянного солдатика (30 штук)

- рабочая тетрадь (30 штук)

Информационные источники:

  1. Литературное чтение : 3-й класс : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [ и др.]. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – {Школа России}.
  2. https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2015/02/15/prezentatsiya-kh-k-andersen

Биография   Х.К. Андерсена

  1. https://nukadeti.ru/skazki/stojkij_olovyannyj_soldatik Текст произведения
  2. https://yandex.ru/video/touch/preview/10672436821382191075 Мультфильм

Содержание урока

Этапы урока

Методы, приемы, ФОУПД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД по каждому заданию

Средства, оборудование

Организаци-онный этап

Фронтальная

Показ презентации

- Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем урок, давайте проверим наше настроение и готовность к уроку.

Если все отлично и вы готовы быть активны сегодня, поднимаем большие пальчики вверх. Если вам сейчас грустно, опустите пальчики вниз и давайте вместе поднимем наше настроение.

Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У вас на партах должно быть все необходимое.

Ученики приветствуют,

слушают учителя.

Проверяют свою

готовность к уроку.

Презентация (слайд 1)

Всесторонняя проверка домашнего задания

Фронтальная

Беседа

- Сегодня мы продолжаем изучение

произведений в разделе «В мире книг».

- Какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

- Кто автор произведения?

- Какое задание вы должны были выполнить дома?

- Отлично, на прошлом уроке вы читали и обсуждали произведение «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена

- Давайте сейчас проверим, как вы справились. Я раздам вам самостоятельную работу.

1. В каком месте сидела на яйцах утка? а) В густом лесу   б) В высокой траве у озера   в) В чаще лопуха   г) На птичьем дворе    

2. Почему другие утки редко навещали утку? а) Они боялись её   б) Им больше нравилось плавать, чем сидеть в лопухе в) Они не знали, где она сидит   г) Утка запрещала им приходить    

3. Какой был последний вылупившийся утёнок? а) Маленький и красивый   б) Такой же, как все   в) Большой и гадкий г) Очень слабый    

4. Почему утка решила оставить «гадкого утёнка»? а) Он был её любимцем   б) Она надеялась, что он станет лучше   в) Его пожалела старая утка   г) Он умел хорошо плавать    

5. Как вели себя другие птицы на птичьем дворе с гадким утёнком? а) Клевали, толкали и дразнили его   б) Играли с ним   в) Не замечали его   г) Помогали ему    

6. Почему утёнок убежал из птичьего двора? а) Ему было скучно   б) Его все обижали в) Он хотел найти больше еды   г) Он искал своих родителей    

7. Кого встретил утёнок в болоте? а) Добрых уток   б) Лебедей в) Охотников г) Диких уток и гусей  

8. Почему охотничья собака не тронула утёнка?   а) Он показался ей слишком гадким б) Он спрятался в камышах в) Она его не заметила   г) Утёнок закричал и испугал её    

9. Какие птицы поразили утёнка своей красотой? а) Орлы   б) Аисты в) Павлины   г) Лебеди  

10. Какой вывод можно сделать из этого произведения?   а) Главное – верить в себя, несмотря на трудности   б) Нужно слушаться старших   в) Красота важнее доброты   г) Лучше всегда быть как все  

- Можете приступать к выполнению.

- Заканчиваем

(Учитель собирает выполненные учениками задания)

- «Гадкий утёнок»

- Х. К. Андерсен

-Прочитать произведение и ответить на вопросы по тексту

Учащиеся выполняют задание

Раздаточный материал (на проверку домашнего задания)

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

- подготовка к первичному восприятию текста

Фронтальная

 

Беседа

Показ презентации

Рассказ

Беседа

- Ребята, посмотрите на доску, перед вами задание – зашифрованы фамилия и имя автора, с этим автором вы уже знакомы.

А также название произведения. Кто сможет их разгадать первым?

- Замечательно! А теперь давайте подумаем, какова будет тема нашего

сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, а чем мы будем сегодня заниматься?

Молодцы, то, что вы перечислили можно назвать одним словом – изучение.

- Значит, какова будет цель нашего сегодняшнего занятия?

- Отлично, ребята. Давайте теперь я расскажу вам немного об этом писателе. а вы внимательно слушайте, после я задам вам несколько вопросов.

Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875) – известный датский сказочник. Родился он в семье бедного башмачника (это мастер, который изготавливает обувь)  и прачки (это женщина, которая вручную стирает одежду). Отец души не чаял в сыне. Он читал мальчику сказки, гулял и играл с ним, сам изготавливал для него игрушки, а однажды смастерил даже домашний кукольный театр. Когда Гансу было 11 лет, умер его отец. Школу парень посещал изредка, поскольку приходилось подрабатывать. Был сначала учеником ткача, затем – портного. Потом он какое-то время трудился на фабрике. Андерсен очень любил театр, поэтому в 14 лет переезжает в Копенгаген. Его приняли в Королевский театр, но доверяли только второстепенные роли. Вскоре юношу уволили, так как у него началась ломка голоса. Судьба улыбнулась Андерсену после того, как он познакомился с Йонасом Коллином, который разглядел в молодом человеке большие творческие задатки и похлопотал перед королём о назначении стипендии для получения образования в гимназии. Через год поступил в Копенгагенский университет. Занятия в университете ему удавалось совмещать с деятельностью сценариста и автора прозы. Вскоре Г.Х. Андерсен становится популярным, он издаёт романы, пьесы. Но главными в его творчестве являются сказки. Их за свою жизнь он создал 212.

  1. Кем был Ганс Христиан Андерсен?

  1. В какой семье он родился?

  1. Как отец Андерсена относился к сыну?

  1. Почему Андерсен редко ходил в школу?

  1. Что он писал, кроме сказок?

  1. Сколько сказок написал Андерсен за свою жизнь?

- Молодцы, теперь давайте посмотрим на текст, который лежит у вас на партах.

- Итак, сегодня мы с вами познакомимся, как мы уже выяснили, с произведением Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

- Как вы думаете, о чём может быть

произведение, которое так называется?  Попробуйте сделать свои предположения.

Ханс Кристиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Произведение Ханса Кристиана Андерсена Стойкий оловянный солдатик»

Читать это произведение, отвечать по нему на вопросы, обсуждать его

Изучение произведения Ханса Кристиана Андерсена Стойкий оловянный солдатик»

Учащиеся слушают рассказ учителя о писателе

- Ганс Христиан Андерсен был известным датским сказочником.

- Он родился в бедной семье: его отец был башмачником, а мать – прачкой.

- Отец очень любил сына: читал ему сказки, гулял с ним, делал игрушки и даже смастерил кукольный театр.

- Потому что ему приходилось работать, чтобы помогать семье.

- Романы, пьесы и сценарии.

- 212 сказок

- Думаю, это может быть произведение о том, что человек настолько сильный, что его сравнивают с оловянным солдатиком

- мне кажется, что это произведение о путешествии оловянного

солдатика.

П: с помощью учителя формулировать цель урока

П: прогнозировать возможное развитие событий и их последствия

Презентация (слайд 2 с зашифрованными фамилией и именем автора)

Презентация (слайд 3 с зашифрованным названием произведения)

Презентация (слайд 4 с темой урока)

Презентация (слайд 4 с целью урока)

Презентация (слайд 5 с портретом)

Усвоение новых знаний

- первичное восприятие

-эмоционально-оценочная беседа

- анализ произведения

Фронтальная

Беседа

Показ презентации

Индивидуаль

ная

Показ презентации

Фронтальная

- Интересные предположения. Давайте их проверим.

- Сейчас мы посмотрим с вами мультфильм, а после просмотра вы должны будете ответить на вопрос: в чем заключается смысл этой сказки?

- Давайте теперь поговорим о том, что

только что посмотрели. У вас на столах лежит текст, я буду задавать вопросы, вы находите ответы в тексте и отвечаете.

  1. Сколько всего было оловянных солдатиков?
  2. Почему один солдатик был не такой, как все?

  1. Кто стояла в дверях замка?

  1. Кто выпрыгнул из табакерки?

  1. Куда упал солдатик, когда окно распахнулось?

  1. Кто спросил у солдатика паспорт?

  1. Куда попал солдатик после того, как кораблик утонул?

  1. Как солдатик снова оказался в комнате?

  1. Что осталось от солдатика и танцовщицы в конце?

- Давайте теперь прочитаем последний абзац текста и ответим на главный вопрос в чем же все таки заключается смысл этого произведения на ваш взгляд?

Начинаем читать со слов «Оловянный солдатик стоял в пламени…»

«и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее».

Сильфида похожа на прекрасную девушку, почти невесомую, будто сделана из воздуха. В сказках о ней говорят, что она летает, порхает, как бабочка. В сказке про солдатика танцовщица влетела в печку, как сильфида значит, она легко и быстро пронеслась по воздуху, будто волшебница.

«и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко».

- Отлично, молодцы. мы с вами познакомились с произведением Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

- Теперь, когда мы представили себе эту историю, о которой рассказывает автор, давайте попробуем проанализировать текст.

- Были ли верными ваши предположения о том, о чем говорится в произведении?

- Отлично, молодцы.

- Итак, сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вам нужно выбрать качества Солдатика.

- Можете приступать к выполнению.

- Заканчиваем, приступаем к проверке.

- Сейчас я расскажу, как вы будете оценивать ваше задание. На доске будут появляться правильные ответы, вы их сравниваете и подсчитываете сколько у вас ошибок.

- Если все слова выбраны правильно, то это будет оценка «5»;

3-4 правильных ответа - "Я почти справился (ась)! Нужно чуть внимательнее перечитать сказку."

1-2 правильных ответа "Пока трудно, но я постараюсь разобраться!

Теперь давайте перейдём к другому заданию. Мы с вами будем рассматривать несколько утверждений.

Ваша задача — определить, какие из них верные, а какие — неверные.

-  Проверять мы будем с помощью небольшой активности.

- если вы считаете, что утверждение верное – вы аккуратно встаете.

- Красный — если вы считаете, что утверждение неверное, то сидите на своем месте.

- Когда я озвучу утверждение вы либо встаете с места, либо остаетесь сидеть.

1. У солдатика была только одна нога, потому что олова не хватило. (+)

2. Солдатик испугался тролля и убежал от него. (-)

3. Рыба выплюнула солдатика на улице, и он потерялся. (-)

4. В конце в золе нашли оловянное сердечко - это был солдатик. (+)

5. Танцовщица осталась целой и невредимой после печки. (-)

- Теперь мы проверили все утверждения. Если у вас всё получилось правильно, вы молодцы!

Учащиеся смотрят мультфильм по произведению.

- Двадцать пять

- У него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило.

- Девушка-танцовщица, вырезанная из бумаги.

- Маленький черный тролль.

- Он упал вниз головой с третьего этажа и застрял между камнями мостовой.

- Большая водяная крыса.

- Его проглотила большая рыба.

- Рыбу поймали, принесли на кухню, и кухарка нашла его в её брюхе.

- От солдатика — оловянное сердечко, а от танцовщицы — обгоревшая блестка.


Учащиеся сравнивают свои предыдущие ответы с теми, которые возникли у них сейчас.

Учащиеся выполняют небольшую работу.

Учащиеся проверяю свою работу с эталоном на доске.

Учащиеся оценивают проделанную работу.

Учащиеся слушают учителя и взаимодействуют с ним.

П: классифицировать

предложенные объекты

К: самостоятельно проверять и оценивать выполненное

задание

Презентация (слайд 6)

Презентация (слайд 7 с толкованием сравнения «как сильфида»)

Презентация (слайд 8 с толкованием слова «зола»)

Раздаточный материал (задание на классификацию)

Презентация (слайд 9, правильные ответы)

Проверка понимания нового материала

определение идейной направленно-сти

произведения

Беседа

- Давайте теперь обсудим, о чём это произведение и какую главную мысль хотел передать автор.

Хорошо, а почему солдатика называют «стойким»? Какие поступки это доказывают?

Как солдатик себя вел в трудных ситуациях? (Например, когда оказался в рыбе)

Почему солдатик так мечтал о танцовщице, хотя они даже не разговаривали?

Как автор показывает, что солдатик любил её?

Почему танцовщица полетела в печку к солдатику?

Какой символ в конце, из отрывка, который мы с вами прочитали показывает, что любовь бесследно не исчезает?

Из ваших мыслей можно сделать вывод, что произведение учит быть стойким, верным своим чувствам и не бояться трудностей. А также, что настоящая любовь не пропадает бесследно, ведь солдатик оставил после себя оловянное сердечко.

- это произведение показывает стойкость солдатика, его храбрость

- это произведение показывает любовь солдатика к танцовщице

- Потому что он ни разу не сдался! Даже когда упал с окна, плавал в страшной канаве и горел в печке — он всё равно держал ружьё и не плакал.

- Как настоящий герой! В рыбе не испугался, в огне не убежал — просто стоял и думал о танцовщице.

- Она была красивая. Ему казалось, они похожи.

- Он всё время на неё смотрел, даже когда горел! Хотел защитить её.

- Наверное, ветер её занёс... Или она сама захотела быть с солдатиком до конца.

- Он растаял, но его любовь не сгорела и от него осталось оловянное сердечко.

Закрепление нового материала

Творческая работа

Упражнение

- Сейчас вам нужно будет создать историю для нового оловянного солдатика.

Я раздам вам листы с оловянным солдатиком, вам нужно будет раскрасить его, назвать его (дать ему имя), написать его главное качество ( Например: Я – солдатик Саша и я никогда не сдаюсь) и придумать историю, в которой он также проходит испытания, но выходит из них победителем.

Пример рассказа.

Солдатик – Саша,

Я никогда не сдаюсь.

Саша упал с подоконника в цветочный горшок. Ему было страшно, но он полез вверх по стеблю, как по верёвке. Наверху его ждала бабочка, они подружились, и она помогла ему выбраться.

 

Раздаточный материал (шаблон оловянного солдатика)

Подведение итогов урока

Фронтальная форма

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Давайте подведём итоги того, что мы

изучили.

- Итак, ребята, какое произведение мы

изучали на уроке?

- Правильно! А кто помнит, кто автор

этого произведения?

- Молодцы! А теперь давайте подумаем, какая же главная мысль этого произведения? Что хотел сказать

автор?

- Совершенно верно!

- Вы молодцы, ребята!

- Сейчас я хочу, чтобы вы задумались о том, как вы сегодня работали и что

нового узнали.

Если вы считаете, что были активны, тогда поднимайте большие пальчики вверх.

Если думаете, что могли бы лучше и активнее быть, но сегодня не получилось, покажите пальчики вниз.

«Стойкий оловянный солдатик»

- Х. К. Андерсен

- Что надо быть смелым, как солдатик, и любить по-настоящему. Даже если всё плохо - нельзя сдаваться!

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Р: оценивать результаты собственной

деятельности

на уроке

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Фронтальная

- А теперь давайте поговорим о

домашнем задании.

- Дома вам потребуется написать в тетради интересные факты из биографии Х.К. Андерсена. 3-4 факта. А также читать произведение.

- Вы сегодня хорошо работали на уроке, особенно мне понравилось, как вы отвечали на вопросы. Молодцы! Урок окончен!

Дети внимательно слушают учителя

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...

Конспект урока по литературному чтению ,2 класс Тема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

Конспект урока по литературному чтению ,2 классТема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»Тип урока: изучение нового материала.Задачи: воспитание любви к Родине и...