Доклад "Пословицы и поговорки как средство развития речи у младших школьников на уроках литературного родного чтения"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Роль пословиц при изучении родного (тувинского) языка в начальной школе заключается в том, что пословицы формируют доброжелательные отношения к окружающему миру, они помогают обобщить изученный материал, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки как средство развития речи у младших школьников на уроках литературного родного чтения.
«В детские годы закладывается человеческий корень» - писал В. Сухомлинский. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача, найти такое средство, которое заставило бы определить главную идею прочитанного произведения, оценить поступки героев, определить собственную позицию по отношению к предложенной автором теме. Таким средством выразительности является – родной язык. Вспомним важнейшие функции родного языка. Лев Николаевич Толстой писал: «Во-первых, родной язык позволяет ученику понять смысл изучаемого, а поэтому процесс учения приобретает осмысленный характер, во-вторых, родной язык является важнейшим средством воспитания, и, в-третьих, он является связующим звеном в цепи поколений духовно-нравственного богатства».
Для учителей начальных классов работа с пословицами способствует реализации обучающей, развивающей, воспитывающей целей образования, позволяет развивать навыки речевой деятельности говорения, письма, повышая при этом мотивационный потенциал учебного процесса.
Пословицы и поговорки – это краткие изречения, которые люди употребляют их также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом он постепенно вникает в смысл и начинает понимать суть содержания пословиц. Народные пословицы содержат народную мораль, выработанную многими поколениями. Пословицы используются для формирования грамотной речи. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.
Роль пословиц при изучении родного (тувинского) языка в начальной школе заключается в том, что пословицы формируют доброжелательные отношения к окружающему миру, они помогают обобщить изученный материал, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
Функции пословиц в литературном чтении: развивает мышление, обогащает речь учащихся, воспитание нравственных качеств, расширение общего кругозора, приобщение к культурному наследию.
На уроках чтении анализ пословиц и их самостоятельный подбор учат детей находить общее между названием произведения и его содержанием, понимать значение заглавий. Изучение пословиц повышает грамотность учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса у обучающихся. Пословицы выступают в качестве нравственных ориентиров, доступно и образно объясняя детям суть и специфику проявления тех или иных качеств, их воплощение в действиях и поступках. Работа с пословицами прививает интерес и любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям. Они знакомят учащихся с бытом, культурой и традициями своего народа.
Учителя начальных классов могут эффективно использовать пословицы и поговорки при изучении различных предметов, включая
русский язык, родной (тувинский) язык, литературное чтение, окружающий мир и математику.
Работа с пословицами и поговорками помогает активизировать внимание учащихся, поддерживать познавательный интерес, увеличить активный словарный запас, привить высокие нравственные качества.
Например, на уроках литературного чтения пословицы можно эффективно использовать для формирования нравственных ориентиров у учащихся.
Тематическая группировка пословиц.
Пословицы-советы: «үүлгедииӊ бузурба, нүүрүӊ чидирбе» (содеянное не скрывай, совесть не теряй); «бак келзе туттунма, эки келзе салдынма» (плохого избегай, за хорошего цепляйся); «даг көрбейн эдээӊ азынма, суг көрбейн идииӊ ужулба» (не увидеп горы, полу не откидывай, не увидев воды, обувь не снимай); «эргээ өөрениринден, бергээ өөрен» (учись трудностям, а не нежностям); «арга билбес алдаар, сүме билбес шүүдээр» (незнание приводит к ошибке, непослушание к мытарству)
Пословица-упрек: «ыракка ыянчыг, чоокка чованчыг» (вдали стыд мучает, поблизости совесть грызет); «бак кадай көште даараныр» (плохая хозяйка шьет во время кочевки); «ийи кижи аразынга сөс октава, ийи ыт аразынга сөөк кагба» (не бросай слово между двумя людьми, не бросай кость между двумя собаками)
Пословицы-намек: «дус чокта амдан чок, тура чокта күш чок» (без соли нет вкуса, без воли нет силы); «чугаа көвүдеди, аскак хой ырады» (пока болтали, хромая овца удалилась); «кускун кара-даа болза, төлүнге ынак» (ворон хоть черный, любит свое дитя); «Олутта олча чок, чыдында чыргал чок» (сидишь – ничего не достанешь, лежишь – счастья не приобретешь), «хөөн чокта чылдак көвей» (у нежелающего – много отговорок)
Пословицы-наставления: «даг дег караны довук дег ак базар» (черную размером с горы душу подавляет светлая душа размером с ноготок); «үлегер сөсте нүгүл чок, үер сугда балык чок» (в пословице нет клеветы, в подводье нет рыбы); «бижектиӊ чидии херек, сөстүӊ чигези херек» (нож должен быть острым, слово – понятным); «каӊ сугга кадар кижи бергээ дадыгар» (сталь закаляется в воде, человек в беде); «хол шимчээрге хырын тодар» (руки шевелятся – желудок насытится); «багда доӊ быжыг, сөсте шын быжыг» (в ремнях узелок тверже, в словах правда тверже)
Пословицы-одобрения: «эртежи кижиге эзерлиг аът таваржыр» (рано вставшему сам конь навстречу идет); «эки дарга эргээн какпас» (искусный кузнец по пальцу не ударяет); «кижи өзер, кидис шөйлүр» (человек растет, войлок растягивается), «аът болуру кулунундан, кижи болуру чажындан» (конем становится с жеребячего возраста, человеком становятся с малого возраста)
Пословицы-предупреждения: «өдүрээн чассыӊза-даа, хөлүӊ часпа» (не попадешь в утку, попади в озеро); «думчукка тулганда бызаа сугжу» (вода достигнет носа – теленок станет пловцом), «хат чок болза, сиген бажы хадывас» (без ветра трава не шелохнется)
Пословицы-разочарования: «дээр чуду дораан арлыр, тенек чуду дек адырылбас» (небесные сгустки проясняются скоро, скверный характер не сразу исправляется), «чаг берген кижи-биле чаргы кылыр» (жаловаться на того, кто сало дал); «туразы улуг, дурту кыска» (ростом карлик, чванством великан); «улуургак кижиден угулза чок идик дээре» (лучше обувь без узора, чем кичливый человек), «далашкан күске сүтке дүжер» (торопливая мышь в молоке тонет)
Во втором классе в разделе «Улус аразындан ие караа чымчак» (среди толпы глаза матери добры) даны на изучении произведений «Март сези» Леонида Чадамба и «Ава» Александра Даржая. Научить детей понимать смысл пословицы, которое заложено в самом корне стихотворения. Задается вопрос: «Что такое любовь к матери?» Любовь матери проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, поддержке, переживаниях за своего ребёнка, желании помочь ему, когда ему трудно.
Пословица «аът болуру кулунундан, кижи болуру чажындан» (конем становится с жеребячего возраста, человеком становятся с малого возраста) отражена в произведениях «Хөөкүй хөкпештер ужун мегелепкеним». Екатерины Тановой и «Тимур болгаш ооӊ командазы» А.Гайдара. Произведения учит тому, что добро совершают бескорыстно, не ожидая благодарности или славы, всегда можно найти себе полезное дело, важно помогать людям, уметь дружить и научиться этому с детства.
В учебнике по литературному чтению 2 класса подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают основную мысль произведения, например: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» («Кто родителей почитает, то вовек не погибает»), русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» («Друзья познаются в беде», «Доброе братство дороже богатства»), русская народная сказка «Лиса и тетерев» («На языке медок, а на уме ледок») и т. д.
Пословица-наставление – это краткое изречение, которое содержит поучительный смысл и мораль. «Эштигде – хөглүг, эптигде – күштүг» ( с другом – весел, в дружбе – силен). Значение пословицы содержат в произведениях «Куу, Рак болгаш Шортан» И.Крылова, «Адазы болгаш оолдары» Л.Толстоя, «Айбаангы» О. Сувакпит – осмыслить учащимся, что пословицы могут служить источником разума, хорошим советником и первым наставником для младших школьников.
Это помогает формированию такого важного навыка, как умения применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определенной ситуацией. Прочитав, пословицу или поговорку, обучающиеся объясняют, почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, а также формируют умение применять их в разговорной речи.
Планируя работу с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе, учителю следует особое внимание уделить в работе над словом, так как в начальный период обучения обучающихся наиболее интенсивно развивается их словарный запас. Работа с пословицами и поговорками начинается с 1 класса, когда младший школьник очень тонко чувствует, непосредственно воспринимает, когда все западает в сердце и остается на всю жизнь.
Не только на уроках, но и в ходе выполнения разных видов учебной деятельности часто наступает такой момент, когда в употреблении в речи учителя той или иной пословицы оказывается не только естественным, но и необходимым. В этих целях учителю всегда нужно иметь в своем арсенале пословицы, чтобы при необходимости применить их в воспитательных целях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Интерактивные тетради- средство развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В данной презентации рассказано, что такое интерактивные тетради, что необходимо для...
Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....
Наглядное моделирование как способ развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения
в презентации рассмотрены цели и задачи наглядного моделирования, формы применения...

Сказка как средство формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование читательского интереса у младших школьников - одна из приоритетных задач начального образования....
