Открытый урок на литературному чтению тема: "Случай с Евсейкой"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Познакомить детей с автором произведения,научить анализировать произведения,сравнивать, учить читать выразительно и по ролям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Издание: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 2-ая часть
Программа: Школа России
Класс: 3
Автор: Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.
Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой.»
Цель: проанализировать текст и разбить его на части для составления пересказа.
Данный конспект представлен для проведения одного урока.
Цель (одного урока):
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с биографией М. Горького
- раскрыть смысл произведения
Воспитательные:
- поддерживать интерес к учебному предмету, используя современные технические средства (ИКТ).
- формулировать собственное мнение и учитывать мнения других
Развивающие:
- развитие умения работать с текстом (поиск информации, подтверждение или опровержение фактов о жизни под водой)
- развитие навыка чтения
- обогащение запаса слов (псевдоним и название всех жителей подводного мира)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник (Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.), тетрадь, ручка, тест «Так ли говорится в тексте?».
Домашние задание:
Детям на дом было задано прочитать рассказ и подготовить о каждом морском жителе небольшое сообщение (2-3 предложения). Предварительно учитель раздает карточки с названием животного, которое нужно будет описать. Привести пример из текста как автор описывает морское животное, какую дает характеристику (положительную/отрицательную).
Ход урока:
Учитель:
СЛАЙД 3
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
... - лучший спутник мой и друг.
(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)
Учитель:
Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?
Учащиеся:
Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны.
Учитель:
Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.
Что же для этого нужно?
Учащиеся:
Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.
Учитель:
Как называется первый раздел второй части?
Учащиеся:
Раздел называется «Были-небылицы».
Учитель:
Как вы это понимаете?
Учащиеся:
Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.
Учитель:
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
Учащиеся:
Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.
Учитель:
Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
СЛАЙД 4,5
Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).
Учитель рассказывает о писателе.
Настоящее имя — Алексей Максимович Пешков.
До 5 лет Алёша жил с родителями в очень дружной семье, где друг друга любили и уважали.
Алеша любил читать книги и говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Мальчик осиротел и стал жить в доме деда, в которым, его дяди постоянно скандалили. Дед бил мальчика, заставлял работать не покладая рук. А бабушка очень любила Алёшу и рассказывала ему много сказок.
Юный Алёша много наблюдал за людьми, он пытался понять, почему они все разные.
И все же детство Алексея было трудным, именно поэтому он взял себе псевдоним «Горький».
Учитель:
Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе.
Презентация (СЛАЙДЫ 6-29) – на слайде появляется изображение морского обитателя и подготовленный ученик рассказывает о нем.
(Выключить проектор)
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
Перейдем к чтению рассказа. Сначала его прочитаю я, а вы внимательно слушайте. Задача у нас сегодня такая: определить приснился ли сон Евсейке (главному герою) или это приключение на самом деле произошли с ним.
3. Беседа после чтения.
Учитель:
Прослушав рассказ, вы можете ответить на вопрос: это был сон или явь?
Учащиеся:
Да. Это был сон, потому что человек не может так долго находиться под водой.
Учитель:
Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
Учащиеся:
Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!
Выборочное чтение
Учитель:
Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
Дети читают 4 абзац.
Учитель:
Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
Учащиеся:
Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.
Учитель:
Реальные или сказочные это животные?
Учащиеся:
Это реальные морские животные.
Учитель:
Ребята, вы молодцы. Вы очень внимательно слушали текст, так как правильно отвечаете на все мои вопросы. Предлагаю немного отдохнуть, а затем продолжить работу.
Физкультминутка.
Ветер
Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),
Закачалось деревцо (качаем туловище).
Ветер тише, тише, тише (приседать).
Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).
Учитель:
Займите свои места и продолжим нашу беседу.
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
Учащиеся:
Он удивился тому, что рыбы разговаривали.
Учитель:
Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»
Учащиеся:
Он сказал, что узнал об этом от папы.
Учитель:
Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?
Учащиеся:
Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»
Учитель:
Чего Евсейка испугался?
Учащиеся:
Он испугался того, что его сейчас съедят.
Учитель:
Почему же он не заплакал, испугавшись?
Учащиеся:
Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.
Учитель:
Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
Дети читают последний абзац на 8с.
Учитель:
Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
Учащиеся:
Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.
Учитель:
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.
Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…»
Учитель:
Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Учащиеся:
Евсейка добрый мальчик, фантазёр…
Тест «Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель:
Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
Карточка для учителя:
1. | Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. | - |
2. | Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! | + |
3. | Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. | - |
4. | «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» | + |
5. | Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! | + |
6. | Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! | - |
7. | «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… | - |
8. | Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… | + |
9. | - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… | - |
10. | «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» | + |
Карточка для учащихся:
1. | Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. | |
2. | Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! | |
3. | Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. | |
4. | «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» | |
5. | Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! | |
6. | Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! | |
7. | «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… | |
8. | Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… | |
9. | - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… | |
10. | «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» |
Итог урока
Учитель:
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Учащиеся:
Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.
А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные, только разговаривают…
Учитель:
Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Учащиеся:
Небыли́ца — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. Потому случай, который произошел с Евсейкой, мы может назвать небылицей (на самом деле этого не могло произойти).
Домашние задание: перечитать текст и составить к нему план (для пересказа).
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе
Еремеевой Елены Петровны.
Тема урока: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Изучение произведения М. Горький «Случай с Евсейкой» предусмотрено программой «Школа России» и рассчитано на 2 часа.
Это вводный урок. По структуре урок комбинированный, т.к. просматривается связь с другими учебными предметами.
Цель урока: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М. Горький «Случай с Евсейкой»
Задачи урока:
* создать условия для ознакомления с творчеством М. Горького;
* обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части;
* эмоционально-эстетического воспитания любви к природе;
* репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления;
* умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
В самом начале урока создаю благоприятную обстановку, для того чтобы настроить учащихся на урок, для чего использую эмоциональный настрой.
Для знакомства с биографией М. Горького – дети внимательно слушали биографию.
На этапе знакомства с произведением использовала различные виды чтения: чтение с учителем, чтение по цепочке, выразительное чтение, что способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения.
Система вопросов и заданий при анализе текста помогли детям понять содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения.
Физкультминутка представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости газ детей.
Для подведения итогов в своём уроке использовала опрос и индивидуальное тестирование детей, который направлен на развитие умения находить в тексте информацию, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Далее дети выразили своё отношение к уроку (осмысление проделанной работы на уроке).
Домашнее задание было дано с учетом индивидуальных особенностей детей.
На уроке реализовались следующие принципы:
Принцип психологической комфортности (старалась создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы);
Принцип развития реализовался на всех этапах урока;
Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с другими учебными предметами).
Самоанализ по теме «Я и моя семья» Еремеевой Е.П.
Разработка разговора предназначена для учащихся начальных классов. Целью проведения является способствование духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров семейного воспитания в духе любви, уважения, прощения и толерантности.
Содержание разговора является актуальной наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие самосознания младшего школьника. При разговоре раскрывается широкое значение понятия «семья» (не только в узком смысле, но и в широком: семья – классный коллектив, школа в целом).
В процессе реализации решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи, интегрируются урочная и внеурочная формы работы.
Надеюсь, что данная разработка позволит педагогам использовать данный материал в своей работе для формирования у учащихся правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям, для оценки роли семьи в нашей жизни.
Мероприятие будет полезно классным руководителям при проведении классных часов.
Информационная карта воспитательного мероприятия
Наименование мероприятия | Я и моя семья |
Целевая аудитория | Учащиеся 3 класса |
ФИО, должность педагога | Еремеева Елена Петровна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса |
Цель мероприятия | создание условий для раскрытия роли семьи в жизни человека |
Задачи | – раскрыть понятие «семья», выявить ее особенности; – сформировать представление о классе как о большой семье; – воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения; – способствовать сплочению и развитию классного коллектива через совместную деятельность |
Планируемые результаты | Формируемые УУД: Личностные
Регулятивные
Коммуникативные – слушать и понимать других; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; – оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные
|
Оборудование | раздаточный материал, картинки, графин «Сосуд человеческих эмоций», разноцветные камешки, контур дома, кирпичики разных цветов, материалы для создания памяток |
Сценарий классный часа «Я и моя Семья»
Цель: создание условий для раскрытия роли семьи в жизни человека.
Задачи:
– раскрыть понятие «семья», выявить ее особенности;
– сформировать представление о классе как о большой семье;
– воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;
– способствовать сплочению и развитию классного коллектива через совместную деятельность.
Оборудование: раздаточный материал, картинки, графин «Сосуд человеческих эмоций», разноцветные камешки, контур дома, кирпичики разных цветов, материалы для создания памяток.
Ход мероприятия
1. Приветствие.
– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии!
2. Психогимнастика.
– Прежде чем начать классный час, я предлагаю поделиться со своими одноклассниками своим настроением, повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим одноклассникам, гостям и мне. Пожелаем друг другу плодотворной работы и хорошего настроения.
3. Вступление. Целеполагание.
Слайд 1.Ребус (семья)
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье).
– А что такое – семья? (ответы детей)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
– Слайд 2. В словаре русского языка С.И. Ожегова есть определение слова «семья».
«Семья – группа живущих вместе родственников». Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.
– Слово это рядом с каждым из нас. Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
4. Основная часть
– Важность семьи для нашего государства огромна. 15 мая 1994 года учреждён Международный день семьи, который мы отмечаем ежегодно.
В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности. Семья, дом – это крепость, в которой безопасно. Это мир, где царят любовь, уважение, тепло и взаимопонимание.
– А что самое трудное в семейной жизни? Это ссоры, конфликты.
Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации нередко приводят к непониманию, и конфликтам.
5. Выделение семейных качеств
– Ребята, перед нами графин «Сосуд человеческих эмоций».
Давайте в верхнюю часть сосуда поместим такие эмоции: гнев, злоба, агрессия – эти чувства разрушительные. Они разрушают человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми.
– В чем проявляются эмоции? (обзывания, оскорбления, ссоры, телесные наказания)
– А давайте мы с вами добавим любви, взаимопонимания, уважения, свободы в наш сосуд и посмотрим, что станет с разрушительными чувствами. (Добавляем разноцветные камешки)
– Исходя из этого, какой можно сделать вывод?
Вывод: Надо стараться жить так, чтобы сосуд ваших эмоций был полон любви, уважения, заботы. Надо беречь родителей, понимать, не заставлять их нервничать, желать добра. Тогда и в отношениях не будет места боли, страху, обидам. А значит, не будет места и гневу, злобе, агрессии.
6. Составление памятки
Надо беречь и щадить здоровье самых близких вам людей. Потому что в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям, а чтобы у вас было всегда с ними взаимопонимание, я предлагаю создать памятку, на которой написаны правила жизни. Учащиеся зачитывают их вслух и объясняют, как поняли.
ПАМЯТКА
Настоящий сын бережет покой родителей.
Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступай в пререкания со взрослыми.
Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
Вывод: Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле.
7. Игра «Строители»
– Предлагаю вам поиграть в «Строителей». Мы с вами строительная бригада.
На доске плакат с контуром дома.
– С чего начнем строительство дома? (с фундамента)
1-ое задание: найдите на «зелёных» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом».
Дом – это …. (крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, начало начал, уют, опора….)
Бригада прикрепит по 3 кирпичика к эскизу дома.
Молодцы! Фундамент дома готов.
Начинаем строительство стен дома.
А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
2-е задание: из «жёлтых» кирпичиков выберите только 2, самых важных на ваш взгляд. (Уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, терпимость, сочувствие, доброта, почтительность, жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность).
Итак, слушаем что нам предлагаете. (Зачитывают и прикрепляют)
3-е задание: Семья – это… я.
Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса).
– Дом готов. Молодцы! Вы выбрали крепкий строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
– Пусть всегда царит в нашем доме доброта, дружба, уважение.
– Ваш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная.
В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. К концу обучения в школе вы, практически, станете друг другу родственниками, вы будете знать всё друг о друге.
– Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Дом, состоящий из добрых слов, хорошего настроения.
– Ребята, у нас на доске часть цветка - ромашки. Давайте вместе с вами мы напишем каждый на своем лепестке чтобы вы пожелали своей семье?
- Какие вы все молодцы. И я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся.
Пусть в ваших семьях живёт цветок мира и доброты.
8. Заключительная часть.
– Наша беседа подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из нашего разговора?
– Что было интересно?
– Ребята, Семья - это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно. В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное - нас любят! Просто любят нас - такими, какие мы есть. Берегите свою семью! Уважайте, чтите своих родителей, бабушек и дедушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе "Литературная викторина"
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе "Литературная викторина"...
