Технологическая карта урока литературного чтения "А.Куприн «Барбос и Жулька"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы, выразительное чтение
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. Куприна; 2) учить выразительно читать. | Предметные: 1) учиться анализировать текст, устанавливать порядок следования частей; 2) учиться находить в тексте нужную информацию; 3) учиться читать выразительно произведение.
|
Развивающие: 1) развивать умение анализировать прочитанное; 2) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию; 3) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) выражать положительное отношение к процессу познания; 3) относиться с уважением к разным точкам зрения. |
Воспитательные: 1) содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 12.03.25 Школа: №1 Класс: 4б Урок: 4 Время: Кабинет: 106 | Студент: Галимова Е.А. Группа: 45 Учитель: Методист: |
Тема урока «А.Куприн «Барбос и Жулька»»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы, выразительное чтение
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. Куприна; 2) учить выразительно читать. | Предметные: 1) учиться анализировать текст, устанавливать порядок следования частей; 2) учиться находить в тексте нужную информацию; 3) учиться читать выразительно произведение. |
Развивающие: 1) развивать умение анализировать прочитанное; 2) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию; 3) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) выражать положительное отношение к процессу познания; 3) относиться с уважением к разным точкам зрения. |
Воспитательные: 1) содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
УМК: «Школа России», учебник литературное чтение 4 кл.: Учебник в 2ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2020. -Ч.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Альбертовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль |
- проверим домашнее задание (пересказ текста пара человек) | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. Прочитайте и объясните смысл пословиц, записанных на доске. • Легко подружиться, тяжело разлучиться. • Будь верен до смерти. • При верном псе и сторож спит. Ребята, отгадайте загадку. Ноги тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой. Днём молчит, А ночью рычит. (собака) Какие породы собак вы знаете? - В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения. - На какие группы можно разделить породы собак?
Ребята, как вы думаете, про что или кого мы сегодня будем читать рассказ? Правильно про собак. Откройте учебник на странице 77. Прочитайте название рассказа БАРБОС И ЖУЛЬКА. Какую цель мы поставим на урок? Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением. Ребята, кто написал этот рассказ? Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей) Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой». - Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей). Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой. Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души. Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. -. В тропических странах они крупные, роями летаюа вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока.
| Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Учебник |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический Внешний контроль | Сегодня мы познакомимся с произведением – «Барбос и Жулька». Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) Какой вы себе представляете Жульку? Каким вы представляете себе Барбоса? В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Давайте сразу их разберем, внимание на слайд | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | ||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль |
Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество. Репяхи – репейник. Искони – издавна. Ребята, рассказ большой. Будем читать его все вместе, так что приготовили пальчик и начинаем с 1 ряда. |
| П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
Чтение |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Ну вот мы и прочитали этот рассказ. - Вам понравился рассказ? От чьего лица ведется рассказ? С каким настроением вы его читали и слушали? О чём вы задумались, прослушав рассказ? Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились). Кто лучше всего понимал животных? (Дети). Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок? Как Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с ним? Подтверди свое мнение примерами из текста. Сравните характеры Барбоса и Жульки. О чем хотел сказать Куприн своим читателям? Обсудите с соседом. Чему учит это произведение? Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе. - Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Друг познаётся в беде.) | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. Ребята, с каким сегодня рассказом мы познакомились? Кто автор этого рассказа? О чём он писал в этом рассказе? Открываем дневники, записываем Д/з страницы 85 – 91 прочитать и по возможности пересказать. На следующем уроке, вы должны хорошо знать рассказ. Ребята, урок окончен. | Определяют уровень работы класса при групповой работе. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "А.И.Куприн "Барбос и Жулька"".
Технологическая карта предназначена для учителей и может быть использована для подготовки к уроку литературы в 4 классе по теме "А.И.Куприн "Барбос и Жулька"". Содержание технологической карты опред...
Технологическая карта урока литературного чтения «А. Куприн «Барбос и Жулька»» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: формирование читательский компетентности в процессе изучения произведения Александра Куприна «Барбос и Жулька», представлений о жизни и творчестве автора.Задачи урока:Дидактиче...

