Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "А.И.Куприн "Барбос и Жулька"".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Рогачева Карина Александровна
Технологическая карта предназначена для учителей и может быть использована для подготовки к уроку литературы в 4 классе по теме "А.И.Куприн "Барбос и Жулька"". Содержание технологической карты определено алгоритмом изучения предмета литературное чтение по учебнику Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barbos_i_zhulka.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Урок литературного чтения.

Методическая база:

Предмет: Литературное чтение. УМК «Школа России».

Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»».

Тип урока: урок – открытие новых знаний

Цель урока: 

  • Познакомить детей с рассказом И.А.Куприна «Барбос и Жулька»;
  • Отрабатывать навык выразительного чтения;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Воспитывать любовь к животным.

Задачи урока:

Личностные:

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные:

- овладевать навыками рефлексии способов и условий действия;

- учиться контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

-слушать собеседника и вести диалог, предвидеть разные возможные мнения других людей.

-обосновывать и доказывать собственное мнение.

Предметные:

- познакомить с рассказом Куприна « Барбос и Жулька»;

- формировать навыки правильного и выразительного чтения, увеличить словарный запас;

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На уроке используются две основные формы: фронтальная и индивидуальная.

Фронтальная форма, предполагающая совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя (представления и обсуждения мнения учащегося или группы) и способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Индивидуальная форма, выраженная в самостоятельной работе каждого ученика в отдельности. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей и способностей закрепить полученные знания, а также вырабатывать необходимые умения и формировать у себя потребности в самообразовании.

Сочетание разных форм обучения учащихся на уроке (фронтальной  и индивидуальной) в рамках одного урока обеспечивает связь взаимодействия преподавания и учения, оптимальное усвоение программного материала сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Технологическая карта урока литературного чтения.4 класс

Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

I этап. Организационный

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас,

Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

Друг другу мило улыбнитесь,

И скажите от души,

Чем соседи хороши?

Скажите друг другу комплименты,

Ведь всем приятны такие моменты.

Слушают учителя, выполняют его задания.

(Улыбаются друг другу.

Говорят комплименты.)

Регулятивные: овладевать волевой саморегуляцией.

Познавательные:

логические (сопоставление) расширять кругозор, учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

II этап. Актуализация знаний учащихся.

Цель: повышение мотивации учащихся.

Посмотрите на доску.

- Кто изображён на картинках?

У кого дома есть собака?

Какие породы собак вы знаете?

На картинках изображены собаки разных пород.

Уч-ся отвечают на вопросы

Коммуникативные:

-учиться общаться, прислушиваться к высказываниям других

Познавательные: расширять кругозор, овладевать логическими действиями анализа.

III этап. Самоопределеиие к деятельности

Цель: создание условий для частично-поискового

метода.

Определение темы урока учащимися

-Отгадайте загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

-Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать рассказ

- Какие цели вы можете поставить перед собой на урок ?

Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя:

- Загадки о собаках, значит сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом о собаке.

Высказывают предположения по теме урока, ставят цели.

1) Познакомиться с новым рассказом.

2) Учиться высказывать своё мнение по прочитанному.

3) Упражняться в выразительном чтении текста.

Личностные: самостоятельно формулировать тему урока; совершенствовать умение переносить на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализировать ситуации;

Регулятивные:

учиться работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

IV этап. Работа по теме урока.

Цель: отработка техники чтения

Удержание цели урока.

На доске  вы видите портрет А.И.Куприна, как вы думаете, почему?

Знакомство с биографией автора.

Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.

Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг.

Выставка книг А.И.Куприна.

Прочитаем рассказ «Барбос и Жулька»

 

Познакомимся с творчеством А.И.Куприна и его рассказом  о собаке.

По цепочке читают рассказ.

Личностные: принимать цели урока

Регулятивные: овладевать волевой саморегуляцией

Познавательные: логические (сопоставление) расширять кругозор, учиться находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Vэтап. Физкультминутка

Цель: Смена деятельности

VI этап. Продолжение работы по теме урока

Цель: понятие прочитанного материала

Работа над осознанным чтением.

-Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление он на вас произвел?

- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

-О чем говорит её поступок?

- Как вы думаете, почему собака умерла?

- Как вы оцениваете поступок Барбоса?

-Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?

-В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

Объясняют значение слов, значение выражения.

Подбирают синонимы и антонимы к словам.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение о прочитанном (какой у собак был характер).

Личностные:

-принимать и удерживать цели урока

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

Регулятивные:

овладевать умением работать по предложенному алгоритму

Познавательные:

учиться анализировать ситуации.

VII этап. Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Рефлексия.

А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Кто по вашему мнению сегодня на уроке был самым активным?

Определяют цель учебного задания, контролируют свои действия в процессе его выполнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки.

Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

- самостоятельно определять качества своей работы на уроке;

- принимать и удерживать цели урока

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- принимать позиции других людей

VIII этап. Домашнее задание.

  • Нарисовать героев рассказа А.И.Куприна «Барбос и Жулька»
  • Составить кроссворд по рассказу И.А.Куприна «Барбос и Жулька»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...