Литературно чтение 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Гусева Анастасия Михайловна

Уроки по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Дата: 13.03.2025

Тема урока: «Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»»

Класс: 3 «А»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о средствах создания картин природы в произведениях поэтов через изучение стихотворения И.А.Бунина «Первый снег».

Задачи урока:

  1. Дидактические:

- знакомить обучающихся с биографией и творчеством И.А.Бунина;

- изучить и проанализировать произведение И.А.Бунина «Первый снег»

- формировать навык выразительного чтения стихов с помощью интонации;

- формировать умение находить средства выразительности (олицетворения и эпитеты) в стихотворениях;

  1. Развивающие:

- развивать навык выразительного и осмысленного чтения;

- развивать речь и память;

  1. Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ресурсы урока: рабочий лист, раздаточный материал (карточки с заданием в паре), презентация.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивиду-альная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконт-роля и само-контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

1 мин

Настро-ить обучающихся на работу.

Словес. (беседа)

Приветствует детей.  Мотивирует учебную деятельность.

Приветствуют учи-теля.  Включаются в учебную деятель-ность.

Организуют свое рабочее место.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Развитие само-стоятельности и личной отве тственности за свои поступки.

Актуализация знаний

6 мин

Актуализация опорных знаний.

Словес. (беседа), практич.

1.Беседа про прой-денному материалу. 2.Речевая разминка. 3.Задание «Интонация».

1.Отвечают на вопросы.

2.Выполняют речевую разминку.

3.Читают предло-жение с ударением на разные слова.

Ф, И

Презентация

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:выстраивать последовательность выбранных действий;

К:строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных соци-альных ситуациях.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин

Определить тему урока, поставить цель и задачи урока.

Словес. (беседа)

1.Подведение к теме через работу со словом «снежинка».

2.Определение темы и цели урока.

1.Определяют тема-тику стихотворения.

2.Формулируют тему, цель урока.

Ф, И

Презентация

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:устанавливать причинно-следствен-ные связи в ситуациях, поддающихся непос-редственному наблюд-ению или знакомых по опыту, делать выводы;

К:строить речевое высказывание в соот-ветствии с поставлен-ной задачей; форму-лировать краткосроч-ные и долгосрочные цели.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Первичное усвоение новых знаний

15 мин

Изучить биогра-фию и творчес-тво И.А. Бунина.

Словес. (беседа, объясн.), практич. (выполнение упр), нагляд. (иллюст.)

1.Биография поэта.

2.Беседа до проч-тения по картине А.А.Пластова «Пер-вый снег».

3.Первичное зна-комство с произве-дением.

Задание 1.

4.Первичная проверка восприятия.

5. Словарная работа.

1.Слушаю биогра-фию и отвечают на вопросы.

2.Анализируют, что видят на картине.

3.Слушают прочте-ние, выполняют №1 в рабочем листе, подчёркивают незнакомые слова.

4.Отвечают на вопросы.

5.Определяют зна-чение незнакомых слов в парах.

Ф, И, П

Презентация, рабочий лист

Контроль учителем, самоконтроль, взаимокон-троль

Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: стихотворная речь.

П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

К:признавать возможность существования разных точек зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Физкультминутка

2 мин

Снять напряжение.

Словес., практич.

Выполнение физкультминутки на тему: «Снег».

Вместе с учителем выполняют физкультминутку.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичная проверка понимания

8 мин

Формировать навык выразительного чтения;

формиро вать умение находить средства выразительности в стихотворениях.

Словес. (объясн., беседа), практич.,нагляд. (иллюст.)

1.Выразительное чтение.

2.Вторичное чтение.

3.Работа над анали-зом стихотворения.

4.Работа над сред-ствами художест-венной выразитель-ности

1.Выделают логи-ческое ударение.

2.Жужжащее чтение

3.Анализируют сю-жет стихотворения.

4.Находят олицет-ворение, эпитеты, сравнение в стих-ии.

Ф, И.

Презентация

Контроль учителем,  самоконтроль, взаимокон-троль

Овладение техникой смыслового чтения вслух.

П:согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Первичное закрепление.

4 мин

Закрепить полу ченные знания.

Словес. (объясн. беседа), нагляд., практич.

1.Инструктаж по выполнению твор-ческого задания (в парах)

1.Записывают четве-ростишие к рифме.

Ф, П

Презентация, задание на карточке

Контроль учителем, взаимокон-троль

-

П:находить законо-мерности и противо-речия в рассматрива-емых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работ-ником алгоритма;

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

К:корректно и аргу-ментированно выска-зывать свое мнение.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

2 мин

Обсудить д/з для отработ-ки полу-ченных знаний дома.

Словес. (объяснение)

Сообщение и объяс-нение д/з на рабочих листах. Разноуров-невое д/з.

Записывают д/з. Задают вопросы по его выполнению.

Ф

Дневник, рабочий лист

Самоконтроль

-

-

Развитие самостоятель-ности и личной ответственнос-ти за свои поступки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

4 мин

Проана-лизиро-вать резуль-тат учебной деятель-ности.

Словес. (беседа), практич.

1.Подведение итогов. Беседа по пройденной теме.

2.Рефлексия «Подними руку»

1.Подведение итогов. Отвечают на вопросы по пройденной теме.

2.Рефлексия.

Ф, И

-

Контроль учителя,

самоконтроль

-

Р:устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности.

К:корректно и аргу-ментированно выска-зывать свое мнение.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Подпись учителя:___________Дата          

Подпись методиста      



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема урока: «Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»»

Организационный этап (1 мин)

Приветствие обучающихся, проверка рабочего места.

Актуализация знаний (6 мин)

-Какое произведение изучали на прошлом уроке литературного чтения?

-Кто автор?

-О чём были стихотворения?

 (Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу")

Речевая разминка.

-На уроке литер. чт. мы будем много читать. Разомнём наш речевой аппарат.

МА-МА-МА – снежная зима.

ДА-ДА-ДА – зимою холода.

ХИ-ХИ-ХИ – о зимушке стихи.

МЕ-МЕ-МЕ – очень рады мы зиме.

Чтение предложения с разной интонацией.

-Одним из главных критериев оценивания чтение является выразительность. Потренируемся. Наша задача – произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

-Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)

-Зимой можно наблюдать самые разные чудеса. И сегодня мы будем говорить об одном замечательном чуде, которое можно увидеть каждый год с приходом зимы, но только один раз. Догадайтесь, о чем идет речь?

-Правильно, говорить мы будем о первом снеге. А приблизиться к таинству первого снега нам поможет замечательный русский поэт: Иван Бунин. Сегодня волшебница зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Первый снег».

-Чем же мы будем сегодня заниматься? (читать стихотворение, вспомним биографию Бунина, найдём средства выразительности и т.д.)

Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

1.Биография.

-Послушайте внимательно биографию поэта. После моего рассказа вам нужно будет ответить на несколько вопросов.

- Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в Воронеже в старинной обедневшей дворянской семье. Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: «Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, мы без конца вели с ним разговоры о литературе». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте семи лет. Большое влияние на его творчество оказали народные песни, сказания. В 17 лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, он начинает добывать хлеб литературным трудом. Бунин создавал произведения не только для взрослых, но и для детей.

- Где родился?

- Как получал образование?

- В каком возрасте написал первое стихотворение?

- Что оказало влияние на его творчество?

- Для кого писал?

2.Беседа до прочтения.

- У каждого человека своё представление о первом снеге, и рассказать о нём можно по-разному. Вот и писатели тоже, каждый по-своему, выражает свои чувства к зиме.

- А как еще люди могут выражать свои чувства? (художники, композиторы, поэты).

-Посмотрите репродукцию картины А. А. Пластов «Первый снег», которую он написал в 1946 году. Опишите ее. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но,  к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам.

Что изобразил художник?

Какое настроение создаёт рисунок?

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение?

3. Первичное знакомство с произведением.

- Послушайте стихотворении и выполните №1 в рабочих листах. Пронумеруйте порядок строф в стихотворении. Подчерните карандашом слова, значение которых вам неизвестно.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

4.Первичная проверка восприятия.

-Так это стихотворение радостное или грустное ?

-Какую картину представили?

- Как бы вы его назвали по-другому? (Первый снег. Начало зимы. Зима.)

5. Словарная работа.

-Какие слова были непонятны?

Холодом пахнуло-повеяло, подуло, почувствовался холод.

Ярким пурпуром – красным цветом.

Пред-перед.

Буря бушевала – дул сильный ветер.

Снегом понесло – пошёл первый снег.

Вереницею – ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом.

Физкультминутка (2 мин)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)

И на землю тихо

Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)

И под утро снегом (встали, покружились на месте)

Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища в лево, в право)

Точно пеленою

Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)

Первичная проверка понимания (8 мин)

1.Выразительное чтение.

- А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Вспомним, что такое логическое ударение (выделение важного слова в предложении) и пауза (остановка голоса). Возьмите в руки карандаши.

- «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово « село».

- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей» – подчеркну слово «гусей».

2.Вторичное чтение.

-Ещё раз самостоятельно прочитайте стихотворение. Жужжащее чтение.

Чтение стихов детьми (3 чел.)

3.Работа над анализом стихотворения.

-Зачитайте первые две строки. Как вы понимаете эти строки?

-Прочтите описание неба. О каком ярком пурпуре идёт речь?

-Что происходило ночью?

-И вот наступило утро. Как изменилось состояние природы?

-О какой белой скатерти говорит автор?

-Как вы понимаете выражение «запоздалая вереница гусей»?

4.Работа над средствами художественной выразительности

- Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности

1. Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа)

2. Эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности)

3. Сравнение (сопоставление двух объектов для нахождения общих или отличительных признаков)

- Попробуем найти эти средства в нашем произведении. (Эпитеты: ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница; олицетворение: буря бушевала). Их еще называют тропами. Есть еще один троп – метафора. Это слова, используемые в переносном значении (зажглися небеса, белая скатерть…)

Первичное закрепление. (4 мин)

1.Творческое задание (работа в парах)

-Ребята, а давайте мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишие к данной рифме. Слова помощники на слайде. Слайд

………снежинка

…...….закружилась

….… пушинка

…..…..приземлилась

-Прочитайте, что у вас получилось.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению (2 мин)

-Выучить стихотворение наизусть стр. Выполнить задания в рабочих листах. Рисунок по желанию.

Рефлексия. Подведение итогов занятия (4 мин)

- С каким стихотворением познакомились? Кто автор?

-О чем это стихотворение?

-Какие новые слова вы узнали?

Рефлексия.

-В завершении нашего занятия я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на занятии.

- Поднимите обе руки, если вам было все понятно.

- Поднимите одну руку, если при выполнении заданий чувствовали себя не уверенно.

- Поставьте руку на локоть, если вам было очень трудно.

-Отметки получили, дз записали. Спасибо, Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Холодом пахнуло

красным цветом

Ярким пурпуром

перед

Пред

повеяло, подуло, почувствовался холод

Буря бушевала

ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом

Снегом понесло

дул сильный ветер

Вереницею

пошёл первый снег

Холодом пахнуло

красным цветом

Ярким пурпуром

перед

Пред

повеяло, подуло, почувствовался холод

Буря бушевала

ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом

Снегом понесло

дул сильный ветер

Вереницею

пошёл первый снег

Холодом пахнуло

красным цветом

Ярким пурпуром

перед

Пред

повеяло, подуло, почувствовался холод

Буря бушевала

ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом

Снегом понесло

дул сильный ветер

Вереницею

пошёл первый снег



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. студента: Гусева А. и Фролова К.

Тема урока: «Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка»

Класс: 3 «А»

Цель урока: изучение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Задачи урока:

  1. Дидактические:

- продолжать знакомить обучающихся с баснями И. А. Крылова;

- формировать умение определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

- учиться выделять мораль и тему басни;

- развивать умение давать характеристику главным героям произведения;

- находить особенности языка басен И.А. Крылова;

- учиться различать речь автора и героев басни «Ворона и Лисица»;

  1. Развивающие:

- развивать навык выразительного и осмысленного чтения;

- развивать речь;

- развивать навыки беглого чтения;

  1. Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес;

- развивать нравственные качества у обучающихся: положительное отношение к честным, добрым поступкам; нетерпимость к лести

Ресурсы урока: презентация, учебник «Литературное чтение», 3 класс, (УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий), карточка с сообщением, карточки с текстом басни по ролям.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивиду-альная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконт-роля и само-контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

2 мин

Провер-ка готов-ности к учебной деятельности.

Словес. (беседа)

Приветствует детей.  Мотивирует учебную деятельность.

Приветствуют учи-теля.  Включаются в учебную деятель-ность.

Организуют свое рабочее место.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Умение организовывать рабочее место;

умение слушать, взаимодействовать друг с другом.

Положительное отношение и интерес к уроку

Актуализация знаний

5 мин

Актуализация опорных знаний.

Словес. (беседа)

Систематизация и обобщение ранее изученного с помощью викторины. Проверка выполнения домашнего задания, чтение наизусть басни «Мартышка и очки»

Вспоминают ранее изученный материал, готовятся  воспринимать новый материал. Отвечают домашнее задание.

Ф, И

Презентация

Самоконтроль, контроль учителем

Понимать фактическое содержание прочитанного, различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пос-ловицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ).

Активное использо-вание речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие мотивов учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин

Активизировать познова-тельный интерес к теме.

Словес. (беседа, диалог), нагляд.

Подведение к теме урока с помощью эвристической беседы. Определение темы и названия, изучаемого произведения с помощью ребуса.

Формулируют тему, задачи урока. Обобщают раннее полученные знания о таком жанре как басня.

Ф

Презентация

Самоконтроль, контроль учителем

Устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в терминах и понятиях, читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

принимать цель совместной деятель-ности, коллективно строить план действий по её достижению.

Формирование мотивации к учебной деятельности.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

Изучить новое произведение.

Словес. (беседа, диалог), практич (работа с текстом), нагляд. (демонстрация)

Организация работы с текстом и материалом учебника. Показ образца чтение басни, а также анализ неизвестных слов.

Работа с учебником. Ответы на вопросы учителя. Анализирующее слушание отрывка рассказа.

Ф, И

Учебник, презентация

Контроль учителем, самоконтроль

Продолжить работу по формированию читательских умений; анализировать художествен-ное произве-дение: устанавливать причинно-следственные связи в разви-тии сюжета произведения; содействовать развитию на-выка правиль-ного сознате льного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Первичная проверка понимания

10 мин

Анализировать произве-дение И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Словес. (объяснение, беседа),

Нагляд. (иллюстрация),  практич.

1.Вторичное чтение.

2.Анализ басни.

3.Организация вы-борочного чтения. Формулирование заданий по тексту.

4.Характеристика героев.

5.Мораль басни.

1.Читают басню самостоятельно (жужжащее чтение).

2.Определяют тему басни, о ком гово-рится в тексте и т.д. Отвечают на вопро-сы учителя.

3.Находят ответы на вопросы в тексте басни. Сообщение ученика об «отчестве» лисы.

4.Описывают обра-зы героев басни (внешность, речь, поведение,характер)

5.Читают мораль басни и определяют, в чём она заключается.

Ф, И, П

Учебник, карточка с сообщением

Контроль учителем,  взаимокон-троль, самоконтроль

Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изучен-ных литера-турных поня-тий: прозаичес-кая и стихотво-рная речь.

П:устанавливать причинно-следствен-ные связи в ситуациях, поддающихся непос-редственному наблю-дению или знакомых по опыту, делать выводы; согласно заданному алгоритму находить в предло-женном источнике информацию, представленную в явном виде;

Р:корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

К:корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Физкультминутка

2 мин

Снять напряжение.

Словес., практич.

Выполнение физкультминутки «Я-такой».

Вместе с учителем выполняют физкультминутку.

Ф

-

Самоконтроль, контроль учителем

-

Р:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичное закрепление.

6 мин

Учиться различать речь автора и героев басни «Ворона и Лисица»

Словес. (беседа), практич.

Организация чтения по желанию.

Обсуждение инто-нации речи героев.

Организация теат-ральной постановки басни по ролям.

Читают по желанию

Театральная поста-новка басни по ролям (3 ученика).

Выполняют взаимо-оценку.

Ф, Г

Карточки с текстом басни по ролям

Контроль учителем,  взаимокон-троль

Овладение техникой смыслового чтения вслух; жанровое разнообразие произведений (общее пред-ставление о жанрах); басня (мораль, идея, персонажи).

П:сравнивать объек-ты, устанавливать основания для сравне-ния, устанавливать аналогии;

Р:планировать дейс-твия по решению учебной задачи для получения результата;

К:принимать цель совместной деятель-ности, коллективно строить действия по ее достижению: распре-делять роли, договари-ваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Развитие навы-ков сотрудни-чества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

2 мин

Обсудить д/з для отработки полученных знаний дома.

Словес. (объяснение)

Сообщение и объяс-нение д/з: выписать из басни крылатые выражения и их значение, выучить басню И.А.Крылова

Записывают д/з. Задают вопросы по его выполнению.

Ф

Дневник

Самоконтроль

-

-

Развитие самостоятель-ности и личной ответственнос-ти за свои поступки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

3 мин

Проанализировать результат учебной деятельности.

Словес. (беседа), практич.

1.Подведение итогов.

Беседа по пройденной теме.

2.Рефлексия «Хлопки»

3.Оценка самых активных учеников.

1.Подведение итогов.

Отвечают на вопросы по содержанию урока.

2.Рефлексия.

Хлопают в соответвии с критериями.

3.Оценка

Ф, И

-

Контроль учителя,

самоконтроль

-

Р:устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности.

К:проявлять уважи-тельное отношение к собеседнику; корректно и аргумен-тированно высказы-вать свое мнение.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Подпись учителя:___________Дата          

Подпись методиста



Предварительный просмотр:

Приложение

Тема урока: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

2 мин

Приветственное слово учителя и мотивация к учебной деятельности:

Начинаем наш урок.

Ты готов к нему, дружок?

Всё ли у тебя в порядке –

Ручка, книжки и тетрадка?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Ребята, литература- это необычновенная страна. А авторы в ней-волшебники. И у каждого автора-волшебника есть волшебная палочка. Это его авторское слово.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

5 мин

Обратите внимание на доску и скажите о ком может быть данное высказывание И.И.Дмитриева «Он превзошел всех известных баснописцев» ( И.А.Крылове). А с какими произведениями данного писателя вы уже познакомились?

Сегодня мы познакомимся с еще одной басней Крылова, но перед этим давайте вспомним, основные ее характеристики (на листочках в парах)

1.        Басня -это

•        Краткий рассказ

•        Поучительный рассказ

•        Краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2.        Басни писались с целью

•        Высмеять пороки людей

•        Научить правильному поведению

•        Показать пример для подражания

3.        Форма речи басни

•        Прямое

•        Иносказательное

4.        В басне:

•        Есть вывод-мораль

•        Вывода нет, каждый его придумывает сам

•        Вывод не нужен

5.        В чем успех басен Крылова?

•        Они высмеивают не людей, а животных.

•        Они через животных высмеивают пороки людей

•        Они высмеивают только богатых людей

-Какие басни Крылова вам уже знакомы?

Отвечают

-Поучительный рассказ

-высмеять пороки людей

-Есть вывод-мораль

- Они через животных высмеивают пороки людей

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин

- Сегодня мы с вами обратимся к тексту еще одной его басни, но, чтобы выяснить ее название, вам необходимо разгадать ребус

(ворона и лисица)

-Да, тема нашего урока «Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»».

-Что вы знаете о лисе? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах)

Какой вы представляете себе ворону? (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них).

-Откройте учебник на с.110.

-Ворона и Лисица

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

Первичное чтение басни.

-А теперь чуть-чуть вы отдохните. Басню эту слушайте и смотрите. Сегодня мы услышим басню в исполнении народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского. Но после прослушивания, скажите мне, что необычного в басне вы заметили? Кто главные герои? И понравилась ли вам басня? Почему она так называется?

-Ответьте на вопросы, которые я вам поставила перед прослушиванием. (Что необычного в басне вы заметили? Кто главные герои? И понравилась ли вам басня? Почему она так называется?)

Словарная работа перед чтением:

-Какие незнакомые слова вам встретились?

-Чтобы басню было легко читать, надо значение старинных слов узнать (на слайдах). -Выскажите своё предположение о значениях слов, а затем вместе проверим.

  • Взгромоздясь-взобраться с усилием, тяжестью на что-либо.
  • Пленил-заворожил.
  • Гнусный-внушающий отвращение.
  • Вещунья-приносящая вести.
  • Не впрок-не в пользу.
  • Зоб-часть пищевода птицы, где накапливается и переваривается еда. (это  вы будете изучать на уроках биологии в старших классах)
  • Лесть-лицемерное,уродливое восхваление.

 

Прослушивают прочтение басни. Следят в учебнике.

Ответы детей.

Первичная проверка понимания

10 мин

1.Вторичное чтение.

Прочитайте басню самостоятельно. У вас несколько минут.  

2.Анализ басни.

-О чём же или о ком это стихотворение?

-Какие картины представили?

-Какое другое название можно дать?

-Какова тема басни?

-Могла бы лиса обойтись без сыра?

-Почему же она остановилась?

-Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?

3.Выборочное чтение

- Прочитайте, как Лисица обращалась к Вороне?

Что говорила о ее красоте? О ее голосе? -Найдите и прочитайте.

- Прочитайте, какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами она употребляла? Работа в парах.

- Почему?

-Какие качества характера были у лисы?

-Какое отчество люди дали лисе за ее характер?

О данном отчестве нам прочитает…

- Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

-На что они указывают? Какой предстает Ворона?

- Почему ворона выронила сыр? Прочитайте слова из текста.

- Почему?

Характеристика героев.

-Охарактеризуем черты характера вороны и лисы..

- Есть ли положительный герой в басне?

- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

-Над кем смеется автор? Что высмеивает?

- А почему не смеется над лисой?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

-Прочитаем мораль басни. В чём она заключается?

-Нужно адекватно оценивать себя, не заниматься самолюбованием, не завышать свою самооценку. Тогда тебя не смогут обмануть льстивые речи.

1.Вторичное чтение.

Читают басню самостоятельно, жужжащее чтение.

2.Анализ басни.

-о Вороне и Лисице.

Ответы детей.

-зависть и хитрость.

- да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону

-ее привлек запах сыра

-голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица, мастерица

- отчество, которое люди дали лисе за её характер- Патрикеевна.

Это отчество связано с реальным историческим персонажем — новгородским князем Патрикеем Паримонтовичем (Наримунтовичем, по другим источникам). Он прославился своей хитростью и пронырством. Имя Патрикей стало равнозначно «хитрецу», а так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна.

-взгромоздясь (собралась, позадумалась, держала, вскружилась, каркнула), т.к. она была большой и неуклюжей

-в зобу дыханье сперло

-она редко слышала такие слова в свой адрес, ее мало кто любил

Характеристика героев.

Описывают героев басни.

-нет.

-Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.

-над вороной – доверчивость.

-Лесть не смешна, она противна, отвратительна.

-Мораль басни заключается в том, что нельзя верить всему, что тебе говорят, особенно, если тебя слишком хвалят. 

Физкультминутка

2 мин

Физкультминутка- игра « Я такой»

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

-А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.

- Молодцы !

Приседают или хлопают.

Первичное закрепление

6 мин

Чтение по желанию.

-Кто готов прочитать стихотворение громко, чётко и выразительно?

-Сначала разберёмся. Каким голосом надо читать слова автора, а каким слова лисицы?

-Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении.

Театральная постановка басни по ролям

Предлагаю нам разыграть небольшую сценку. 1 ученик- автор. 2-ой ученик-лисица, 3-ий ученик-ворона.

Как должен читать первый ученик?

А лисица?

А ворона что должна делать?

-Начнём. Остальные обучающиеся, вы по итогу должны будете оценить их представление.

Читают по желанию.

-Слова лисы-читаем с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ.

Выразительное чтение вслух по абзацам.

Театральная постановка басни по ролям

-в стиле повествования, читает выразительно.

-с хитростью, мило и приветливо.

-отыгрывать действия

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

-Ваше домашнее задание: найти в басне крылатые выражения и выписать их. Сначала записываем в тетради название произведения и автора. Затем выписываем в столбик крылатые выражения и их значение.

-Что такое крылатые выражения?

Также вам остаётся предыдущее д/з: выучить басню И.А.Крылова наизусть.

-Есть вопросы по д/з?

-устойчивые, как правило образные выражения, вошедшие в нашу речь.

Задают вопросы.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

3 мин

1.Подведение итогов.

- С какой басней мы сегодня работали на уроке?

-Назовите автора.

-Чему учит эта басня? Какова её мораль?

2.Рефлексия.

-Прошу оценить вас то, как вы работали на уроке.

1хлопок-удовлетворительно (ничего не получилось, я не старался),

2хлопка-хорошо (я старался, но не всё получилось),

3хлопка-отлично (я старался и у меня всё получилось).  

-На счёт три хлопаем. 1, 2, 3…

3.Оценка

-Я видела, как вы старались на уроке. Вы –молодцы. За сегодняшний урок я ставлю отметки…. Данные отметки вы получили за работу в течение урока, за выразительное чтение.

-Урок закончен, спасибо.

1.Подведение итогов.

- «Ворона и Лисица»

-И.А.Крылов

2.Рефлексия.

Хлопают в соответствии с критериями.

3.Оценка

Получают отметки.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО : Гусева Анастасия Михайловна

Класс: 3 «А» 

Дата: 10.10.2024 

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)»

Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование умения анализировать чувства и настроение, вызываемых лирическим произведением на примере произведения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок).

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- знакомить обучающихся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова;

- изучать и анализировать произведение Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок)

- формировать навык выразительного чтения стихов с помощью интонации;

- тренироваться находить средства выразительности (олицетворения и эпитеты) в стихотворениях;

  1. Развивающие:

- развивать навык выразительного и осмысленного чтения;

- развивать речь и память;

  1. Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес. 

Дидактические средства: презентация, памятки «Сиквейн», учебник 3 класса «Литературное чтение» В.Г. Горецкий, рабочие тетради, карточки с рефлексией.

Характеристика этапов урока 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Настраивает на работу через прочтение стихотворения.

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку.

Фронтальная

Волевая саморегуляция.

Актуализация знаний

Организует беседу по материалу ранее пройденной темы. Организует игру «Собери пословицы и поговорки». Читает загадку «Мороз».

Отвечают на вопросы педагога по пройденной теме. Подбирают кон-цовку к пословицам и поговоркам. Отгадывают загадку.

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Первоначальное представление о много-образии жанров художествен-ных произведений.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подводит к теме урока через беседу и фото автора стихотворения. Помогает сформулировать цель и задачи урока.

По загадке и фото Н.А.Некрасова определяют тему урока.Формулируют цель и задачи урока.

Фронтальная

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать кратко-срочные и долгосрочные цели.

Первичное усвоение новых знаний

Организует знакомство с биографией автора. Раздаёт детям факты биографии поэта. Рассказывает о знаме-нитых произведениях поэта. Задаёт вопросы о биографии.

Организует беседу о стих-ии до прочтения.

Первичное чтение стихо-творения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором» (отрывок).

Словарная работа.

Задаёт вопросы.

Несколько человек читают о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют иллю-страции.

Слушают аудио-прочтение стих-ия.

Ищут значение незнакомых слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Овладение техникой смыслового чтения вслух. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представлен-ную в явном виде.

Физкультминутка

Проводит физкульт-минутку на тему стихотворения («Мороз»).

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Первичная проверка понимания

Организует вторичное чтение.

Организует анализ рифмы в стихотворении.

Выборочное чтение. Задаёт вопросы по содержанию текста, помогает найти средства выразительности. Организует работу по вариантам.

Читают жужжащим чтением.

Определяют перекрёстную рифму, приводят примеры из текста. Отвечают на вопросы учителя с помощью выбороч-ного чтения.

1вариант-находит олицетворения в тексте, 2вариант-эпитеты.

Фронтальная, индивидуальная

Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь.

Первичное закрепление

Организует чтение по желанию.

Раздаёт памятки о составлении сиквейна, проводит инструктаж.

Громко, чётко и выразительно чита-ют стихотворение.

Составляют и записывают сиквейн в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная

Первоначальное представ-ление о многообразии жанров художественных произ-ведений и произведений устного народного твор-чества.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Записывают д/з, задают вопросы по его выполнению (выучить четверо-стишие и нарисовать к нему иллюстра-цию).

Фронтальная

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о цели и задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Организует рефлексию.Ставит отметки за урок.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Оценивают свою работу на уроке через рефлек-сию «Закончи пред-ложение».

Фронтальная, индивидуальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 



Предварительный просмотр:

План конспект

Ф.И.О. студента: Гусева Анастасия Михайловна

Тема урока: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Класс: 3 «А»

Цель урока: формирование умения анализировать чувства и настроение, вызываемых лирическим произведением на примере произведения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок)

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- знакомить обучающихся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова;

- изучать и анализировать произведение Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок)

- обучать правильному чтению стихов с помощью интонации;

- тренироваться находить олицетворения в стихотворениях;

  1. Развивающие:

- развивать навык выразительного и осмысленного чтения;

- развивать речь и память;

  1. Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес.

Ресурсы урока: компьютер, презентация, экран, учебник 3 класса «Литературное чтение» В.Г. Горецкий, рабочие тетради, памятки «Сиквейн», карточки с рефлексией.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Проверьте свою готовность к уроку и готовность к уроку вашего соседа по парте.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего стола к уроку. Настраиваются на работу.

Актуализация знаний

5 мин

-Какое произведение изучали на прошлом уроке литературного чтения?

-Кто автор?

-О чём было стихотворение?

-Я подобрала пословицы и поговорки. Но подул ветер и они рассыпались. Предлагаю вам их собрать. На экране записано начало, подберите нужное окончание. Объясните смысл.

Много снега на полях

Мороз не велик ,

Лето –припасиха,

Зима не лето

Кошка на печку

-Ребята, я сейчас вам прочитаю загадку, а вы после того, как прослушаете, назовёте отгадку.

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

- Какой бывает мороз?                

- Вам нравится морозная погода? Почему?

-«Детство», «Зима».

-Иван Захарович Суриков.

-О зиме.

-много хлеба в закромах.

- а стоять не велит.

- зима –прибериха.

– в шубу одета.

-стужа во двор.

-Мороз.

-трескучий, слабый, сильный.

Ответы детей.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

2 мин

Сегодня на уроке мы продолжим чтение стихотворений.

- Вы догадались на какую тему стихотворение?

-Верно. Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто это?

-Это Николай Алексеевич Некрасов.

-А что вы видите на этом фото.

-Догадались, какая тема урока?

-Сегодня тема нашего урока звучит так: «Стихотворение Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Зная тему урока, попробуйте сформулировать цель.

-Правильно, сегодня мы с вами будем читать стих-ие и проведём его анализ, будем тренироваться читать стих-ие выразительно.  

-зима.

Ответы детей.

-Мороз, Красный нос.

-познакомиться с произведениям Некрасова..

Первичное усвоение новых знаний

10 мин

-Но для начала познакомимся с автором. Посмотрите на его портрет. Что можете сказать о нём? Про него говорили современники. «Это человек мягкий, добрый, независимый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботившийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому.  Сейчас мы вспомним и узнаем факты из биографии и жизни и творчества Некрасова. Слушайте внимательно, потому что я вам потом задам вопросы.

1.Знакомство с автором.

Раздаёт отрывки детям.

-Сейчас ваши одноклассники прочитают отрывки о жизни и творчестве поэта. Слушайте внимательно. После прочтения я задам вам вопросы.

Одни из самых известных произведений поэта:

«Школьник»

«В зимние сумерки…»

«Не ветер бушует над бором…»

«Мужичок с ноготок»

«Зелёный шум»

«Славная осень»

«Когда закат прощальными лучами…»

«Дедушка Мазай и зайцы»

-Как зовут поэта?

-Как у него была семья? Отец?

-Почему Некрасов начал писать стихи на заказ?

-О чём писал поэт?

2.Беседа о стихотворении до прочтения.

-Откройте учебник на с.52-53. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, что на них изображено?

- Как вы думаете, о чем стихотворение?

3.Первичное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором» (отрывок).

Прослушаем прочтение стихотворение, следим все вместе в учебнике и обратите внимание на ударения (авторское).

4.Словарная работа.

-Обратите внимание на выделенное слово на с.53.

-Как вы думаете, что означает это слово?

-Прочитаем четверостишие. Может поможет понять смысл слова.

-Всё равно сложно. Тогда обратимся к словарю в конце учебника (с.156).

-Какие слова непонятны?

-Вспомним и узнаем значение этих слов:

Воевода –

Дозором обходит –

Обозы –

Казна –

Косматая (борода)-

Скудеет-

Гнёт-

5.Первичная проверка восприятия.

-О чём же или о ком это стихотворение?

-Какие картины представили?

-Какое другое название можно дать?

 Слушают биографию автора.

Дети читают у доски.

Уч 1: Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в зажиточной семье помещика. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

Уч 2: Отец поэта был жестоким. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

Уч 3: Николай Некрасов писал стихи о деревне, о трудной жизни крестьян и о несправедливости. Но есть и другие произведения в творчестве поэта. В стихах Некрасова для детей нет таких тяжёлых описаний. Они наполнены любовью к Родине, хотя время от времени между строк и читается лёгкая грусть. Чаще всего в детских стихотворениях Некрасов описывает природу в разное время года и беззаботную радость детства.

-Николай Алексеевич Некрасов

- Семья была многодетной. Отец был жестоким.

-Отец лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу.

-О деревне, о трудной жизни крестьян, о несправедливости, о природе в разное время года.

Открывают учебник.

-На первой иллюстрации видим мужика на санях, он едет зимой по лесу. На второй иллюстрации Дед Мороз.

-О зимнем времени года и т.д.

Слушают прочтение и следят в учебнике.

-Палицей.

Ответы детей.

Читают четверостишие.

-Палица-старинное оружие-тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Ответы детей.

- начальник войска

- сторожит

- гружёные повозки

- богатство

- растрёпанная

- беднеет

- тяжесть

Ответы детей.

Физкультминутка

2 мин

-Пришло время отдохнуть. Мороз вместе со своим войском –вьюгами и метелями прошёл через лес и очутился у нас в классе.

Чтобы нам не замёрзнуть, проведём физминутку.

На дворе у нас мороз

Чтобы носик не замёрз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

Руки вверх.руки вниз

На носочках пордтянись,

Руки ставим на бочок

На носочках

Топ.топ,топ

А затем поприседаем

Никогда не замерзаем

Ну вот и согрелись,садитесь.

Шагают на месте

Хлопают

Пнимают и опускают руки

Ходят на носках

Приседания.

Садятся за парты.

Первичная проверка понимания

10 мин

1.Вторичное чтение.

-Самостоятельно прочитайте стихотворение, жужжащее чтение.

2.Анализ

-Найдём рифмы в каждом четверостишие.

-Мы видим, что рифмуются какие строки?

-Какой это вид рифмы? Кольцевая (1 с 4, 2 с 3)? Парная (1 с 2, 3 с 4)? Перекрёстная?

3.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте, как называет Некрасов Мороза? Почему?

-Если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Что же это за войско? Найдите в тексе.  

-Найдите и прочитайте строфы, в которых Мороз говорит о себе.

-Обратите внимание, что эти четверостишия нужно читать с гордостью и величеством.

-Какие картины ты представляешь, когда читаешь две последние строчки стихотворения?

-У каждого автора есть необычные и загадочные слова, Все они украшают любое произведение. Что это за слова?

-Что такое олицетворение?

-Что такое эпитеты?

 

Поработаем по вариантам.

1 вариант-найдите в тексте олицетворения.

2 вариант-найдите в тексе эпитеты.

-Для чего автор использует олицетворения в своём стихотворении?

-Для чего автор использовал эпитеты в стихотворении?

Самостоятельное чтение

-Бором-дозором, ручьи-свои, метели-щели, занесли-земли, дубах-водах и т.д.

-Первая с 3, 2 с 4.

-Перекрёстная.

-Воевода. Потому что он руководит жизнью природы.

-За всем смотрит проверяет, сторожит. «Метели, снега и туманы покорны морозу всегда,...»

-«Метели, снега и туманы покорны морозу всегда,...»

Ответы детей.

-Олицетворения, эпитеты, и т.д.

-Олицетворения – приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.

Эпитеты – яркие образные определения, помогающие описать предмет.

-ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и

туманы покорны.

-косматая борода, удалая, хвастливая песня.

-Чтобы показать

силу, могущество

-Чтобы мы яснее представили портрет этого героя.

Первичное закрепление

9 мин

1.Чтение по желанию.

-Кто готов прочитать стихотворение громко, чётко и выразительно?

2.Сиквейн.

Я вам раздала вот такие заготовки. Сейчас каждый из вас создаст сиквейн-это стихотворение из 5 строк.

Каждая строка имеет свой смысл и свои правила.

1 строка- одно существительное, обозначающее тему сиквейна.

2 строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие

3 строка- три глагола, называющие действия, свойственные данному предмету.

4 строка- короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношения к ней.

5 строка- существительное (одно или два), выступающее как вывод, итог.

На создание сиквейна у вас 4 минуты, а его тема-стихотворение, которое мы сегодня изучали. Выполняем задание в тетради.

Читают по желанию.

Создают сиквейн в тетрадях.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

-Ваше домашнее задание будет творческим. Нужно выбрать одно четверостишие, выучить его и нарисовать к нему иллюстрацию.

-Есть ли вопросы по д/з?

-На самом деле, это очень интересная поэма. На вашем месте я прочитала бы её полностью в свободное время.

Задают вопросы.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

3 мин

1.Подведение итогов.

- С какие произведением мы сегодня работали на уроке?

-Назовите автора этого стихотворения.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

2.Рефлексия.

-Вы получили карточки с таблицей из двух столбцов. В первом - высказывание, а во втором - продолжение высказывания. Подчеркните то, что относится именно к вам.

3.Оценка

-Я видела, как вы старались на уроке. Вы –молодцы. За сегодняшний урок я ставлю отметки…. Данные отметки вы получили за работу в течение урока, за выразительное чтение.

-Урок закончен, спасибо.

1.Подведение итогов.

- «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

- Н.А.Некрасов

-изучить стихотворение Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

2.Рефлексия.

Подчёркивают активно\неактивно, доволен/недоволен, …

3.Оценка

Получают отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...