Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Честное слово", УМК "Школа XXI века", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово»; представлений о биографии Леонида Пантелеева.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о биографии автора;

2. Познакомить с произведением «Честное слово».

Предметные:

1. Иметь представление о жизни и творчестве автора;

2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения.

Развивающие:

1. Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Честное слово»;

2. Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы.

Личностные:

1. Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

2. Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным.

Воспитательные:

1. Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

2. Готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 22.04.2025

Школа: МБОУ «СОШ № 1»

Класс: 3 В

Урок: 4

Время:                          Кабинет: 108

Студент: Останина Полина Андреевна

Группа: 41

Учитель: Берсенёва Марина Анатольевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово»; представлений о биографии Леонида Пантелеева.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о биографии автора;

2. Познакомить с произведением «Честное слово».

Предметные:

1. Иметь представление о жизни и творчестве автора;

2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения.

Развивающие:

1. Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Честное слово»;

2. Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы.

Личностные:

1. Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

2. Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным.

Воспитательные:

1. Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

2. Готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

УМК: «Начальная школа XXI века» Литературное чтение. 3 класс, часть 2 – Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование 

Самоопределение к деятельности 
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте не лежало ничего лишнего и присаживайтесь.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Ребята, а теперь я попрошу вас присесть, а затем медленно вставая хлопать в ладоши сначала тихо, а потом громче и громче. Теперь в нашем классе много маленьких салютов. Салюты дарят нам радость и, я надеюсь, этот урок тоже подарит вам радостное настроение!

Приветствуют учителя

Организуют рабочее место.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса.

Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, индивидуальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

-Ребята, на экране вы можете увидеть облако слов, посмотрите внимательно и подумайте, что перед вами?

Изображение выглядит как текст, Шрифт, Графика, графический дизайн  Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

-Попробуйте объединить эти понятия, что их связывает? Как вы могли бы назвать их одной фразой?

-Верно! А среди них есть лишние?

-А почему лживость – это отрицательное качество? Ведь можно соврать во благо, как вы считаете?

-Я с вами полностью согласна, ведь даже в самом слове «честность» запряталось замечательное слово «честь».

Честь – значит достоинство, это то, что заслуживает уважения. Поэтому не зря говорят: «Я даю честное слово».

-Что значит «даю честное слово»?

Отвечают на вопросы учителя;




- Внутренние качества человека.

-Гнев, зависть, лживость.-Нет, важно быть честным человеком.

-Значит, что человек точно его сдержит.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. 

-Быть честным, справедливым человеком и держать свое «честное слово» очень важно каждому от мала до велика. Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Леонида Пантелеева, которое так и называется.

-Сформулируйте тему урока.

- Чтобы поставить цель на урок, давайте воспользуемся словами-помощниками на экране и вставим пропуски: Узнать о ……писателя и познакомиться с его рассказом « ……..»

-Дополните слова на экране, чтобы получился план на урок:

Изучим…

Познакомимся..

Сделаем…

Подведем…

Отвечают на вопросы учителя;

-Честному слову.

-Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»

-Узнать о биографии писателя и познакомиться с рассказом "Честное слово»

-Изучим: биографию автора

-Познакомимся: с рассказом «Честное слово»

- Сделаем: самостоятельную работу

-Подведем: итоги урока

К: 

- участие в учебном диалоге;

формулирование ответов;

- построение речевых высказываний. 

П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал

Форма контроля: внешний контроль

1.Организовывает «открытие»  новых знаний. 

-Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана, а именно узнаем подробнее о биографии Леонида Пантелеева.

-Его настоящее имя - Еремеев Алексей Иванович (родился 22 августа в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентов. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г. Белых была написана первая книга «Республика Шкид» (1927).

- Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово».

Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки.

-Были ли факты из биографии писателя, которые вам не знакомы?

-Отлично, мы выполнили первый пункт плана.

-Судя по названию рассказа вы можете предположить, о чем он?

-Хорошо, тогда давайте прочитаем его и узнаем.

-Откройте ваши учебники на странице 101.

2. Организация чтения всего текста учителем.

- Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будете следить за чтением. Будьте готовы, я буду задавать вопросы вовремя чтения.

- Итак, ребята, от чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста.

- Где происходили действия?

- Что узнали о мальчике?

2 часть. Вопросы:

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик?

-Отлично, мы выполнили второй пункт плана.

Дети отвечают;

Отвечают на вопросы учителя:

-О честности.

Отвечают на вопрос учителя;

Делают предположения о содержании рассказа;

-От лица рассказчика, который читал книгу в садике.

-В саду.

-Мальчик играл в войну и дал честное слово остаться на посту, поэтому остался.

-Он очень устал, проголодался, но не мог покинуть свой пост.

-Товарищи забыли про мальчика, а парк должны были закрыть, но он не мог уйти из-за своего обещания.

-С большим сочувствием и уважением, он восхищается силой характера мальчика.

 

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1.Повторение материала.

-Мы познакомились с отрывком рассказа «Честное слово»

-На ваш взгляд, хорошо ли поступили друзья с мальчиком?

- Как вы думаете, правильно ли поступил герой, оставшись на своем посту?

Отвечают на вопросы учителя;
-Нет, они о нем забыли.

-Да, ведь он обещал оставаться на своем месте.



К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Динамическая пауза(1 мин)

(Видеоролик)

Выполняют движения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

-Вам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним правила.

 -Подумайте и предположите, как дальше может развиваться эта история.

Подбирают пословицы к рассказу в парах;

-Уважать мнение каждого

-Каждый несет ответственность за общий результат

-Слушай, не перебивая

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: фронтальная беседа 

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: взаимоконтроль

1.Проверка готовности 

-Ребята, а сейчас поработайте в карточках, которые я вам раздам.

- Соотнесите слово и его лексическое значение.

Если возникнут трудности, то можете воспользоваться словарем.

Помещение для сторожа…..

Военнослужащий, стоящий  на посту, на часах …..

Не находя утешения…

Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо….

Ни с чем….

-Отлично, мы выполнили третий пункт плана.

Выполняют самостоятельную работу;


Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, Не солоно хлебавши, караул.

П: ориентироваться на разнообразие способов задач.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, все ли пункты плана мы выполнили?

-Да, мы не подвели итоги. Самое время это сделать!

- Какая тема была у нашего урока?

- Какая у нас была цель? Достигли ли мы ее?

- Ребята, вы отлично поработали! На ваших столах листок, если вы считаете, что вы справились и этот урок не вызвал у вас затруднения, поднимите закрасьте звездочку зеленым. Если вы справились, но были небольшие трудности – желтым. Если было трудно, закрасьте красным..

- Домашнее задание: полностью прочитать рассказ «Честное слово»

Спасибо вам за активную работу, урок окончен.

-Не подвели итоги урока

-Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»

-Узнать с биографией писателя и его рассказом "Честное слово»

Р: 

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

П: работать по предложенному плану.

К: формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...