Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Честное слово", УМК "Школа XXI века", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово»; представлений о биографии Леонида Пантелеева.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о биографии автора; 2. Познакомить с произведением «Честное слово». | Предметные: 1. Иметь представление о жизни и творчестве автора; 2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения. |
Развивающие: 1. Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Честное слово»; 2. Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы. | Личностные: 1. Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; 2. Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным. |
Воспитательные: 1. Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; 2. Готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 22.04.2025 Школа: МБОУ «СОШ № 1» Класс: 3 В Урок: 4 Время: Кабинет: 108 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 41 Учитель: Берсенёва Марина Анатольевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово»; представлений о биографии Леонида Пантелеева.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о биографии автора; 2. Познакомить с произведением «Честное слово». | Предметные: 1. Иметь представление о жизни и творчестве автора; 2. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения. |
Развивающие: 1. Развивать умение обобщать изучаемое произведение «Честное слово»; 2. Развивать коммуникативные навыки с помощью парной работы. | Личностные: 1. Научатся понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; 2. Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным. |
Воспитательные: 1. Воспитывать проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; 2. Готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. |
УМК: «Начальная школа XXI века» Литературное чтение. 3 класс, часть 2 – Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте не лежало ничего лишнего и присаживайтесь. 2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Ребята, а теперь я попрошу вас присесть, а затем медленно вставая хлопать в ладоши сначала тихо, а потом громче и громче. Теперь в нашем классе много маленьких салютов. Салюты дарят нам радость и, я надеюсь, этот урок тоже подарит вам радостное настроение! | Приветствуют учителя Организуют рабочее место. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса. Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный, индивидуальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу. -Ребята, на экране вы можете увидеть облако слов, посмотрите внимательно и подумайте, что перед вами? -Попробуйте объединить эти понятия, что их связывает? Как вы могли бы назвать их одной фразой? -Верно! А среди них есть лишние? -А почему лживость – это отрицательное качество? Ведь можно соврать во благо, как вы считаете? -Я с вами полностью согласна, ведь даже в самом слове «честность» запряталось замечательное слово «честь». Честь – значит достоинство, это то, что заслуживает уважения. Поэтому не зря говорят: «Я даю честное слово». -Что значит «даю честное слово»? | Отвечают на вопросы учителя; - Внутренние качества человека. -Гнев, зависть, лживость.-Нет, важно быть честным человеком. -Значит, что человек точно его сдержит. | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. -Быть честным, справедливым человеком и держать свое «честное слово» очень важно каждому от мала до велика. Как вы думаете, чему будет посвящён урок? -Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Леонида Пантелеева, которое так и называется. -Сформулируйте тему урока. - Чтобы поставить цель на урок, давайте воспользуемся словами-помощниками на экране и вставим пропуски: Узнать о ……писателя и познакомиться с его рассказом « ……..» -Дополните слова на экране, чтобы получился план на урок: Изучим… Познакомимся.. Сделаем… Подведем… | Отвечают на вопросы учителя; -Честному слову. -Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» -Узнать о биографии писателя и познакомиться с рассказом "Честное слово» -Изучим: биографию автора -Познакомимся: с рассказом «Честное слово» - Сделаем: самостоятельную работу -Подведем: итоги урока | К: - участие в учебном диалоге; формулирование ответов; - построение речевых высказываний. П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал Форма контроля: внешний контроль | 1.Организовывает «открытие» новых знаний. -Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана, а именно узнаем подробнее о биографии Леонида Пантелеева. -Его настоящее имя - Еремеев Алексей Иванович (родился 22 августа в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентов. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г. Белых была написана первая книга «Республика Шкид» (1927). - Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово». Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. -Были ли факты из биографии писателя, которые вам не знакомы? -Отлично, мы выполнили первый пункт плана. -Судя по названию рассказа вы можете предположить, о чем он? -Хорошо, тогда давайте прочитаем его и узнаем. -Откройте ваши учебники на странице 101. 2. Организация чтения всего текста учителем. - Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будете следить за чтением. Будьте готовы, я буду задавать вопросы вовремя чтения. - Итак, ребята, от чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста. - Где происходили действия? - Что узнали о мальчике? 2 часть. Вопросы: - Почему мальчик плакал? - В какую ситуацию он попал? - Как к этому отнесся рассказчик? -Отлично, мы выполнили второй пункт плана. | Дети отвечают; Отвечают на вопросы учителя: -О честности. Отвечают на вопрос учителя; Делают предположения о содержании рассказа; -От лица рассказчика, который читал книгу в садике. -В саду. -Мальчик играл в войну и дал честное слово остаться на посту, поэтому остался. -Он очень устал, проголодался, но не мог покинуть свой пост. -Товарищи забыли про мальчика, а парк должны были закрыть, но он не мог уйти из-за своего обещания. -С большим сочувствием и уважением, он восхищается силой характера мальчика.
| Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Повторение материала. -Мы познакомились с отрывком рассказа «Честное слово» -На ваш взгляд, хорошо ли поступили друзья с мальчиком? - Как вы думаете, правильно ли поступил герой, оставшись на своем посту? | Отвечают на вопросы учителя; -Да, ведь он обещал оставаться на своем месте. | К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
Динамическая пауза(1 мин) | (Видеоролик) | Выполняют движения | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1. Повторение изученного материала -Вам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним правила. -Подумайте и предположите, как дальше может развиваться эта история. | Подбирают пословицы к рассказу в парах; -Уважать мнение каждого -Каждый несет ответственность за общий результат -Слушай, не перебивая | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Проверка готовности -Ребята, а сейчас поработайте в карточках, которые я вам раздам. - Соотнесите слово и его лексическое значение. Если возникнут трудности, то можете воспользоваться словарем. Помещение для сторожа….. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах ….. Не находя утешения… Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо…. Ни с чем…. -Отлично, мы выполнили третий пункт плана. | Выполняют самостоятельную работу;
| П: ориентироваться на разнообразие способов задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, все ли пункты плана мы выполнили? -Да, мы не подвели итоги. Самое время это сделать! - Какая тема была у нашего урока? - Какая у нас была цель? Достигли ли мы ее? - Ребята, вы отлично поработали! На ваших столах листок, если вы считаете, что вы справились и этот урок не вызвал у вас затруднения, поднимите закрасьте звездочку зеленым. Если вы справились, но были небольшие трудности – желтым. Если было трудно, закрасьте красным.. - Домашнее задание: полностью прочитать рассказ «Честное слово» Спасибо вам за активную работу, урок окончен. | -Не подвели итоги урока -Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» -Узнать с биографией писателя и его рассказом "Честное слово» | Р: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - анализировать и осмысливать свои достижения на занятии. П: работать по предложенному плану. К: формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...
