Конспект урока "Звук и буква Р", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Епифанова Светлана Викторовна

Цели урока:

Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой р и звуком [р], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова с данной буквой;

Коррекционно – развивающие: коррегировать и развивать память, фонематический слух, внимание, наглядно – действенное мышление, зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении; развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

Коррекционно – воспитывающие: Формировать  положительную мотивацию к обучению. Воспитывать интерес к чтению. Воспитывать  у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: познакомить со звуком и буквой р; научить читать слоги, слова с буквой р; дать понятия слову хор;

Глоссарий по теме: Звук, буква, гласные и согласные звуки и буквы, слово хор.

Оборудование: учебник «Букварь» Аксёнова А.К. ч.1; карточки с изученными буквами; карточка с буквой р; кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekta_zvuk_i_bukva_r.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Чтение

Класс: 1

ФИО учителя: Епифанова Светлана Викторовна

Тема урока: Звук и буква Р

Цели урока:

Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой р и звуком [р], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова с данной буквой;

Коррекционно – развивающие: коррегировать и развивать память, фонематический слух, внимание, наглядно – действенное мышление, зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении; развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

Коррекционно – воспитывающие: Формировать  положительную мотивацию к обучению. Воспитывать интерес к чтению. Воспитывать  у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: познакомить со звуком и буквой р; научить читать слоги, слова с буквой р; дать понятия слову хор;

Глоссарий по теме: Звук, буква, гласные и согласные звуки и буквы, слово хор.

Оборудование: учебник «Букварь» Аксёнова А.К. ч.1; карточки с изученными буквами; карточка с буквой р; кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы; компьютер, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

а) Настрой на урок

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе,

Руки замерли у всех,

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё

Ушки внимательно слушают и всё __________

Голова ________

б) Временные представления

- Назовите день недели?

- Какое время года сейчас?

- Какое время суток?

- Число, месяц

в) Мотивация

- Какой по счету урок?

- Какой у нас урок?

- Чему учимся на уроке чтения?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Видят

Слышат

думает

Отвечают на вопросы учителя

2 Речевая разминка

а) Артикуляционная гимнастика.

- Что мы должны сделать, чтобы правильно говорить и читать?

Артикуляционная гимнастика

1 Заборчик

2 Бублик

3 Блинчик

4 Чашечка

5 Лошадка

6 Грибок

7 Гармошка

8 Дятел

9 Часики

б) Дыхательная гимнастика

Упр «Ветерок» Представьте себе, что у вас на ладошке пушинка,

давайте подуем на неё нежно, с лёгкостью.

А теперь дуем на неё отрывисто.

А сейчас быстро, чтобы пушинка улетела далеко.

в) пропеть гласные

Выполняют гимнастику

3 Актуализация знаний учащихся

а) Повторение изученных букв. Игра «Четвертый лишний».  Слайд 1

-  Посмотрите, кто к нам пришел. Вместе с Вовой мы учим буквы. Сегодня Вова нам принес новую букву. Какую узнаем позже. А пока, вспомним какие уже знаем буквы.

- Посмотрите на доску, назовите спрятанные буквы.   Слайд 2

- Какая буква лишняя? Почему?

- Какие бывают звуки и буквы.

- Чем отличаются гласные от согласных?

Вова

Называют, буквы, выделяют лишнюю. Отвечают на вопросы.

- Потому что она согласная, все гласные.

Гласные, согласные

Гласные – поются, согласные – встречают преграду.

Физминутка

 Найти по классу развешанные буквы

Ищут по классу развешанные буквы.

3 Актуализация знаний учащихся

 б) Чтение слогов с изученными буквами. Слайд 3

- Чтение слогов хором, по цепочке  на слайде

в) Чтение слов с изученными буквами.

Прочитай слова на листочке  3 -4 – слова (дифференциация)

Чтение слогов хором, по цепочке

Читают индивидуально (карточки)

Гимнастика для глаз

Проводится по тренажеру (снежинка)

Выполняют по тренажёру

4 Сообщение темы и целей урока

Чтобы узнать, какую букву сегодня нам принес Вова, надо отгадать загадку. Слайд 4

Лишь в воде она живёт.
Посмотрите, как плывёт:
Ветра, молнии быстрей —
Не угнаться нам за ней!

-Какой первый звук в слове рыба?

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся? Слайд 5

- Будем учиться читать слоги и слова с новой буквой. Мальчик Вова приготовил нам ещё много интересных заданий.

Ответы учащихся

5 Изучение нового материала

- Как рычит собака?  Слайд 6, 7

Давайте произнесем звук р и понаблюдаем, как ведут себя губы, зубы, язык.

- Закроем ушки и постучим языком (произнесем этот звук). Что наблюдаете?

Вывод: звук р – согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий.

Чистоговорка

Ра – у собаки конура

Ру – я игрушки соберу

Ро – вот ведро

б) Коррекция и развитие Фонематического слуха.  *Игра «Ловишки».

- Хлопните в ладошки, если услышите звук Р, если нет – топните ногой.

Рыба, рак, замок, утка, сахар,

По картинкам мяч, ромашка, тигр

в) Знакомство с буквой.

- мы можем увидеть звуки?

- Давайте станем волшебниками и превратим звук Р в букву Р.

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

Вот и буква Р. Слайд 8, 9

Рак клешню свою приставил

К голове как офицер,

Честь отдал, усы расправил,

Стал похож на букву “Р”.

г) Анализ буквы.

- Из каких элементов состоит буква? Сколько элементов?

На что ещё похожа буква Р?

Конструирование буквы Р. Слайд 10

- Выложите букву Р из палочек (самостоятельно, по образцу).

Упражнение на коррекцию развитие внимания.

Выберите среди других букв, только буквы Р. Найдите и обведите кружочком  все буквы Р.  

д) Чтение слогов с буквой т. Слайд

- Подружим Букву Р с гласными буквами. Прочитаем вместе с Вовой слоги.

Прямые и обратные

- Губы открыты, зубы открыты, а язычок за верхними зубами, поднят к бугоркам и дрожит.

- голос работает, значит, звук громкий (звонкий).

Привлечение внимания детей к развитию умения распознавать звук р

Повторяют по цепочке.

- Нет, мы видим и пишем буквы

(Вместе с детьми произносим стихотворение)

Ответы детей

Палочка, полукруг

На топор, парус, ракету

Выкладывают букву.

учащиеся ищут буквы т, среди других букв.

Читают слоги хором, индивидуально.

Физминутка

Бабочка

Изучение нового материала

Кто узнал как цветок называется?

-Выложим слово роза из кассы букв. Прочитать.

- Выложим слово хор. Прочитать.

-Посмотрите на доску, подберите схему к словам роза, хор.

Закрепление изученного материала.

а) Работа по учебнику.

- Откройте «Букварь» по закладке. Будем работать на с.106

- Найдите букву, с которой познакомились. Сколько таких букв?

- Прочитаем слоги, слова на этой же странице.

- Найдите к прочитанному слову картинку

- Подумайте, какой схеме подходят  слова.

Учатся открывать учебник по закладке, находить нужную страницу.

Рр, две (большая и маленькая), в синем квадрате.

Читают совместно с учителем, по цепочке

Отвечают на вопросы.

Выполняют работу по инструкции.

Выполним задание от Вовы.

- Придумайте слова на букву Р.

Итог урока

- Какой звук и букву мы изучали на уроке?  В домик, какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Вовы.

Самооценка учащихся. - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то подарите мне свою улыбочку.

- Урок окончен.

Отвечают на вопросы

Оценка своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Звук и буква ж", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс

Конспект урока по чтению для учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью....

Буква "Х". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация для знакомства с буквой "Х" и упражнения для закрепления в 1 классе для обучающихся с УО (2 вариант)...

Буква "А". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация для знакомства с буквой "А" и упражнения для закрепления 1 класс для детей с УО (2 вариант)...

Буква "М". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация и упражнения для знакомства с буквой "М". 1 класс. Для детей с УО (2 вариант)...

Буква "О". ФГОС ИН (2 вариант) 1 класс

Презентация и упражнения для ознакомления с буквой "О"...

Конспект "Звук и буква т", ФГОС ИН (1 вариант), 1 класс

Цели урока: Коррекционно – образовательные: познакомить с буквой т и звуком [т], учить давать характеристику звукам, учить читать слоги, слова с данной буквой; Коррекционно – развивающие: коррегиров...