Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс)

Юможапова Оксана Юрьевна
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на формирование у учащихся умения понимать и анализировать художественные произведения, развивать навыки чтения, а также любовь к литературе.
 
В ходе обучения учащиеся будут знакомиться с произведениями как классической, так и современной литературы, основными жанрами художественного слова: сказками, рассказами, повестями, стихотворениями. Программа включает изучение текстов различных авторов, что позволит детям увидеть разнообразие литературного мира и оценить художественные достоинства произведений.
 
Основное внимание уделяется развитию умений анализа текста, выявлению главной мысли, темы и проблемы произведения, а также умению выразительно читать и пересказывать. Занятия включают обсуждения прочитанного, что способствует формированию критического мышления и умения аргументированно выражать свои мысли. Также предусмотрены творческие задания, такие как создание авторских произведений, рецензий и иллюстраций, что поспособствует развитию креативности и художественного восприятия.
 
Программа обеспечивает интеграцию с другими предметами и позволяет учащимся лучше понять культурный и исторический контекст произведений, изучение которых проводится. Важными элементами программы являются активные методы обучения, такие как групповые и парные задания, а также использование мультимедийных технологий.
 
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса направлена на развитие у детей устной и письменной речи, формирование навыков работы с текстом, а также привитие любви к чтению и культуре чтения. Эмоциональное восприятие литературы, формирование нравственных и эстетических ценностей играют ключевую роль в образовательном процессе, открывая детям двери в мир искусства слова и глубины человеческих чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_2_chasa_dlya_4abv_klassov.docx77.26 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования администрации МО "Заиграевский район"

МБОУ "Эрхирикская СОШ"

РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

Руководитель МО начальных классов

 Хаматханова Л.Ю. _______

Протокол №__

от "__" _________ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Дашинимаева А.А.__________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

"Эрхирикская СОШ"

Ринчинова М.Р._________

 

Приказ № номер ___

от "___" _________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для 4 класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составители: Хаматханова Лариса Юрьевна

                                                                                                                     Юможапова Оксана Юрьевна

                                                                                                                      Нимаева Оюна Юрьевна        

                                                                                                                          учителя начальных классов                                                                                                                                                        

с. Эрхирик

2023

Пояснительная  записка

Рабочая  программа предмета   «Литературное  чтение»  для  4 класса  разработана  в  соответствии с  основными  положениями   Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования,  Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России,  планируемых  результатов  начального  общего  образования, на  основе  Примерной образовательной программы начального общего образования  (УМК «Школа России») научный руководитель А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2022г., авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной  «Литературное  чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классы, Москва «Просвещение» 2022 год.  

Литературное  чтение – один  из  основных  предметов  в  обучении  младших  школьников.  Он  формирует  общеучебный  навык  чтения  и  умение  работать  с  текстом,  пробуждает  интерес  к  чтению  художественной литературы  и  способствует  общему  развитию  ребенка,  его  духовно-нравственному  и  эстетическому  воспитанию.

Успешность изучения  курса  литературного  чтения  обеспечивает  результативность  по  другим  предметам  начальной  школы.

Курс литературного  чтения  направлен на достижение  следующих  целей:

  •   овладение  осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих  умение  работать  с  разными  видами  текстов;   развитие  интереса  к чтению  и  книге;  формирование  читательского  кругозора и приобретении опыта в  выборе  книг и самостоятельной читательской  деятельности;
  •   развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной  отзывчивости при чтении художественных  произведений; формирование эстетического отношения к слову  и  умения  понимать  художественное  произведение;
  •   обогащение нравственного  опыта младших школьников  средствами  художественной  литературы;  формирование нравственных  представлений  о добре , дружбе, правде  и  ответственности;  воспитание  интереса  и  уважения  к  отечественной  культуре  народов  многонациональной  России  и  других  стран.

 Литературное  чтение  как  учебный предмет  в  начальной  школе  имеет  большое  значение  в  решении  задач не  только  обучения,  но  и  воспитания.

   Знакомство  учащихся  с  доступными  их  возрасту  художественными  произведениями, духовно-нравственное  и  эстетическое  содержание  которых  активно  влияет  на  чувства,  сознание  и  волю  читателя,  способствует  формированию  личных  качеств, соответствующих  национальным  и  общечеловеческим  ценностям .Ориентация  учащихся на  моральные  нормы  развивает  у  них  умение  соотносить  свои  поступки с этическими  принципами  поведения  культурного  человека,  формирует  навыки  доброжелательного  сотрудничества.

Важнейшим  аспектом  литературного  чтения  является  формирование  навыка  чтения  и  других  видов  речевой  деятельности  учащихся.  Они  овладевают  осознанным  и  выразительным  чтением, чтением  текстов  про  себя,  учатся  ориентироваться  в  книге,  использовать  её  для расширения  своих  знаний об  окружающем  мире.

         В процессе  освоения  курса  у  младших  школьников повышается  уровень коммуникативной  культуры: формируются умения составлять  диалоги, высказывать  

различными  видами  текстов,  самостоятельно  пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

         На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу  художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

         Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика  учебного  предмета

         «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

         Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

        Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный опыт  ребёнка,  формируя  у  школьников  читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

          Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

          Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

          Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

          Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,  составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

          Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.  Учащиеся получают   первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого  литературного

произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

         При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

        Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

       Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

         Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.        

Место  курса «Литературное  чтение» в учебном плане

В  соответствии с учебным  планом  в 4 классе  на уроки литературного чтения по учебному плану  отводится   68 ч  (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты   изучения курса

            Реализация программы обеспечивает достижение учащимися  начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Ценностные ориентиры содержания предмета

    Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что  литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

Содержание курса

Летописи, былины, жития

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Былины. «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Проект «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин  «Листопад»

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка»

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин «Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Проект «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

С. А. Есенин «Лебедушка»

Родина

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма  Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения

Организация практикумов по выразительному чтению:

1)        проведение   упражнений по технике   речи,   упражнений   с   элементами игры для тренировки дыхания («задувание   пламени   воображаемой свечи»), силы   голоса,   дикции;

  1. овладение  правилами  литературного  произношения  слов (орфоэпическими  правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями,      мелодикой речи и чтения).
Произнесение    стихотворных   строк   с  различными смысловыми оттенками,  с различными намерениями  (с разным  подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Выработка умений работать с текстом

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и

Перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 80слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы оценок по технике чтения в 1-4 классах

«5»

«4»

«3»

«2»

1 класс

1 полугодие

-

-

-

-

2 полугодие

30-35 слов

25-30 слов

20-25 слов

Ниже 20 слов

2 класс

1 полугодие

35-40 слов

30-35 слов

25-30 слов

Ниже 25 слов

2 полугодие

50 и выше слов

45-50 слов

35-45слов

Ниже 35 слов

3 класс

1 полугодие

61-70 слов

56-60 слов

50-55 слов

Ниже 50 слов

2 полугодие

71-80 слов

66-70 слов

60-65 слов

Ниже 60 слов

4 класс

1 полугодие

81-90 слов

76-80 слов

70-75 слов

Ниже 70 слов

2 полугодие

91-100 слов

86-90 слов

80-85 слов

Ниже 80 слов

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;

-оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;

- вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при  обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать смысл прочитанного;

- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в текстах напрямую, объяснять их; формулировать простые выводы; понимать текст;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное мнение;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

- писать отзыв о прочитанной книге;

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

-распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

-отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Учебно – методическое сопровождение

Программа

Авторские  программы В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Обучение грамоте» и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение»: (УМК «Школа России») для 1 – 4 классы, Москва «Просвещение» 2022 год.

Учебник

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.4 класс. Часть 1, 2.

Дидактические средства для учащихся

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Материалы для проведения проверочных работ

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 1 -4класс / Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2022.

Методические пособия

С.В.Кутявина  Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс

Москва «ВАКО» 2022 г.

Печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях

                         


Технологическая карта

Дата

№  

по теме

Тема урока

Характеристика деятельности

Вид работ

ТСО

Оборудование

Былины. Летописи. Жития (4ч)

1

1

Ознакомление с учебником. Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

«И вспомнил Олег коня своего»

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

ИКТ

Толковый словарь

2

2

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Три поездочки Ильи Муромца.

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст.

Картина                    В. В. Васнецова «Богатыри»

3

3

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

ИКТ

Толковый словарь

Репродукции картин

4

4

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Тестовые задания

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.

п/о

тест

Чудесный мир классики (12 ч)

5

1

Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). Характеры главных героев в сказке               П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

ИКТ а/з

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

6

2

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-

Горбунок».

Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

наиз.№1

в/ф

7

       3

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности.

наиз.№2

ИКТ

Картины с изображением осени, природы

8

      4

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Волшебные  сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

наиз.№3

а/з

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

Выставка книг

9

5

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.

в/ф

10

6

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека».

 «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество      М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений.

наиз.№4

ИКТ

Портрет писателя

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

11

7

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

12

8

Контрольная работа

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

К/р №1

13

9

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

Выставка книг

14

10

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Портрет писателя

15

11

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление плана.

Тестовые задания.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

тест

ИКТ

Портрет писателя

16

12

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения.

п/о

ИКТ

Выставка книг

Портреты писателей

Поэтическая тетрадь (5 ч)

17

1

Лирика Ф. И. Тютчева

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова,                 И. Никитина, И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

ИКТ

Иллюстрации, картины о природе:

«Встреча зимы»

«Первый снег»

Портреты писателей

Словарь синонимов, антонимов, эпитетов

18

2

Картины весенней природы и настроение
в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…» Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

наиз.№7

19

3

Тема любви к Родине в стихотворении         И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

наиз.№8

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

наиз.№9

ИКТ

20

4

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…»

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

наиз.№10

21

Обобщение по разделу.

Контрольная работа

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

К/р №2

Литературные сказки (10 ч)

22

1

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

Толковый словарь

23

        2

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

24

3

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

25

4

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

26

5

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

ИКТ а/з

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

Выставка книг

27

6

Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

в/ф

28

7

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

29

8

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

30

9

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

в/ф

31

10

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа 

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

К/р №3

Делу время – потехе час (3 ч)

32

1

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации к сказкам

Словарь пословиц и поговорок

33

2

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта. «Что любит Мишка.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

а/з

Портрет писателя

Выставка книг

34

         3

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Тестовые задания

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

ИКТ

Портрет писателя

Страна детства (3 ч)

35

1

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

ИКТ

Портрет писателя

 Выставка книг

36

2

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

ИКТ

Портрет писателя

Портрет Э. Грига

37

3

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. Обобщение по разделу «Страна детства»

Тестовые задания

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

ИКТ

Портрет писателя

 

Поэтическая тетрадь (3 ч)

38

1

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

Портреты писателей

Словарь синонимов, антонимов, эпитетов

Репродукции картин художников

39

2

Тема природы и Родины в стихах                   М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка». Тема природы и Родины в стихах                   М. И. Цветаевой «Наши царства»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

наиз.№11

ИКТ

40

3

С.А.Есенин. «Бабушкины сказки». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»Контрольная работа 

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

К/р №4

Природа и мы (6 ч)

41

1

Отношения человека и птицы в  рассказе       Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации к произведению

Толковый словарь

42

2

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации с изображением животных

43

3

Писательская наблюдательность                     М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка». Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

Знать творчество М. М. Пришвина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения

Портрет писателя

Выставка книг

44

4

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

ИКТ

Портрет писателя

Иллюстрации с изображением животных

45

5

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

46

6

Обобщение по разделу «Природа и мы». Тестовые задания.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

тест

Поэтическая тетрадь (4 ч)

47

1

Настроение, выраженное в стихах                     Б. Л. Пастернака «Золотая осень». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

ИКТ

Портреты писателей

Репродукции картин художников

Толковый словарь

48

2

Тема природы и Родины в стихах                      Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и  Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

49

3

Иносказательный смысл произведения
С. А. Есенина «Лебедушка»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

наиз.№13

ИКТ

50

4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Родина (3  ч)

51

1

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

ИКТ

Портреты писателей

Словарь синонимов, антонимов, эпитетов

52

2

Патриотическое звучание, выразительность
стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине» и А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

наиз.№14

53

3

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина»

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Страна Фантазия (3 ч)

54

1

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

в/ф

Портрет писателя

Толковый словарь

55

2

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

в/ф

Портрет писателя

Выставка книг

56

3

 Тестовые задания. Обобщение по разделу «Страна фантазия»

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

тест

п/о

ИКТ

Зарубежная литература (12ч)

57

1

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

в/ф

Портрет писателя

Толковый словарь

58

2

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

59

3

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

ИКТ

Портрет писателя

Выставка книг

Иллюстрации к сказке

60

4

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

61

5

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

в/ф

62

6

Тестовые задания.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

тест

63

7

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Портрет писателя

Толковый словарь

64

8

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

65

9

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Иллюстрации к произведению

66

10

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

67

11

Олимпиада.

68

12

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

п/о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...